Елена Свириденко
Пояснительная записка к сценарию интегрированной НОД «Путешествие в зимний лес» (2 младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственной образовательной деятельности составлен в соответствии с образовательной программой ДОУ, разработанной на основе базисной программы «Истоки», парциальной программы Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду», с учетом Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ.
В процессе НОД осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Публикация «Пояснительная записка к сценарию интегрированной НОД „Путешествие в зимний лес“ (2 младшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Младшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
• Принцип непрерывности (НОД была построена на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Цель образовательной деятельности: формирование первичных элементарных представлений о жизни диких животных зимой.
Задачи образовательной области: «Познание»
1. Сформировать первичные представления о месте обитания и питания диких животных (белка - в дупле, заяц- под кустом, медведь – в берлоге) в зимний период.
2. Закрепить признаки времени года «Зима» - холодно, снег, холодный ветер, лед.
3. Закрепить первоначальные знания свойств воды: замерзает, тает, окрашивается в другой цвет.
Задачи образовательной области: «Коммуникация»
1. Научить строить фразу – обращение: «Скажи, пожалуйста, не ты потерял бусы?»
3. Упражнять детей в звукоподражании, содействовать развитию артикуляционного аппарата.
4. Упражнять использованию в речи описательных прилагательных и прилагательных, обозначающих качества объекта.
Социализация:
1. Содействовать развитию отзывчивости, желания помочь другому (игрушке – медведю).
2. Обеспечить участие детей в изготовлении коллективного продукта «Бусы»
для медведя.
При решении вышеуказанных задач у младших дошкольников развивались такие интегративные качества личности, как: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, стремление к овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формировались первичные представления об окружающем мире.
Для достижения цели НОД были использованы такие методы и приемы:
Словесный метод нужен был для поддержания внимания детей на протяжении всей образовательной деятельность (приглашение в путешествие, художественное слово, вопросы, звукоподражание фраз со сменой интонации, описании объекта, словесная инструкция, нанизывание бус).
Наглядный метод помог в развитии познавательного интереса (работа с фланелеграфом – закрепление знаний).
Практический метод – для закрепления знаний и умений детей на практике в новых условиях (нанизывание бус, размещение животных по месту обитания).
Игровой метод использовала с целью выявления знаний и умений детей и их систематизации (игры «Зайка серенький сидит», пальчиковая игра «Сидит белочка в тележке»).
Исследовательская деятельность ( обследование объекта: внешний вид, чем питается, где обитает; сравнение объекта: большой-маленький, решение проблемной ситуации «куда исчезли бусы»).
Непосредственно образовательная деятельность проведена с подгруппой детей.
Актуальность
Своевременное и правильное овладение ребенком знаний является важнейшим условием полноценного развития. Без хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок младшего возраста — настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспериментировать.
Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в младшем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.
Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребенок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.
Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.
Новизна
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет обогащать активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы. Содержание конспекта НОД включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям. Предложенный НОД носит сюжетный характер, в сценарии есть логические связки, обеспечивающие качественное усвоение детьми программы.
Соответствие современным достижениям педагогики.
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е. Н. Водовозова, А. Н. Гвоздев, Л. С. Пешковский, А. С. Симонович, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н. К. Крупская, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина и др. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития. Каждый ребенок с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания, адекватной реакции со стороны окружающих. Поэтому сформированность навыков связной речи является условием формирования межличностных отношений ребенка с окружающим
социумом. Предложенный сценарий позволяет формировать развивать речь ребенка.
Преемственность
Конспект непосредственно образовательной деятельности учитывает уровень развития детей второй младшей группы. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Можно увидеть преемственность в других календарных периодах (жизнь зверей в разные сезоны, как меняется их внешний вид, образ жизни). Интеграция областей прослеживается и в других видах деятельности, например, в музыкальной деятельности, дети исполняют песни, разучивают танцы по теме; на физкультурном занятии дети выполняют подражательные движения, играют в игры. Материал усложняется с учетом возрастных особенностей детей. К подготовительной группе у детей появится достаточный объем знаний по теме.
Условия реализации
Для того чтобы реализовать данный сценарий, необходимо:
- провести предварительную работу : беседа о диких животных; беседа о зиме, продолжаем работу по созданию картины о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, о диких животных; чтение сказки"Рукавичка"; игры со снегом, водой, п/игры, настольные игры, д/игры "Кто, где живет? ", "Кто, что ест? ", «Чья мама?», пальчиковые игры «Зайке холодно зимой», «Снежок», чтение потешки «Сидит белка на тележке», рисование ватными палочками «Снег идёт».
- подготовить: материал и оборудование: игрушки - заяц, белочка, медведь, угощения для животных –шишка, кора осины, сухая трава, цветные бусы из льдинок, крупные деревянные бусины разных цветов, шнур, панно с изображением зимнего леса, зимний лес – искусственные ёлки.
- привлечь родителей к закреплению знаний детей по теме.
При введении детей в НОД создается ситуация: поиск хозяина бус, помощь медведю.
Реализация данной непосредственной образовательной деятельности предполагает осуществление специально организованных занятий.
Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий.
Назначение
Рассчитан на детей 3-4 лет, вторая младшая группа.
Предполагаемый результат.
В результате качественной подготовки в образовательной деятельности достигаются следующие результаты:
• Дети приобретут элементарные представления о жизни животных зимой.
• Дети узнают, где зимуют животные, чем питаются животные; признаки зимы; свойства воды.
• Дети научатся строить фразу обращения, используя этикетные слова – формулы.
• Научатся использовать в речи описательные прилагательные и прилагательные, обозначающие качества объекта.
• Получат опыт в изготовлении бус.
• Научатся проявлять творческую активность.
Действенность, результативность
Диагностика
Данные диагностики, проведенной по окончанию изучения темы «Дикие животные зимой» :
Детям предлагается ответить на вопросы: «Где зимуют животные? Чем питаются животные? Внешний вид животных. Признаки зимы. Свойства воды.» см. Словарь
За каждый правильный ответ – 1 балл
За ответ после дополнительного вопроса – 0,5 балла
Максимальное количество баллов – 2.
Таблица
Ф. И. ребенка Начало занятия Конец занятия
Костя Н. 0,5 2
Ева Б. 0,5 2
Алиса Л. 1 2
Матвей М. 0 2
Ксюша Д. 0 1,5
Виолетта П. 0 1,5
Софья П. 0,5 2
Вова П. 0,5 2
Общее колич. баллов 3 15
Общий % выполнен. 18,8% 93,8%
Основная часть
Конспект интегрированной образовательной
деятельности во второй младшей группе.
Воспитатель – Бучак Е. А.
Тема: «Путешествие в зимний лес».
Цель: формирование первичных, элементарных представлений о жизни диких животных зимой.
Задачи образовательной области: «Познание»
1. Сформировать систематические знания о месте обитания и питания диких животных (белка, заяц, медведь) в зимний период.
2. Закрепить признаки времени года «Зима» - холодно, снег, холодный ветер, лед.
3. Закрепить первоначальные знания свойств воды: замерзание, таяние, окрашивается в другой цвет.
Задачи образовательной области: «Коммуникация»
1. Научить строить фразу – обращения.
2. Закрепить формулы речевого этикета: «Скажи, пожалуйста, не ты потерял бусы?»
3. Упражнять детей в звукоподражании, содействовать развитию артикуляционного аппарата.
4. Упражнять использованию в речи описательных прилагательных и прилагательных, обозначающих качества объекта.
Социализация:
1. Содействовать развитию отзывчивости, желания помочь другому (игрушке – медведю).
2. Обеспечить участие детей в изготовлении коллективного продукта «Бусы»
для медведя.
Предполагаемый результат:
Ребенок –
• сформирует первичные, элементарные представления о жизни животных зимой;
• изготовит бусы.
• будет знать: где зимуют животные, чем питаются животные; признаки зимы; свойства воды.
• будет уметь: строить фразу обращения, используя этикетные слова – формулы.
Оборудование:
• игрушки - заяц, белочка, медведь;
• угощения для животных –шишка, кора осины, сухая трава;
• цветные бусы из льдинок;
• крупные деревянные бусины разных цветов, шнур;
• панно с изображением зимнего леса;
• зимний лес – искусственные ёлки.
Словарь:
Дикие животные, берлога, дупло, белый, пушистый, холодный, теплая, мягкая, длинный, короткий, маленький.
Игровая сюжетная линия: путешествие в зимний лес.
Мотивация: поиск хозяина бус, помощь медведю.
План:
Этапы Педагогическое содержание Деятельность детей Оснащение
Вводная часть
Организационный момент:
Обращаю внимание детей на гостей, предлагаю поздороваться и улыбнуться.
Задаю вопросы: какое время года сейчас? Хотите посмотреть красиво ли сейчас в волшебном, зимнем лесу?
Приглашаю отправиться в путешествие, взяв с собой корзинку с угощением.
Предлагаю выполнить движения согласно тексту.
Введение в тему
Находим ледяные бусы, рассматриваем их, задаю вопросы: Какие они? Из чего сделаны бусы? Кто же потерял такие красивые бусы?
Отправились на поиск хозяина бус.
Выполняют действия.
Отвечают на вопросы.
Выполняют движения.
Рассматривают бусы, отвечают на вопросы, выдвигают предположения.
Корзинка с угощениями.
Цветные бусы из льдинок
Основная часть Целеполагание – Вот и пришли мы с вами на лесную полянку в зимний лес. Посмотрите, какие деревья растут в лесу?
Под кустом находим зайчика.
Д/у «Зайкин хвостик»
Зовут зайчика (тихо, громче) : «Иди к нам зайка!»
Приветствуют его.
Какой зайка? Какая у него шубка? Какие у зайки ушки? Какой хвостик?
Угощаем зайца. Что любит зайчик кушать?
Спрашиваем у зайчика не потерял ли он бусы?
«Зайка, скажи пожалуйста, это ты потерял бусы?»
Игра «Зайка серенький сидит»
Находят белочку, белочка здоровается с детьми (цокает). Дети здороваются с белочкой.
Какие у белочки ушки? Хвостик? А глаза? Нос? Потрогайте белочку, какая у нее шубка?
Игра с пальчиками «Сидит белочка в тележке»
А где у нее домик?
- Высоко на дереве строит себе белочка домик из веточек, а рядом в дупле у белочки кладовка. Что она там хранит?
Угощаем белочку. Чем угостим?
Спрашиваем у белочки не она потеряла ли бусы?
«Белочка, скажи пожалуйста, это ты потеряла бусы?»
Встретили мишку. Здороваются с ним.
А почему он такой сердитый? Давайте успокоим мишку.
Какой мишка? Какого цвета шубка? А кто больше мишка или белочка? А что это? А где хвост?
Послушайте, что это мишка все время плачет? Как мишка плачет?
Мишка говорит, что он потерял ледяные, красивые бусы.
Наверное те, которые мы нашли.
Отдадим мишке бусы? А где же они? (показываю блюдце с водой). Что тут? Одна вода. А где же бусы? Почему их нет. Потому что у нас тепло и они растаяли.
- Как же нам мишку успокоить?
Предлагаю сделать бусы не ледяные, а настоящие.
Вот есть веревочка и бусины. Возьмите бусинки и наденьте на веревочку.
- Какого цвета бусинка? А теперь мы продолжим нанизывать бусины.
Дарим мишке бусы. Мишка благодарит за бусы и говорит, что ему пора домой в берлогу.
Слушают. Дети отвечают на вопросы
Выполняют упражнение (движения языка влево и вправо)
Дети повторяют приглашение
Рассматривают зайца, отвечают на вопросы
Рассматривают содержимое корзины, выбирают угощение.
Отдают лакомство.
Спрашивают
Спрашивают
Играют
Слушают,
цокают
Рассматривают белочку, отвечают на вопросы
Играют
Слушают, отвечают на вопросы
Рассматривают содержимое корзины, выбирают угощение.
Отдают лакомство.
Спрашивают
Здороваются, трогают, гладят
Рассматривают мишку, отвечают на вопросы
издают звуки
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения
Нанизывают бусинки
Отвечают на вопрос
Дарят Макетызаснеженных деревьев
Мягкая игрушка – зайчонок
Картинка с изображением зайца в летний период.
кора, сухая трава, шишка.
Мягкая игрушка - белочка
Мягкая игрушка – мишка
Блюдце с цветной водой
Веревочка, цветные, деревянные бусины
Заключительная часть Хорошо в лесу зимой, но пора нам всем домой.
Контрольный срез результата деятельности:
С кем мы встретились во время прогулки по зимнему лесу?
А где живет зайчик? (под кустиком). Кто поместит зайчика в домик?
А где живет белка? (на дереве возле дупла). Кто поместит белочку в домик?
А медведь, где спит? (в берлоге). Кто поместит мишку в домик?
Оценивание:
Вы сегодня были молодцы, хорошо помогли животным, порадовали их. И животные решили вас поблагодарить.
Итог:
Вот и закончилось наше путешествие. Скажите, где мы с вами были?
Подходят к картине
Отвечают на вопросы, помещают животных в свои дома
Отвечают на вопрос «Панно» - зимний лес с изображением «домиков» лесных животных
Угощение
Непосредственно образовательная деятельность проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей отправиться в путешествие в зимний лес.
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (дети находят блюдечко с цветными ледяными шариками). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, выполняют упражнения. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, наводящие вопросы, дополнительное объяснение). В середине занятия проводится физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование сюрпризных моментов, красочных наглядных пособий, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. Было наглядно показано как строить фразу обращения, используя этикетные слова – формулы.
В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно выполнить задания, чтобы найти хозяина бус. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывая их точку зрения, чувства, эмоции.
На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация (бусы растаяли) и предлагается детям самостоятельно сделать бусы.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Литература:
1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. - М. : ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
2. Детская хрестоматия …
3. Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста…