МААМ-картинки

Полифункциональные дидактические пособия как средство организации РППС в рамках ФОП ДО

Юлия Соколова
Полифункциональные дидактические пособия как средство организации РППС в рамках ФОП ДО

Аннотация: Полифункциональные пособия являются значимой составляющей развивающей предметно-пространственной среды и одним из важнейших инструментов реализации ФГОС ДО и ФОП. Особое место здесь занимают пособия, выполненные самими педагогами и семьями воспитанников.

Одним из условий реализации Образовательной Программы является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Она должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Реализовать эти требования как нельзя лучше помогают полифункциональные пособия. Они являются очень важной составляющей при формировании развивающей предметно-пространственной среды и помогают обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

Публикация «Полифункциональные дидактические пособия как средство организации РППС в рамках ФОП ДО» размещена в разделах

Полифункциональные пособия - это пособия, не обладающие жестко закрепленным способом использования.

По моему мнению, комплексный подход к содержанию Образовательной Программы и её реализации, стал «пусковым механизмом» для появления полифункциональных пособий. Полифункциональные пособия помогают обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Образовательной Программы и организационных форм образовательной деятельности, с учетом образовательных потребностей и способностей детей. Создают условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Поддерживают инициативу и самостоятельность детей в выбранных ими видах деятельности, организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития каждого ребенка. Такие пособия направлены на поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового пространства. Немаловажным является и тот факт, что полифункциональные пособия могут использоваться при реализации различных Образовательных Программ.

Ребенок, овладевая разными формами и видами игры с одним и тем же пособием, активно развивает воображение. Это способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка, которые реализуются в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Очень важно, чтоб полифункциональные пособия были доступны для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Это значит, что пособие должно находиться в свободном доступе, а также сделаны из безопасных для детей материалов и находится в исправном состоянии.

Большинство полифункциональных пособий являются результатом ручного труда и, в отличие от готовых фабричных пособий, не требуют больших финансовых затрат. Также немало важно то, что к их изготовлению можно активно привлекать семьи воспитанников. Участие родителей в создании этих пособий повышает их компетентность в вопросах развития и образования. Самое важное то, что участие в изготовлении пособия родителей, позволяет привлечь к этому процессу самих детей. Принимая участие в этом творческом и, бесспорно, увлекательном процессе ребёнок полностью погружается в суть пособия. Использование в оформлении любимых ребёнком цветов, персонажей, растений, животных, вызывает эмоциональный отклик в его душе, способствует самовыражению. Это, несомненно, увеличивает развивающий потенциал пособия.

Полифункциональные пособия стимулируют профессиональное развитие педагогических работников. Ведь для того, чтоб создавать такие пособия педагог должен находится в постоянном развитии. Знакомиться с новыми тенденциями не только в дошкольном образовании, но и в системе образования в целом, а также хорошо владеть умением работать с материалами, которые можно использовать для изготовления пособия.

Создание пособий основано на принципе интеграции. Интеграция в переводе с латыни это «вставка, соединение». Следовательно, «интегрировать», значит вставлять какую-то часть в уже имеющееся целое или соединять в единое целое разрозненные части. Именно эти подходы лежат в основе создания полифункциональных пособий.

В первом случае пособие создаётся как монофункциональное т. е. предназначенное для использования в одной образовательной области или для одного вида деятельности. Со временем, добавляя в пособие какие-либо элементы, позволяющие использовать его в других образовательных областях или видах деятельности, мы расширяем его функционал.

Во втором случае, пособие изначально создается как полифункциональное. Педагог точно знает, в каких областях и видах деятельности оно будет использоваться. Но это совершенно не означает, что оно не будет «развиваться». Как и в первом варианте пособие может дополнятся элементами, позволяющими использовать его в большем объёме.

Очень часто инициатива обновления исходит от самих детей. Иногда, дети видят в пособии, совершенно неожиданный для педагога потенциал и предлагают свои способы его использования.

Если такое происходит, значит

пособие не только в полном объёме выполняет свои функции, но даже превосходит их. Это приводит к тому, что пособие «развивается» вместе с детьми.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для обучения счёту на ощупьДидактические пособия для обучения счёту на ощупь В средней возрастной группе для обучения счету на ощупь (при помощи тактильного анализатора) необходим специально подготовленный дидактический.

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Дидактические пособия из фетраДидактические пособия из фетра Дидактические игры занимают важное место в развитии ребёнка. Играя,ребенок познает окружающий мир. Хочется, чтобы эти игры были интересными,.

Карта контроля организации РППС в группах Дата: Проверку проводил: ФИО воспитателя: Группа: Вопросы контроля 1. Доступность среды для всех детей, удобное расположение материалов.

Карта оценки организации Рппс в ДОУ в рамках проведения процедуры Всоко ДО Карта оценки организации РППС в ДОУШкала оценивания: соответствует/не соответствует 1. Насыщенность предметно-пространственной развивающей.

Консультация «Цифровой ресурс МЭО как средство организации дистанционного образовательного процесса с дошкольниками» Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полифункциональные дидактические пособия как средство организации РППС в рамках ФОП ДО
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 15:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД