Папки-передвижки

Положение о коррекционно-развивающих занятиях «Профилактика дисграфии»

Елена Сабурова
Положение о коррекционно-развивающих занятиях «Профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика дисграфии

ВВЕДЕНИЕ

Причиной нарушения письменной речи у детей является задержка в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребёнка.

Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих их одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве

Оптическая диcлексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами.

Публикация «Положение о коррекционно-развивающих занятиях „Профилактика дисграфии“» размещена в разделах

Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений, а также зрительного анализа и синтеза. Кроме того, у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела — поздняя латерализация (функциональная асимметрия в деятельности парных сенсорно-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта).

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

У детей с нарушением зрения расстройства письменной речи встречается значительно чаще, чем у нормально видящих детей.

Для данной категории детей дошкольного и младшего школьного возраста характерными являются:

• трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно вос-принимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

• трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модаль-ностях (контур, силуэт, модель);

• нечеткие пространственные представления и низкий уровень сформиро-ванности умения ориентироваться в пространстве;

• трудности при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов, неправильно располагают элементы в пространстве);

• длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.

Таким образом, вследствие трудностей оптического и оптико-пространственного анализа, у детей с нарушениями зрения, происходит недифференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии.

Для детей с нарушениями зрения характерными являются:

• плохое запоминание и различение конфигурации букв;

• неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;

• пропуски или появление новых (лишних) элементов; зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;

• ошибки пространственного характера, связанные со смешением букв, элементов;

• нарушение границ рабочего поля, строки;

• трудности при анализе рабочего поля;

• трудности в восприятии целостного объекта;

• трудности в выделении части из целого.

• трудности при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов; неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом).

Одной из операций, при реализации которых у детей с нарушениями зре-ния возникают серьезные трудности, можно считать соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. У детей с нарушением зрения возникают неточные зрительные представления о букве, а ведь именно зрительные представления являются необходимым условием успешности реализации конечной моторной операции процесса письма — воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть с определенным уровнем развития зрительно-моторной координации. Дети, имеющие даже незначительные нарушения зрения, испытывают затруднения в становлении, как произвольности действий двигательного анализатора, так и совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей возрастного порядка, возникающих в процессе овладения графическим навыком письма:

• несовершенство нервной регуляции движений,

• слабое развитие мелких мышц руки,

• недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев,

• низкую выносливость к статическим нагрузкам.

Кроме того, дети с нарушением зрения, для того чтобы осуществлять зрительный контроль за движениями руки, при выполнении графических упражнений часто:

• неправильно располагают корпус и голову,

• неверно кладут тетрадь, что, с одной стороны, может являться фактором, обуславливающим появление или прогрессирование близорукости, с другой — является одной из причин, задерживающих развитие зрительно-моторной координации.

Все это значительно затрудняет процесс формирования графического навыка.

Работа по предупреждению оптической дисграфии и дислексии строится по следующим направлениям:

I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

II. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Работу по развитию зрительного восприятия, анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности.

• Различение предметов по форме.

• Различение предметов по цвету.

• Узнавание, сравнение реальных изображений предметов.

• Синтез реальных изображений предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

• Узнавание схематических, силуэтных, пунктирных и контурных изображений.

• Узнавание и исправление недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.

• Угадывание предметов по отдельным деталям.

• Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45, 90, 135 градусов.

• Узнавание зашумленных изображений.

• Узнавание наложенных изображений.

• Узнавание «химер» (двойных изображений).

• Анализ изображений (сходство — отличие).

«Лабиринты».

Вся эта работа является подготовительным этапом в формирования готовности ребёнка к обучению в школе. Только пройдя подготовительный этап развития зрительного восприятия учим ребёнка узнавать изображенияя букв.

II. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы:

• Освоение пространства собственного тела.

• Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.

• Определение пространственных направлений по отношению к себе.

• Определение ориентации предметов по отношению друг к другу.

• Конструирование (конструирование путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв).

• Пространственная ориентация на листе бумаги.

• Вербальная маркировка пространства.

Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ

ЗАПОМИНАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ БУКВ:

• Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

• Ощупывание деревянных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

• Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Какая буква сломалась?

• Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы. У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафаретам, а также для рисунков на ассоциативные связи.

На что похожа буква?

А — антенна, телеграфный столб, стремянка;

У — уши, сучок, вешалка.

• Демонстрация букв в разном положении :

Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная.

Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

• Систематическое придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.

• Нахождение букв в геометрических фигурах.

• Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, X, Э и т. д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

• Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: Начало Середина Конец

• Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

• Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, X) палочек.

Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.

Публикации по теме:

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: - анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Положение о коррекционно-развивающих занятиях «Профилактика дисграфии»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 15:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Положение о коррекционно-развивающих занятиях «Профилактика дисграфии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сабурова (УИ 270587) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД