Елена Сабурова
Положение о коррекционно-развивающих занятиях «Профилактика дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисграфии
ВВЕДЕНИЕ
Причиной нарушения письменной речи у детей является задержка в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребёнка.
Оптическая дисграфия проявляется в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих их одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве
Оптическая диcлексия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами.
Публикация «Положение о коррекционно-развивающих занятиях „Профилактика дисграфии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Положение конкурса. Образцы положений
- Темочки
Данные оптические нарушения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений, а также зрительного анализа и синтеза. Кроме того, у детей с оптическими дисграфиями и дислексиями часто выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела — поздняя латерализация (функциональная асимметрия в деятельности парных сенсорно-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта).
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
У детей с нарушением зрения расстройства письменной речи встречается значительно чаще, чем у нормально видящих детей.
Для данной категории детей дошкольного и младшего школьного возраста характерными являются:
• трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно вос-принимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
• трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модаль-ностях (контур, силуэт, модель);
• нечеткие пространственные представления и низкий уровень сформиро-ванности умения ориентироваться в пространстве;
• трудности при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов, неправильно располагают элементы в пространстве);
• длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации.
Таким образом, вследствие трудностей оптического и оптико-пространственного анализа, у детей с нарушениями зрения, происходит недифференцированность оптических образов букв, что в последствии приводит к оптической дисграфии и дислексии.
Для детей с нарушениями зрения характерными являются:
• плохое запоминание и различение конфигурации букв;
• неадекватное формирование зрительного образа буквы, графических элементов, приводящее к смешению сходных по конфигурации букв и элементов;
• пропуски или появление новых (лишних) элементов; зеркальное написание букв, носящее стойкий характер;
• ошибки пространственного характера, связанные со смешением букв, элементов;
• нарушение границ рабочего поля, строки;
• трудности при анализе рабочего поля;
• трудности в восприятии целостного объекта;
• трудности в выделении части из целого.
• трудности при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов; неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом).
Одной из операций, при реализации которых у детей с нарушениями зре-ния возникают серьезные трудности, можно считать соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. У детей с нарушением зрения возникают неточные зрительные представления о букве, а ведь именно зрительные представления являются необходимым условием успешности реализации конечной моторной операции процесса письма — воспроизведения с помощью движений руки зрительного образа буквы. Высокое качество графических навыков связано с определенным уровнем развития совместной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, то есть с определенным уровнем развития зрительно-моторной координации. Дети, имеющие даже незначительные нарушения зрения, испытывают затруднения в становлении, как произвольности действий двигательного анализатора, так и совместной деятельности двигательного и зрительного анализаторов.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей возрастного порядка, возникающих в процессе овладения графическим навыком письма:
• несовершенство нервной регуляции движений,
• слабое развитие мелких мышц руки,
• недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев,
• низкую выносливость к статическим нагрузкам.
Кроме того, дети с нарушением зрения, для того чтобы осуществлять зрительный контроль за движениями руки, при выполнении графических упражнений часто:
• неправильно располагают корпус и голову,
• неверно кладут тетрадь, что, с одной стороны, может являться фактором, обуславливающим появление или прогрессирование близорукости, с другой — является одной из причин, задерживающих развитие зрительно-моторной координации.
Все это значительно затрудняет процесс формирования графического навыка.
Работа по предупреждению оптической дисграфии и дислексии строится по следующим направлениям:
I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
II. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
I. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Работу по развитию зрительного восприятия, анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности.
• Различение предметов по форме.
• Различение предметов по цвету.
• Узнавание, сравнение реальных изображений предметов.
• Синтез реальных изображений предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
• Узнавание схематических, силуэтных, пунктирных и контурных изображений.
• Узнавание и исправление недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.
• Угадывание предметов по отдельным деталям.
• Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45, 90, 135 градусов.
• Узнавание зашумленных изображений.
• Узнавание наложенных изображений.
• Узнавание «химер» (двойных изображений).
• Анализ изображений (сходство — отличие).
• «Лабиринты».
Вся эта работа является подготовительным этапом в формирования готовности ребёнка к обучению в школе. Только пройдя подготовительный этап развития зрительного восприятия учим ребёнка узнавать изображенияя букв.
II. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы:
• Освоение пространства собственного тела.
• Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве.
• Определение пространственных направлений по отношению к себе.
• Определение ориентации предметов по отношению друг к другу.
• Конструирование (конструирование путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв).
• Пространственная ориентация на листе бумаги.
• Вербальная маркировка пространства.
Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ
ЗАПОМИНАТЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ БУКВ:
• Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
• Ощупывание деревянных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
• Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".
Какая буква сломалась?
• Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой. Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы. У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафаретам, а также для рисунков на ассоциативные связи.
На что похожа буква?
А — антенна, телеграфный столб, стремянка;
У — уши, сучок, вешалка.
• Демонстрация букв в разном положении :
Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная.
Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
• Систематическое придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
• Нахождение букв в геометрических фигурах.
• Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, X, Э и т. д. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.
• Поиск букв, наложенных друг на друга.
Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.
• Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: Начало Середина Конец
• Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
• Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, X) палочек.
• Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Только ранние выявления затруднений в формировании устной речи и организация работы помогут в предупреждении дальнейших отклонений в речевом развитии детей, в том числе и в формировании письменной речи.