Опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей в Доме ребенка

Любовь Песенкова
Опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей в Доме ребенка

Дома ребенка занимают особое место в системе общественного образования детей первых трех лет жизни.

Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, требуют особого подхода, исключающего любое проявление формализма. Отягощенная наследственность, социальное неблагополучие в семье, нередко длительное пребывание в больнице - все это создает дополнительные трудности в нашей работе. Специфически влияют на поведение, развитие, здоровье детей и особенности условий жизни в доме ребенка – это отсутствие близких детям родных людей, ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе.

Но, не смотря на это, маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно.

На основе сложившегося опыта можно сказать, что содержание и обучение в специализированном дошкольном учреждении в основном совпадает с содержанием и обучением детей в детском саду. Но при этом следует подчеркнуть, что у детей домов ребенка все психические и физические процессы формируются медленнее. Поэтому, каждый ребенок развивается по-своему. А значит и подход к нему должен быть индивидуальный.

В связи с этим, велика ответственность воспитателей и всех работающих с детьми : их теплота, ласка, радость, которую они дают ребенку, внимание, подаренное только ему одному, наряду с уходом и заботой о ребенке - важнейшие условия, обеспечивающие полноценное развитие и здоровье детей.

Любой ребенок в процессе своего развития движется от беспомощности к зрелости и независимости. Кроме физических потребностей, от удовлетворения которых зависит жизнь ребенка, необходимо обеспечить и удовлетворение социальных потребностей, которые дают ощущение комфорта, уверенности в своих силах и хороших взаимоотношений с другими людьми.

Одна из важнейших задач воспитания детей с особенностями развития – это формирование навыков самообслуживания. Наша задача помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Но взрослые должны взять за правило: никогда не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам, и оказывать ему помощь только тогда, когда он не мог справиться самостоятельно, руководствуясь правилом: «Я помогу тебе сделать самому». При этом начинает развиваться настойчивость, обогащается речь, формируются основные навыки и умения, развивается мускулатура рук, совершенствуется координация движения рук и глаз, формируются такие личностные качества, как аккуратность, опрятность.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей двух-трех лет (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость) необходимо применять такие приемы, которые позволят сделать работу с малышами эмоциональной, интересной, результативной.

Веселое стихотворение или потешка, разыгранная с помощью любимых игрушек, песенка, пропетая в определенной ситуации – все это вызывает у детей положительное отношение к действиям самообслуживания.

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в навыках не только в процессе самообслуживания, но и закреплял их в играх, специально направленного содержания. Для этого мы изготовили множество красочных, интересных по сюжету плоскостных пособий, панно, на которых дети закрепляют умения застегивать крупные и мелкие пуговицы, «молнии», кнопки, «липучки», шнурки.

И так, можно сделать вывод, что продолжая заниматься, мы каждый раз будем делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберемся до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что стартовав, ребенок обязательно придет к финишу.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра»Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра» «В гостях у МОЙДОДЫРА» Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей в Доме ребенка
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 10:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 августа. Праздник тарелки на МААМ

Тарелка – основная столовая посуда округлой формы, на которую кладут разную пищу; ударный музыкальный инструмент; космический корабль инопланетян; материал для творчества (имеется в виду одноразовая...

16 августа. День воздуха на МААМ

Воздух везде и всюду. Трудно представить нашу жизнь без воздуха. Воздух – важная часть атмосферы и он укутывает своим невидимым покрывалом всю нашу планету! 16 августа в народном календаре – Антон...


Горячие темочки