Приложение МААМ

Понятие девиантного поведения детей и подростков

Дарья Лезина
Понятие девиантного поведения детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам. Иное трактование данного определения показывает, что девиантное поведение подразумевает под собой нарушения в развитии личности. В частности, у детей подросткового возраста обнаруживаются предпосылки к появлению данной формы поведения. В большинстве девиантное поведения обуславливается снижением уровня интеллектуального развития, нарушениями внутрисемейных взаимоотношений, общения со сверстниками друзей, проблемами в социальной среде.

Публикация «Понятие девиантного поведения детей и подростков» размещена в разделах

Теоретический анализ показывает, что процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако, в процессе социализации возможны сбои, неудачи, которые приводят к девиантному поведению.

Коэн А. представлял понятие девиантного поведения следующим образом. Девиантное или отклоняющееся поведение – это целенаправленная система самопрезентации личности и взаимодействия на ее основе с другими людьми, которая не соответствует сложившимся в определенном сообществе в данном конкретном месте и времени институциональным установкам, определяющим правила социального взаимодействия. Фактически оценкой степени девиантности занимается не все сообщество или общество, а его наиболее влиятельная часть, определяющая нормы и правила.

Отмечается несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

• Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.

• Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания, фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях.

• Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).

• Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.

• Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Существует большое количество теорий формирования девиантного поведения. В целом, большинство теорий сходится на том, что девиантное поведение закрепляется в подростково-юношеский период развития человека (12-17 лет, а конкретная его форма не является случайной, а зависит от социального происхождения, ценностно-нормативных стандартов, материальных возможностей и доступа к информации.

К основным социально-психологическим теориям формирования отклоняющегося поведения относятся :

• Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерлэнда (1939)

• Теория рационального и ситуационного выбора Д. Корниш и Р. Кларк (1986, 1987)

• Теория социетальных реакций Э. Лемерт (1967, Х. Бекер (1963)

• Теория стигматизации Х. Каплан (1980)

• Теория стигматизации и реинтеграивного посрамления Дж. Брайтвэйт (1989)

• Теория социального контроля Т. Хирши (1969)

• Теория самоконтроля М. Готфредсона и Т. Хирши (1990)

• Теория контроль-баланса Ч. Титтла (1995)

• Теория развития жизненных траекторий Р. Сэмпсона и Дж. Лауба (1993)

• Теория критических жизненных перемен Д. Фаррингтона (1986)

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

• Неполные семьи. В процессе воспитания ребенка отцом или матерью увеличивается риск возникновения патологий в общении с подростком. Все они основываются на недопонимании, отсутствии полного участия родителя в жизни ребенка. Это обуславливается тем, что на одного из родителей отводится множество задач, которые не дают возможности полноценного общения со своим ребенком. Помимо этого, отсутствует образец противоположного пола.

• Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженное состояние внутрисемейных взаимоотношений оказывают негативное влияние на воспитательную функцию по отношению к ребенку. Антиобщественные тенденции, алкоголизм, ссоры и т. д. приводят к разрушению общения между ребенком и родителями, а также предоставляют отрицательный пример для дальнейшего становления подростка как личности. В виду этого, может появляться делинквентное поведение у ребенка, которое относится к одной из форм девиантного поведения.

• Учебно-воспитательные ошибки. Отсутствие полноценного внимания со стороны педагога и нарушении в общении с ребенком могут оказывать негативное влияние как на успеваемость, так и на личностные особенности. Данный процесс может привести к появлению конфликтов со сверстниками, с учителем.

Второй группой причин, которые могут приводить к появлению различных форм девиантного поведения – медико-биологическая группа факторов. В данном случае основой отклоняющегося поведения служат :

• Плохая наследственность. Появлению форм девиантного поведения могут способствовать сниженные защитные механизмы. Человек может иметь границы адаптационных функций. Например, это моет обнаруживаться при имеющейся умственной отсталости, несвойственных личности черт характера. Алкоголизм, наркомания и другие вредные привычки также относятся к данной категории.

• Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.

• Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Симптоматика. Девиантные формы поведения среди детей подросткового возраста не имеют последовательных этапов проявления. Все они могут различным образом проявлять себя как в обществе, так и наедине с самим собой. Отдельные единичные поступки могут трансформироваться в регулярные. У подростка постепенно складывается образ жизни. Длительность данных изменений может занимать различные промежутки времени. Одним детям достаточно месяца, чтобы иметь проявления отклоняющегося поведения, а другим год. В любом случае, важно не упустить этот момент и предотвратить его при первых проявлениях.

Первостепенным симптомом появления девиантного поведения является сложность в общении и адаптация в социальной среде. Ребенок имеет регулярные конфликты с педагогами, со своими одноклассниками, друзьями, родителями. Зачастую подростки вступают в «плохие компании», которые оказывают негативное влияние. Наблюдается противоречивость характера, непослушание, подросток пропускает учебные занятия, снижается успеваемость, постоянно находится за компьютером, часто уходит из дома. Вместе с тем появляются: беспокойство, сниженная стрессоустойчивость и низкий уровень концентрации внимания. Ребенку сложно совладать с собой и своими трудностями. У него ослабевает чувство ответственности. Он забывает сделать важные дела, спланировать свое время, меняются увлечения.

В эмоционально-личностной сфере наблюдается явное проявление инфантильности. Снижается ответственность за контролем над своими действиями и поступками. Проявляется неряшливость, опоздания, эмоциональная неустойчивость, регулярная и резкая смена настроения.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью. В то же время снижается и иммунитет, нарушается эмоциональный фон и появляются психосоматические реакции.

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат.

Публикации по теме:

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Квест для детей и подростков «Запасной планеты у нас нет» Квест «Запасной планеты у нас нет» Цель: воспитывать у детей и подростков гуманное отношение к природе. Действующие лица: Ведущий 1 Ведущий.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Презентация «О тайнах живого. Как они догадались?» для детей, подростков и их родителей Эти замечательные рассуждения подарила нам с вами одна любознательная девочка: Очень интересно наблюдать за жизнью деревьев. Как-то нахлынули.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Сценарий детской игровой программы для детей и подростков с ОВЗ «Канцелярские потехи»Сценарий детской игровой программы для детей и подростков с ОВЗ «Канцелярские потехи» "Канцелярские потехи" Цель: Знакомство детей с понятием "канцелярия". Задачи: развивать внимание, концентрацию внимания, умение анализировать.

Стихотворения — разъяснялки для детей 4–7 лет, поясняющие им понятие народное единство Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов, дети должны познавать мир, как материальный и психологический, так и политический. Как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие девиантного поведения детей и подростков
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 17:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие девиантного поведения детей и подростков» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Лезина (УИ 2744455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД