МААМ-картинки

Понятие личности. Проблемы социализации личности

Ольга Тарасенко
Понятие личности. Проблемы социализации личности
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения этого понятия.

Личность как общежитейский и научный термин может обозначать:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лица, в широком смысле слова)

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Публикация «Понятие личности, Проблемы социализации личности» размещена в разделах

Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (латинское persona) и личность как его социальный и психологический облик (латинское personalitas) –терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Латинское слово persona первоначально обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату человеком своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения на иконе.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, то есть личности, - это категорический императив человеческого достоинства, без чего человеческая цивилизация потеряла бы всякий смысл.

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т. е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

История возникновения термина «социализация» связана недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого языка на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую проблематику.

Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых -- формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оковывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу, социализация - это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением» когда активной стороной являет общество, а сам человек - пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества, но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в обществе.

Выделяют следующие стадии социализации [5] :

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18 -- 25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация - процесс формирования личности.

Личность через процесс социализации, который включает освоение:

- культуры человеческих отношений и общественного опыта;

- социальных норм;

- социальных ролей;

- видов деятельности;

- форм общения.

Механизмы социализации :

- идентификация;

- подражание - воспроизведение опыта других, их движений, манер, поступков, речи;

- полоролевая типизация - приобретение поведения, характерного для людей своего пола;

- социальная фацилитация - усиление энергии человека, облегчение его деятельности в присутствии других людей;

- социальная ингибиция - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей;

- социальное влияние - поведение одного человека становится подобным поведению другого человека.

Формы социального влияния :

- внушаемость - непроизвольная податливость человека влиянию,

- конформизм - сознательная уступчивость человека мнению группы (развивается под влиянием социального давления).

Социализация - это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.

Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.

Институты социализации, воздействуя на личность, как бы сталкиваются с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, т. е. обретении ею интегрального социального статуса.

Публикации по теме:

Детский коллектив как средство социализации личности ребенка. Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Е. М. Еманова МДОБУ «Детский сад №5, г. Минусинск) Деятельный подход в ДОУ.

Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника. Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многими знаниями и умениями нужно.

Игра как развитие личности дошкольника. Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребенку необходима игра. Через игру ребенок знакомится с окружающим миром. Игра в развитии.

Моральные качества личности дошкольника Моральные качества, которые необходимо освоить дошкольнику Этическое понятие Нравственное понятие (что должен знать и понимать) Нравственные.

О значении природы в формировании личности ребенка. О значении природы в формировании личности ребенка Стрепетова М. А. воспитатель МБДОУ № 26 "Аленький цветочек" г. Пятигорск Наряду с другими.

Пластилинография-средство всестороннего развития личности О. П. Лаврентьева ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольный возраст является наиболее актуальным.

Роль отца в развитии личности ребенка Цель: развитие интереса у пап к вопросам воспитания и развития своих детей, приобщение их к этому процессу. Ход проведения гостиной - Здравствуйте,.

Семья всегда являлась важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней человек получает первый опыт. На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения такого опыта. В современном обществе сложилась.

Влияние спорта на всестороннее развитие личности В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, который гармонически содержал.

Значение семьи в формировании личности дошкольника! Семья - это малая социально - психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие личности. Проблемы социализации личности
Опубликовано: 3 сентября 2016 в 14:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие личности. Проблемы социализации личности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тарасенко (УИ 764567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД