МААМ-картинки

Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников

Любовь Мюльгаузен
Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников

В психолoгии существуют рaзличные oпределения кoнфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму раз-ногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

В настоящее время идет процесс теоретического осмысления проблемы конфликта, частью которой является и проблема определения понятия конфликта. Понятие конфликта часто употребляется в философской и психологической литературе, и трактуется оно достаточно широко. В психологии пока нет общепризнанного, определения конфликтов, их классификации. Само слово конфликт означает столкновение. Вопрос: «Что именно сталкивается?» разными авторами решается совершенно по-разному, в зависимости, прежде всего, от методологической ориентации исследователя. В связи с этим возникает необходимость конкретизировать само понятие противоречия и определить виды противоречий между людьми, в том числе те из них, ко-торые приводят к конфликтам.

Публикация «Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников» размещена в разделах

Конфликт определяется как отсутствие согласия меж-ду двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направ-ленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействий, связанное с отрица-тельными эмоциональными переживаниями.

Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения.

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конст-руктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности людей и разрешение которых выводит группу на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между ними нет.

Существует огромное многообразие причин возникнове-ния конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействия между людьми. А. А. Бодалев утверждает, что конфликт в целом вызывается тремя группами причин, обусловленных: трудовым процессом; психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть симпатиями и антипатиями, действиями руководителя; личностным своеобразием членов группы.

По мнению Е. Мелибурды, поведение человека в конфликтной ситуации зависит от следующих психологических факторов: активность восприятия конфликта; открытость и эффективность общения, готовность к обсуждению проблемы; способность к созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; адекватная самооценка своих возможностей; стремление доминировать; консерватизм мышления, взглядов; принци-пиальность и прямолинейность высказываний; набор эмоциональных качеств личности.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтно - устойчивость, плохое развитие эмпатии и т. д. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация - скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон. Она может определенное время сохраняться (чаще в открытой форме, не приводя к инциденту и не переходя, следовательно, к открытому конфликту.

Для возникновения конфликта необходим инцидент- это практические конфликтные действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

В динамике развития конфликта существует ряд стадий: предпола-гающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) информационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку; д) стиль организации жизни и управления коллективом.

Стадия зарождения конфликта – столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.

Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т. е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к «атаке» или к «отступлению» от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения.

Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

В педагогической психологии выделяют понятие педагогический конфликт-это конфликт, субъектами которого являются участни-ки педагогического процесса. Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М. М. Рыбаковой, среди конфликтов между педагогом и ребенком выделяются следующие конфликты : деятельности, возникающие по поводу успеваемости ребенка, выполнения им вне учебных заданий; поведения (поступков, возникающие по поводу нарушения правил поведения в детском саду и вне его; отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений детей и педагогов.

Таким образом,изучив понятие конфликта,причины его возникновения, можно сделать вывод, что конфликт - это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Основными личностными причинами конфликтов являются : субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний. Конфликты могут быть психологическими и педагогическими. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Публикации по теме:

Неправильное воспитание в семье. Причины возникновения невроза В отечественной литературе невроз определяется, как психогенное заболевание личности. У ребенка невроз - это психогенное заболевание формирующейся.

Причины возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние условия. У детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие о конфликте, его характеристика и причины возникновения у дошкольников
Опубликовано: 3 июня 2015 в 12:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД