Валентина Княгинина
Портфолио учителя начальных классов (презентация)
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио учителя начальных классов (презентация
Ф И О:Княгинина Валентина Александровна
Полное наименование учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Брянска
Электронный адрес: kniaginina.valentina@yandex.ru
Эссе на тему: «Профессиональная компетентность классного руководителя в условиях реализации ФГОС»
Не в количестве знаний заключается образование,
но в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь
А. Дистервег
Публикация «Портфолио учителя начальных классов (презентация)» размещена в разделах
Где нет простора для проявления способности,
там нет и способности
Л. Фейербах
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
В свою очередь классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя :
-нормативно-правовая компетентность;
-аналитическая компетентность;
- здоровьесберегающая компетентность;
- социокультурная компетентность;
- социально-педагогическая компетентность.
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Наш великий педагог ХХ века В. А. Сухомлинский предупреждал:
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву”.
Перед каждым учителем стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Достижение этой задачи невозможно, если учитель сам не готов к условиям быстро изменяющегося мира.
Ведь младшие школьники только осваивают умение учиться. Именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.
Итак, каковы же условия, обеспечивающие у младшего школьника мотивации к обучению и способности к организации своей учебной деятельности? Самое первое – это профессиональная компетентность учителя.
Для улучшения качества образования и результативности в своей работе активно использую электронные образовательные ресурсы, применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей, делаю урок необычно интересным и разнообразным.
Также хочу подробнее остановиться на проектной и исследовательской деятельности.
В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения разрабатывается система задач и действий, которая должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка.
В дидактике понятия “умения”, “навык”, “способ деятельности” оцениваются как взаимосвязанные. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. Считаю, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность в целом основывается на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Чем в результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, также учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. Такие уроки очень интересны для детей.
И, конечно же, в соответствии ФГОС проводятся внеурочные занятия. В начале октября был проведен «Осенний марафон». В ходе, которого были представлены первые достижения детей, их творческие работы. Я являюсь руководителем театрального кружка нашей школы, в этом году ученики начальной школы стали победителями в районном конкурсе театрального творчества в своей возрастной категории. Для моих учеников и их родителей это были очень яркие события, которые надолго останутся в их памяти.
Таким образом, профессиональная компетентность классного руководителя в условиях реализации ФГОС, основывается на желание апробировать его, принять в педагогическом сообществе, что в результате дает простор для творчества современного учителя.
Одна из особенностей учительской профессии характеризуется необходимостью непрерывного самообразования. Современный мир постоянно изменяется, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж своих знаний.
В свою очередь я стараюсь не отставать от событий культурной жизни и изучаю не только педагогику, но и стремлюсь быть в курсе развития смежных с нею наук.
Ведь классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.