наталия шурупова
Постановочное занятие для конкурса Педагог года 2015 г. Москвы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Интегрированное занятие (коммуникативно-социализированный аспект, познавательный, речевой, физический, культурный) для подготовительной группы.
2. Тема занятия : «Коляда пришла»
3. Программное содержание и цели занятия : закрепить знания детей о традициях русского народа, приобщать детей к народной культуре, прививать детям любовь к народному наследию, истокам. Развивать в детях чувство патриотизма, чувство прекрасного, будить воображение и фантазию. Знакомить детей с новыми словами, словосочетаниями, речевыми оборотами и учить использовать их в речи, активизировать словарь по данной теме. Учить самостоятельно думать и отвечать на вопросы, учить инициативности, находчивости. Воспитывать в детях чувство коллективизма, соучастия. Обобщить ранее приобретённые знания детей по данной теме.
Публикация «Постановочное занятие для конкурса Педагог года 2015 г, Москвы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Московская область, город Москва
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
4. Подготовительная работа: беседа с детьми о Святках, разучивание стишков и песен-колядок, их совместное и коллективное проговаривание. Просмотр фото, видео материалов в рамках темы, слушание музыкальных композиций, проигрывание различных ситуаций.
5. Ход занятия :
В группу заходит воспитатель, одетый в костюм бабы-Яги.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте! (дети хором)
- Ребята, а вас не удивляет, а почему это я так нарядилась? (ответы детей)
- Нарядилась я так потому, что сейчас идёт святочная неделя. А мы с вами хорошо знаем, как на Руси наши с вами предки, давно, в старину отмечали святки. Скажите, что они делали? (ответы детей)
- Ну, правильно, в первую очередь они наряжались, так? А для чего они это делали? Для чего наряжались? (ответы детей)
- Да, правильно. Они наряжались для того, что бы ходить по домам и колядовать. А что они делали во время колядования? Что значит колядовать?
- Да, верно. Они исполняли песенки, которые назывались колядками.
- Приходили колядовщики на двор, под окошечко и хозяевам пели песенки-колядки. Какими они были эти колядки? (ответы детей)
- Правильно, добрыми. Про хозяйку как говорили? (ответы детей) А про хозяина? (ответы детей)
- А как деточек называли? (ответы детей)
- Правильно, частыми звёздочками.
- А что хозяевам дома желали? (ответы детей)
- Правильно, богатства, здоровья, хорошего урожая.
- А если хозяева жадничали и не хотели колядовщиков угощать, что они могли в ответ на это сделать?
- Правильно, подшутить, подсмеяться над скупостью хозяев. И даже в их песенках тогда могла послышаться угроза. Какая? (ответы детей)
- Верно. «Не дадите пирога,
Мы коровку за рога.
Уведем в торжок,
Продадим за пирожок». Ну молодцы, всё вы правильно рассказали, всё знаете.
И вот, ребята, нарядилась я так не случайно, потому что предлагаю вам сегодня тоже пойти и поколядовать, ведь сейчас для этого самое подходящее время. Хотите мы это сделаем все вместе? (ответы детей)
- Ну раз так, мы с вами обязательно должны подумать, а как нам воплотить в жизнь наш замысел? Что нам нужно сделать для того, что бы стать настоящими колядовщиками, как встарь это было? Что бы нам с вами не запутаться, вы выдвигайте свои предложения, а я их буду записывать на бумажки. Ну, например, для начала, как мы уже сказали, нам нужно НАРЯДИТЬСЯ. (воспитатель записывает это маркером на листе и прикрепляет на магнитную доску)
- А дальше? (ответы детей)
- Так. СПЕТЬ ПЕСЕНКИ-КОЛЯДКИ. (на лист и доску)
- Нужно музыкальное сопровождение, какие-то бубенчики, трещотки, бубны, гусли, чтобы аккомпонировать себе.
- А ещё что можно сделать? (ответы детей) ЗАГАДАТЬ ЗАГАДКИ.
- А кроме того, что мы нарядимся, споем колядки, загадаем загадки, что ещё нам нужно? Куда угощение от хозяев складывать будем? (ответы детей) Правильно, в мешок.
- А распределиться нам надо? Кто ряженым будет, кто добрые колядки, кто шуточные петь будет, кто на инструментах играть, ну а кто в мешок угощение от хозяев принимать. (Дети сами распределяются)
Выслушав и записав все предложения детей, воспитатель говорит:
-Ребята, ну а самое-то главное, к кому в гости мы колядовать пойдём знаете уже? Я предлагаю сходить к нашим соседям по этажу в подготовительную группу № 7. Пойдём?
Пойдем. Только ребята, одним нам точно не справится: ни костюмов, ни музыкальных инструментов ведь у нас нет. Как вы думаете, а кто нам сможет помочь в этом? (ответы детей)
- Правильно, нам поможет наш музыкальный работник Виктория Владимировна. И поэтому я сейчас предлагаю спуститься к ней в музыкальный зал. (переходим в зал)
В зале нас встречает муз. работник.
-Здравствуйте, Виктория Владимировна! Мы хотели поколядовать, а у нас нет ни костюмов, ни инструментов, да и подыграть нам на баяне никто, кроме Вас не сможет. Вы нам не поможете?
- Помогу, конечно!
-Здорово, спасибо Вам большое! Только я сейчас, Виктория Владимировна, специально для ребят покажу маленький видеофильм, на котором видно, во что одеты ряженые колядовщики, чтобы ребята поняли. В кого им стоит наряжаться (показ ролика)
- А вот теперь идите, выбирайте себе, ребята, костюмы.
Муз. работник предлагает детям среди нужных костюмов и вовсе не подходящие, дети должны сделать правильный выбор.
- Ну вот. А на каких инструментах будем играть? (дети выбирают инструменты) После окончания всех приготовлений воспитатель говорит:
- Что ж, ребята колядовщики, пойдёмте колядовать. (все поднимаются наверх в группу
№ 7)
Начинаем петь колядку по пути к группе:
-Коляда, коляда
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте
Колядовщикам!
Подойдя к группе № 7, поют:
- Уж как шла коляда
Из нового города,
Мы искали коляду
У Ивана во дворе.
-- А Иванов двор
На пяти столбах,
На пяти столбах,
На семи верстах.
-Уж ты, батюшка Иван,
Шелковая борода,
Шелковая борода,
Позлащёна голова.
-Ты не режь, не ломай,
Подавай весь каравай! (кланяются хозяину)
Хозяйка (воспитатель группы)
- Ах, вы хитрые ребятки,
Отгадайте-ка загадки!
(Хозяева наперебой загадывают загадки)
2й реб. : - Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке- щетинка. (поросёнок)
3й реб. : -Не всадник, а со шпорами,
-Не сторож, а всех будит. (петух)
4й реб. :- Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает! (воробей)
5йреб. :- Под гору коняшка,
А в гору деревяшка. (санки)
6й реб. : -Во дворе горой,
А в избе водой. (снег)
Хозяйка: - Что ж, все загадки отгадали, а теперь и поиграть пора.
(проводится игра У ДЕДУШКИ ТРИФОНА)
После игры. Хозяйка:- Повеселили вы нас, спасибо!
Один из детей:
-А вот вам угощенье:
Сыр да печенье,
Пряники, конфетки –
Покушайте, детки!
Ряженые по очереди, по две строчки:
- Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
- Вам и плюшек с творогом.
И детишек полный дом.
- Будьте Здоровы,
Счастливы будьте!
- Живите без бед
Много лет!
И все вместе: Спасибо этому дому, пойдём к другому! (Дети возвращаются в группу)
Рефлексия: Вернувшись в группу, дети садятся кругом на полу, выкладывают угощение.
- Вот сколько угощения мы к чаю принесли. Воспитатель говорит:
- Ну как вы думаете, ребята, что нам удалось из того, что мы придумали, воплотить, а что нет? (ответы детей)
- Как думаете, смогли бы мы одни сегодня обойтись, без помощи?
- Скажите, интересно сегодня прошло наше занятие?
-Много нового вы узнали о Святках, об обычаях и традициях нашего народа?
- Что вам понравилось?
- Хотели бы вы ещё так же поколядовать дома, с родителями, с друзьями?
- Я думаю, у вас будет теперь такая возможность это сделать и воплотить в жизнь ещё множество своих задумок и идей; кого-то научить, ведь вы теперь много знаете и умеете!
(окончание занятия)