МААМ-картинки

Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации ФГОС

Елена Каргашилова
Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации ФГОС

Семья — основной институт социализации ребенка. Она представляет собой некий микросоциум, через призму которого ребенок познает окружающий мир. Структура семьи, культурный уровень родителей, их социальный статус, гражданская позиция, образ жизни, отношение к ребенку и уровень родительской компетентности во многом определяют направленность и качество социализации детей. В. А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Ребенок — зеркало семьи». Сила и стойкость семейных воздействий связаны тем, что они постоянны и длительны. Ребенок во многом подражает близким людям, учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки, но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.

Публикация «Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации ФГОС» размещена в разделах

Человек сохраняет в течение всей последующей жизни многое из того, чему учила его в детские годы семья. Важно понимать, что вне зависимости от особенностей отношения родителей к детям, наличия или отсутствия потребности их воспитывать именно в семье происходит приобщение ребенка к культурным ценностям: ориентируясь на поведение значимых взрослых (прежде всего родителей, дети осваивают модели поведения, усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, знакомятся с миром предметов и явлений, учатся понимать их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу. От близких ребенку взрослых зависят направление и интенсивность процесса его личностного становления, обретения самостоятельности и социальной активности определенного рода.

В СССР долгие годы насаждалась идея примата общественного воспитания над семейным. В начале прошлого века подобная практика подкрепляла стремление как можно быстрее внедрить в сознание людей новую идеологию, привить подрастающему поколению устремления, соответствующие задачам развития Страны Советов. Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьей: просвещение, контроль действия родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Подобное отношение вызывает активное сопротивление как у родителей, ориентированных на деятельное участие в воспитании своих детей, так и у семей, готовых делегировать свои права дошкольной образовательной организации (ДОО) и по факту уже сделавших это.

Подобное поведение родителей у ряда педагогов вызывает замешательство. Не находя контакта с семьями, воспитатели берут на себя все больший объем работы, что без согласования направленности усилий с другими институтами воспитания далеко не всегда оказывается эффективным.

В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьей. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.

Традиционно базовым направлением работы с семьей является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях данная составляющая деятельности ДОО должна иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с ДОО.

Если раньше родители законодательно определялись как первые педагоги (ФЗ «Об образовании», 1992, то сейчас они имеют преимущественное право на воспитание детей (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2013) и могут использовать положения ФГОС при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования (ФГОС дошкольного образования, 2013).

В настоящее время параллельно с возникновением новых форм воспитания детей, в которых успех невозможен без участия и определяющей роли семьи, фиксируется стойкая тенденция снижения воспитательного потенциала семьи. Одновременно происходит «полное обособление семьи от образовательных учреждений», что «уже привело к замене общественного воспитания приватно-семейным, с одной стороны, и формально-государственным — с другой».

Решение задач организации взаимодействия детского сада и семьи по реализации основной образовательной программы (далее — Программы, представленных в ФГОС дошкольного образования, в условиях невысокого воспитательного потенциала семьи предполагает, что ДОО должны выступать инстанцией развития не только воспитанников, но и их родителей. Это предполагает отказ от формальных подходов к данному направлению работы ДОО, усиливающих кризис доверия между детским садом и семьей. Необходимо отказаться не только от устаревших формулировок («работа с семьей», «педагогическое просвещение родителей», но и от скрывающегося под ними духа взаимоотношений между родителями и ДОО, отражающего взаимное недоверие, недовольство, непонимание объективных основ сотрудничества, нежелание брать на себя ответственность за развитие и благополучие детей.

Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса учреждения, обладающей всеми необходимыми признаками системы, построенной на основе идеи общественного договора, социального партнерства. Понятно, что копившиеся годами проблемы, возникшие за десятилетия стереотипы не могут исчезнуть в одночасье. Для решения данных задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка и ДОО.

В условиях, когда научно обоснованная модель общественно-семейного воспитания, способная раскрыть и реализовать потенциал основных институтов социализации ребенка, только строится, тактику построения партнерских взаимоотношений между ДОО и семьей можно представить как некоторую последовательность определенных шагов и мер.

Дословный и наглядный перевод понятия «партнерство» — деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов — определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОО и семьи как равно активного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка. Следует понимать, что любое взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность и обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей участников общего процесса.

Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами — стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение реальных партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социумом, семьей и образовательной организацией) — длительный и сложный процесс, который связан с прохождением обязательных этапов, когда происходит изменение установок у родителей и педагогов.

«Формулировка миссии, или Декларация цели»

Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как основы для сотрудничества. Именно цель как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие, является системообразующим фактором при построении любой системы. Формулировка цели, ее понимание и принятие всеми участниками является базисом продуктивных отношений.

Принято считать, что перед ДОО и семьей стоят общие задачи. На самом деле существует широкий спектр мнений по вопросу о сущности, цели и задачах обучения, воспитания, развития детей. Даже на житейском уровне можно увидеть разность приоритетов семьи и ДОО, понимаемые субъективно: педагог во главу угла ставит освоение всеми детьми программы, тогда как для родителей наиболее важными могут быть задачи сохранения здоровья ребенка, доверительных взаимоотношений с ним, удовлетворение собственных амбиций и др.

Формулировка целей — важный этап построения партнерских взаимоотношений, половина успеха в решении существующих проблем. При этом нужно понимать, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание Л. И. Гурье предлагает рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.

Определение конкретной цели — крайне сложная задача. Выделив проблему (то, что является неудовлетворительным в существующей практике взаимодействия семьи и ДОО, необходимо определить, а по сути — придумать, как ее преодолеть. При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению проблемы.

Деловая игра «Реализация ФГОС: партнерство ДОО и семьи»

Формат игры:

Педагоги должны Родители обязаны

Цель игры: уточнение представления родителей и сотрудников детского сада о правах ребенка, ответственности ДОО и обязанностях родителей.

Задачи игры:

•определить представления родителей об ответственности детского сада;

•закрепить представления родителей о собственных обязанностях;

•систематизировать представления детского сада и семьи о правах ребенка.

Основная идея: сформулировать педагогам 10 позиций — что должны делать педагоги в период пребывания ребенка в детском саду, сформулировать родителям 10 позиций — что обязаны делать родители по отношению к своему ребенку, получающему дошкольное образование.

Обсуждение позиций, нахождение общих точек соприкосновения помогает педагогам и родителям воспитанников определить основные области ответственности и линии сотрудничества.

Публикации по теме:

Аналитическая справка о результатах мониторинга Аналитическая справка о результатах промежуточного мониторинга освоения детьми образовательной программы. Трижды в год в детском саду проводятся.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации ФГОС
Опубликовано: 7 октября 2014 в 22:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Построение взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каргашилова (УИ 240475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД