Папки-передвижки

Потешный фольклор

Анастасия Гиденко
Потешный фольклор

К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить себя и окружающих. Часто они сопровождаются действиями, не имеющими драматического развития. Это словесные игры, молчанки, небылицы, загадки, скороговорки.

1. Словесные игры, молчанки;

2. Скороговорки;

3. Небылицы-перевёртыши, загадки.

Публикация «Потешный фольклор» размещена в разделах

Словесные игры отличаются от спортивных и драматических игр тем, что в них нет действия. Весь интерес выражен словом. Словесные игры сохранились и до наших дней. Например, распространенная игра «Барыня». Ведущий произносит: Барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег. Что хотите, то берите, черное с белым не носите, «Да» и «нет» не говорите, не смеяться, не улыбаться. Вы поедете на бал? Остальной текст создается в процессе игры. Сравнение текстов и умение их составить с соблюдением всех ограничений свидетельствует об умении пользоваться словом. Играющие должны подчинить эмоции рассудку, воле, не теряться при неожиданном повороте игры, не попадать в ловушки, которые им расставляет ведущий. Молчанка – это веселая игра детей многих поколений. Свое происхождение жанр получил от слова «молчать». Молчанка – это неподвижная игра в основе которой лежит стихотворный уговор – молчать. Помимо развлекательной функции, молчанка выполняет и воспитательную функцию. В игре развиваются волевые качества ребёнка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями. К молчанкам часто прибегают взрослые с целью установить порядок в детском коллективе. На современном этапе наблюдается влияние литературных текстов на жанр молчанки (подобная ситуация наблюдается во многих жанрах детского фольклора. Скорее всего молчанки связаны с одноименными святочными играми. Хранителями и исполнителями произведений детского фольклора являются дети в возрасте от 6-7 лет до 12-13 лет, мальчики и девочки, но репертуар мальчиков отличается от репертуара девочек. У мальчиков на первом месте стоят произведения сатирической лирики – дразнилки, девочки ими пользуются реже. Главное в репертуаре девочек – считалки, молчанки, чем мальчики пользуются с меньшей охотой. Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. Зачастую скороговорки содержат рифмы (Ткёт ткач ткани / На платки Тане). В скороговорках проявляется влияние заумных считалок, используемых для развития артикуляции речевого аппарата. Именно поэтому скороговорки часто и плодотворно используются логопедами для обучения произношению тех или иных звуков. Классифицируются скороговорки по разным признакам. Например, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для формирования правильной речи в звуковом отношении 21 можно использовать произведения, в которых повторяется один или несколько звуков. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки. Небылицы-перевёртыши, загадки Небылицы – это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены. В центре небылицы – абсурдная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевертыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления. Основное назначение небылиц – развеселить, рассмешить детей, а главное, «стимулировать умственные силы ребенка». В небылицах-перевертышах большая воспитательная ценность – ребенок слушает, наблюдает, сравнивает привычные вещи с сюжетом смешных стихов. Небылицы – превертыши важны для воспитания в детях творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировки памяти, информативного запаса. Художественная структура небылиц разнообразна – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Но чаще всего небылицы невелики по объему, что важно, ведь память ребенка еще недостаточно тренирована, малыш не может запомнить большое поэтическое произведение. В небылицах-перевертышах есть рифма и ритм, что делает этот жанр еще более привлекательным для детей и многократно облегчает запоминание. Загадка - это один из малых жанров фольклора. В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Это художественное средство называется метафорой. Но тем не менее загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Загадка – это фольклорный жанр, ориентированный на испытание сообразительности отгадывающего. Загадка – любимый жанр народной поэзии всех стран. Загадка заставляет видеть неожиданную и поэтическую сторону в самых неожиданных вещах, проявлять смекалку и учит логически, порой парадоксально, мыслить.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Краткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группеКраткосрочный проект «Фольклор для малышей» во второй младшей группе Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Фольклор для малышей» Актуальность: Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких.

План мероприятий на неделю по теме «Русский фольклор» в средней группе Задачи: Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами Русского народа в старину.

Проект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возрастаПроект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возраста Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Потешный фольклор
Опубликовано: 3 декабря 2021 в 11:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД