Приложение МААМ

Поведение детей в раннем возрасте. Утомление

Анастасия Галинская
Поведение детей в раннем возрасте. Утомление
▼ Скачать + Заказать документы

При благоприятных условиях воспитания у детей раннего возраста преобладает бодрое, активное настроение. Малыши адекватно реагируют на предложения взрослых, едят с аппетитом, спокойно идут спать. Они очень эмоциональны: часто смеются и улыбаются, очень подвижны. Такое поведение говорит о состоянии оптимальной возбудимости нервной системы.

Однако поведение детей первых 3 лет жизни очень непредсказуемо. Иногда от незначительной причины (например, небольшого изменения режима дня) малыш приходит в состояние повышенного возбуждения, при котором нарушается его поведение: он начинает громко кричать, отказывается выполнять ранее установленные правила, упрямо требует того, что дать ему нельзя.

Публикация «Поведение детей в раннем возрасте, Утомление» размещена в разделах

Бодрое состояние ребенка так же легко может сменяться вялым — движения становятся замедленными, он останавливает игру, ходит по группе, ничего не делая, или просто сидит, перебирая руками какие-либо предметы.

Такое поведение свидетельствует о временном понижении возбудимости нервной системы.

Повышение и понижение возбудимости наблюдается у детей раннего возраста сравнительно часто. Однако описанные состояния не являются естественными, соответствующими детям этого возраста. Подобные нарушения возникают главным образом в результате ошибок воспитания.

Все нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными или кратковременными. Правильными воспитательными приемами можно снова привести возбужденного или вялого ребенка в уравновешенное состояние.

Следует учесть, что частые состояния повышенного возбуждения ребенку вредны, так как при них быстрее наступает утомление. Отрицательно влияют на ребенка и частые состояния пониженной возбудимости. Вялые дети не могут хорошо воспринимать окружающую действительность, что неблагоприятно отражается на интеллектуальном развитии. Таким образом, частое повышение или понижение возбудимости нервной системы вредно для здоровья и развития детей.

Основные причины нарушения состояния оптимальной возбудимости.

Воспитателю необходимо понимать причины нарушения возбудимости нервной системы детей и уметь правильными приемами как можно скорее выводить их из этих состояний.

Основными причинами нарушения являются:

1. Заболевания.

Каждое, даже незначительное, заболевание влечет за собой те или иные изменения в состоянии нервной системы: падает работоспособность, ребенок становится либо повышено раздражительным, либо, наоборот, вялым. Изменяется его обычное поведение.

Нарушение оптимального состояния возбудимости отмечается у детей иногда даже за несколько дней до наступления клинических проявлений заболевания.

2. Недостаточное удовлетворение физических потребностей ребенка.

Даже незначительное нарушение в удовлетворении физиологических потребностей растущего организма ребенка может изменить его уравновешенное состояние. Небольшая задержка с обедом, несвоевременное укладывание спать, неудобная одежда — все это может послужить поводом для возникновения повышенной раздражительности или вялости ребенка.

Поэтому правильное и полноценное питание, точное выполнение режима, тщательный гигиенический уход являются условиями, поддерживающими состояние оптимальной возбудимости.

3. Отсутствие условий для активной деятельности.

Вспышки возбуждения, наблюдающиеся в поведении детей, иногда являются результатом однообразия впечатлений, отсутствия условий для движений и разнообразной деятельности ребенка.

4. Недостаточное общение со взрослыми.

Не получая удовлетворения этой потребности, ребенок становится вялым или повышено раздражительным.

5. Неправильные подходы взрослых.

Одной из наиболее частых причин нарушений возбудимости нервной системы детей является отсутствие единства и постоянства в подходах к ним взрослых.

6. Утомление — это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Психически оно ощущается как чувство усталости.

Следует понимать, что нельзя ожидать спокойного поведения ребенка, если нет договоренности и единства в приемах между всеми лицами, принимающими участие в его воспитании.

Резкие окрики, неровное обращение, насильственное прекращение деятельности ребенка, обман приводят к упрямству, повышенной раздражительности и вспышкам гнева.

Отрицательно сказывается на поведении детей частые требования затормозить, прекратить то или иное действие — «нельзя двигать стулья», «не бери куклу, сломаешь», «нельзя залезать на диван», «не бегай». Подобные частые запрещения неизбежно вызывают перенапряжение процесса торможения. Одни дети в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия отвечают бурной вспышкой гнева, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. Другие становятся вялыми, пассивно подчиняющимися, что свидетельствует о понижении возбудимости нервных клеток.

Формирование тормозных процессов является одной из задач при воспитании детей. Надо развивать умение детей воздерживаться от некоторых опасных или вредных для окружающих действий, но прежде всего надо создать все условия, обеспечивающие активную деятельность ребенка. Например, запрещать двигать стульями надо, но взамен необходимо предоставить детям возможность двигать, например, коляски, так как движение является физиологической потребностью.

Можно упражнять ребенка спокойно подождать, пока воспитатель, объяснив другому ребенку, как надо лепить, подойдет и к нему. Но даже в этом случае заставлять детей долго ждать и часто ограничивать проявления активности нельзя. Длительные отрезки бездеятельного состояния неизбежно приводят любого здорового активного ребенка к возбуждению — он начинает шалить, толкать детей, стучать и т. п.

Утомление, возникшее после длительной деятельности, можно снять, обеспечив своевременный и полноценный отдых, после чего работоспособность легко восстанавливается и утомление не оставляет отрицательных последствий.

Имеется три основных вида отдыха:

1) глубокий сон;

2) активный отдых — в виде смены характера деятельности;

3) пассивный отдых.

Основным и наиболее эффективным отдыхом является сон.

Активным отдыхом после сидячего занятия (например, лепки, рисования) может быть прогулка или самостоятельная подвижная игра.

Пассивный отдых (посидеть, полежать, ничего не делая) для детей раннего возраста невозможен.

Маленький ребенок не может не только сказать, но и понять, а тем более управлять своим поведением. Иногда он упрямо заявляет, что не хочет идти спать, хотя все признаки утомления налицо. Поэтому очень важно правильно организовать жизнь детей предупреждая возникновение утомления, своевременно обнаруживать первые признаки падения работоспособности и обеспечить отдых.

Признаки утомления

О наступившем утомлении можно узнать по изменению обычного для данного ребенка поведения. Эти признаки у детей раннего возраста разнообразны:

1) Нарушается координация движений, особенно движений руки.

2) Появляется общее двигательное беспокойство — ребенок возбужденно много бегает, бесцельно лазает, по пути задевая детей и предметы.

3) Вялость. Ребенок вяло передвигается по комнате, посаженный за стол ест очень медленно, иногда забирается в уголок и сидит там, ничего не делая.

4) Появляются несвойственные данному ребенку агрессивные действия, необоснованные конфликты с детьми, проявление упрямства и др., что указывает на ослабление тормозных процессов.

5) Нарушается сосредоточенность, устойчивость внимания во время занятий появляются частые и все более длительные отвлечения, игра становится менее продолжительна, чем обычно. Периоды непрерывной деятельности становятся все короче.

6) Иногда при утомлении у детей восстанавливаются ранее сформированные и, казалось бы, давно изжитые автоматические движения — сосание пальцев, автоматические раскачивания, какие-либо другие навязчивые движения (дергает себя за волосы, теребит пуговицу, сосет губу и т. д.)

Причины утомления детей

Причины утомления детей могут быть следующие.

1. Чрезмерно длительное бодрствование.

2. Недостаточный и неполноценный отдых (недосыпание).

Недосыпание детей объясняется неправильным режимом, иногда отсутствием благоприятных условий для полноценного сна. Яркий свет в комнате, где спит ребенок, громкий разговор взрослых, радио, телевизор, игра детей в то время, как другие тут же спят — все это мешает сну ребенка.

Нарушением сна является также частое высаживание детей ночью и наличие у них отрицательных привычек — спать с соской, пить ночью воду.

3. Неблагоприятные факторы окружающей среды — прежде всего высокая температура помещения, сухость воздуха, шум, плохое освещение.

В душной комнате с высокой температурой воздуха утомление детей наступает скорее. Громкая речь окружающих, неприятные звуки некоторых игрушек, шум от частого передвижения мебели и неумения правильно использовать игровые пособия (стучат кубиками, бросают шары вместо того, чтобы катать их) — все это создает высокий уровень шума.

4. Неправильная организация деятельности детей.

Дети должны иметь возможность играть и заниматься каким-либо видом деятельности всегда, когда они не заняты другими процессами: кормлением, умыванием, одеванием.

5. Непосильная умственная или физическая нагрузка.

Рекомендации воспитателям:

Следует воспитывать у детей умение говорить негромко, не допускать окриков на них. Пособия, издающие резкие звуки, можно использовать либо кратковременно только на занятиях, либо на прогулке, а не в помещении. Надо помнить о вредном влиянии шума на нервную систему детей.

Необходимо обеспечить равномерное и достаточно интенсивное освещение игровой зоны и книжного уголка, где расположены книги для детей. При оформлении групповых комнат не следует допускать излишней яркости и пестроты, потому что длительное пребывание в такой обстановке для маленького ребенка утомительно.

В групповой комнате всегда должно быть достаточное количество различных пособий, которые вызывали бы разные формы активности детей.

Большое внимание необходимо уделять правильному проведению занятий. Занятия требуют от ребенка определенной степени умственного напряжения, произвольного внимания.

Строить занятие следует так, чтобы ребенок мог и посмотреть, и послушать, и произвести какое-либо действие. И чем меньше ребенок, тем большее значение имеет это правило.

Стремясь обеспечить устойчивое внимание детей на занятиях, устраняя по возможности лишние раздражители, следует в то же время спокойно относиться к некоторым коротким отвлечениям ребенка и не одергивать его постоянно «сиди спокойно», «не крутись».

Педагогам следует заботиться не только о здоровье, развитии движений, речи, формировании навыков, но и о том, чтобы обеспечить активное уравновешенное поведение, бодрое эмоционально-положительное состояние детей, т. е. состояние оптимальной возбудимости их нервной системы.

Публикации по теме:

Безопасное поведение детей в транспорте (по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя») Автор воспитатель высшей категории Шаманова В. С. ГБОУ Гимназия № 1519 г Москва Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить на ваше.

Фотоотчет «Безопасное поведение на улице»Фотоотчет «Безопасное поведение на улице» Самый лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах - соблюдать правила дорожного движения! Моё приоритетное направление.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Конспект занятия по ПДД «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Конспект по Правилам дорожного движения «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков.

Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка»Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка» " Родители и Педагоги! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение»Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение» Бывает, что мы часто наблюдаем в дошкольном учреждении или в общественных местах, когда ребёнок демонстрирует социально неприемлемое.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поведение детей в раннем возрасте. Утомление
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 19:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поведение детей в раннем возрасте. Утомление» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Галинская (УИ 396597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД