Людмила Суханова
Познавательное занятие-путешествие «Море синее — Байкал» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Закрепить и расширить у детей представления о природе Байкала, его обитателях, богатствах родного края.
Развивать познавательные способности детей, логическое мышление, речь.
В процессе экспериментирования развивать познавательную активность детей, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, сравнения, умозаключения.
Активизировать речь, обогащать словарь детей.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, привлечь внимание к неповторимой красоте озера Байкал, к разнообразию его животного и растительного мира.
Публикация «Познавательное занятие-путешествие „Море синее — Байкал“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Формировать представления детей об охране природы, о том, что человек и природа
взаимосвязаны.
Материал: фотографии с изображением озера Байкал, животных, рыб, деревьев разных пород, письмо в котором изображение сказочного героя Сибирячка. Конверты с заданиями, стрелки указывающие направление, удочки с магнитами.
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в оформленный зал. (Лесная полянка, деревья - ёлки, озеро.) Педагог встречает их.
Воспитатель. - Здравствуйте дети, сегодня мы с вами поговорим об озере Байкал. Узнаем о животных, обитающих в тайге, о рыбах которые водятся в водах Байкала.
Подождите, я совсем забыла вам сказать, что почтальон принес в детский сад письмо. Интересно, от кого оно? Сейчас прочитаем. (Открывает конверт)
«Дорогие друзья, приглашаю вас в путешествие по Байкалу. Вы наверное, слышали обо мне, я веселый лесной человечек, который родился из кедрового орешка, на берегу Байкала. Я приготовил для вас сюрприз, а найдете вы его, ориентируясь по стрелочкам и выполняя мои задания. Сибирячек.»
Воспитатель. – Дети, вы хотите узнать, что за сюрприз приготовил для вас Сибирячек? Тогда нужно постараться выполнить все задания. Сейчас мы с вами сядем на лесную полянку и отправимся к озеру БАЙКАЛ. Закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу. (Звучит музыка – шум леса, пение птиц).
Воспитатель. Слышно как птицы поют, ветер шумит в ветвях деревьев, плещется о камни вода. Мы оказались с вами на берегу озера Байкал.
-Откройте глаза.
-Говорят, в этом лесу в дупле большого дерева живёт Сибирячек. Он для нас сделал выставку фотографий, картин с изображением Байкала. (Дети подходят к мольбертам на которых расположены картины и фотографии озера Байкал, животные тайги.)
-Что изображено на фотографиях? (Озеро Байкал).
Какое оно? (Красивое, огромное, синее, большое, глубокое).
-А вода в нём, какая? (голубая, чистая, прозрачная).
-Чем окружено озеро Байкал? (Горы, леса).
-А теперь отправимся на поиски заданий. Идемте по стрелочке, находим конверт. (Все конверты с заданиями дети находят на ёлке, под деревьями, у озера – макет)
1 ЗАДАНИЕ.
Назовите хвойные деревья (кедр, ель, лиственница, сосна, пихта).
Посмотрите и скажите, от какого дерева веточка? (от кедра, сосны, ели).
Подберите шишку к веточке, назовите её (кедровая, еловая, сосновая). (Используются веточки деревьев, их плоды - шишки.)
-Молодцы с первым заданием справились!
-Идем дальше.
2 ЗАДАНИЕ.
Какие животные здесь лишние?
Назовите диких животных, обитающих на Байкале.
(Используются карточки дидактической игры «Дикие, домашние животные»)
-Идем дальше.
3 ЗАДАНИЕ.
Спустимся к воде (стрелочка ведет к водоёму, к озеру).
Наберем воды из озера Байкал. (Стаканы с водой, молоком на каждого ребёнка, ложечки, камешки, кусочки глины, соль, сахар).
-Что такое вода? (жидкость)
-А что у меня в стакане? (молоко).
Возьмите стаканы опустите в них камешек. - Что вы видите? (в стакане с водой камешек виден, а в стакане с молоком нет).
-Что можно сказать о воде, какая она? (прозрачная, светлая, чистая).
-А молоко? (белое, мутное, не прозрачное).
-Попробуйте воду на вкус, какая она? (не имеет вкуса, безвкусная).
-Посмотрите и скажите, что здесь в баночках? (соль, сахар).
-Добавьте в один стакан соль, в другой - сахар, перемешайте.
-Изменился ли цвет воды? (нет).
-Попробуйте на вкус, изменился ли вкус воды? (да).
-Куда девались соль, сахар? (растворились).
-Значит вода – это растворитель.
-Добавьте в воду глину, перемешайте, что произошло? (глина не растворяется в воде, а оседает на дно).
-Изменился ли цвет воды? (стал мутным.)
-Можно ли пить такую воду? (нет) Почему? (Она грязная, можно заболеть).
-А если в озере станет такая вода – это хорошо или плохо? Что случится в природе? (погибнут животные, рыбы, люди).
-Байкальская вода уникальна и удивительна. Она необыкновенно прозрачна, чиста, насыщена кислородом. Озеро Байкал самое глубокое в мире, в нем очень много пресной воды, т. е. воды пригодной для питья.
-Молодцы, справились с заданием.
-Идем дальше по стрелочке.
4 ЗАДАНИЕ.
-Посмотрите, на конверте запрещающий знак, что бы это значило? (читает).
«Дети! Помогите! Гибнет озеро Байкал».
-Давайте посмотрим, от чего гибнет озеро?
-Что это в воде, на берегу? (мусор, свалки)
-Люди засоряют воду, берега Байкала.
-Будем мы пить воду, где плавают нечистоты? (нет.)
-А что будет с рыбами, животными? (они погибнут.)
-Чем мы можем помочь озеру? (собрать мусор в мешки-дети собирают мусор).
-А сейчас можно отдохнуть привал.
-На берегу озера лежат удочки, возьмите их и поймайте рыбку.
-Назовите тех рыб Байкала, которых вы знаете (лещ, осетр, омуль, щука и др.) (Дети ловят на удочки с магнитом рыб).
-Молодцы, справились с заданием.
5 ЗАДАНИЕ
-Вот и последнее задание (находят конверт).
-Что в нем?
- Диск – сюрприз и письмо (читает).
«Дети, я очень рад, что вы справились с заданиями и хочу показать вам самых интересных животных Байкала - это Байкальская нерпа. Посмотрите фотографии и видеофильм о нерпе. Будете в городе Иркутске, посетите нерпинарий, вам понравится, а ещё вас ждут призы, как я и обещал.
Пока, до встречи! Сибирячек»
Просмотр видеофильма о нерпе (3 минуты.)
Под ёлочкой орешки в качестве приза.
Дети возвращаются на полянку, благодарят за путешествие и за орешки.