Лучший педагог года

Программа по пожарной безопасности «Огонь — друг или враг?»

Наталия Кузнецова
Программа по пожарной безопасности «Огонь — друг или враг?»

«Огонь – друг или враг

познавательно-игровая программа

(старший дошкольный возраст)

Составила: воспитатель

1 квалификационной

категории, Кузнецова

Наталия Владимировна

г. Брянск-2016 г.

Пояснительная записка:

Данная программа разработана в соответствии с

1. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

2. Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ:

3. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Публикация «Программа по пожарной безопасности „Огонь — друг или враг?“» размещена в разделах

4. Требованиями СанПиН с введением дополнений и изменений в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26.

5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Обязательное обучение мерам пожарной безопасности детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой. Воспитателю при подготовке занятий, бесед о мерах пожарной безопасности прежде всего важно самому глубоко осознать особую значимость этой темы и необходимость помочь детям избежать трагедии в жизни!

Направленность. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у детей чувство опасности огня, привитию навыков безопасного обращения с бытовыми приборами, с алгоритмом действий в случае возникновения пожара.

Таким образом, актуальность настоящей программы :

- В доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях;

- необходимостью взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в охране жизнедеятельности ребенка.

Новизна содержания заключается в том, что в него включены здоровьесберегающие компоненты. Игры ориентированы на групповую форму.

Практическая ценность состоит в том, что в ходе решения задач педагогического воздействия происходит формирование представлений о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.

Ребенок познает:

- формирует положительные качества в общении со сверстниками;

- учится совершенствовать свое здоровье;

- развивается воображение и фантазия;

- бережное отношение к окружающему миру, природе.

Основные принципы:

- принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы;

- принцип системности – работа проводится весь учебный год, специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние отрезки времени;

- принцип доступности содержания детям;

- принцип возрастной адресованности;

- принцип координации деятельности педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель);

- принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Цель программы :

- довести до понимания детей, в игровой форме, предназначение спичек, разъяснить их опасность;

- познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности.

Задачи программы :

- дать представления об опасности огня и его последствиях;

- обобщить знания детей о правилах безопасного поведения в случае возникновения пожара; выработать алгоритм действий в случае его возникновения;

- формировать навыки осторожного обращения с огнем;

- способствовать формированию знаний детей о бережном отношении к природе и окружающему миру;

- поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение;

- развивать умение играть в команде;

- воспитывать чувство ответственности.

Отличительная особенность данной программы : программ по пожарной безопасности для детей дошкольного возраста не разработано, чаще всего этот вопрос является составной частью целого комплекса тем по безопасности жизнедеятельности.

Возраст детей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Сроки реализации программы. 5 лет.

Формы работы: групповая.

Ожидаемые результаты:

- у детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем;

- умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными;

- умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности;

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям;

- у дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения;

- ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Формы подведения итогов реализации программы :

подведение итогов реализации программы осуществляется в форме организованных бесед, дидактических игр, наблюдений.

Методика работы:

процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

- использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;

- реализовать педагогические условия (планирование воспитательно-образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактической оснащенности, референтность пожаробезопасного поведения участников педагогического процесса);

- осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.

Методы работы:

- беседы, основанные на опыте детей;

- система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности, ценностей здорового образа жизни, экологической культуры;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры-драматизации;

- игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой;

- викторины;

- конкурсы;

- чтение художественной литературы;

- продуктивную деятельность: изодеятельность, аппликация, конструирование;

- составление творческих рассказов на противопожарную тему;

- спортивные развлечения.

Методическое обеспечение:

- видеопроектор

- детские стулья (группа роста 1-3)

- детские столы

- картотека дидактических игр

- картотека подвижных игр, игр эстафет

- краски акварельные и медовые

- магнитофон

- методические пособия

- набор сюжетных картинок

- предметные картинки

- подбор мультфильмов

- раскраски

- цветные карандаши

Список используемой литературы:

1. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников», Москва «Просвещение», 2006 г.

2. Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис – Пресс, 2008 г.

3. Пикулева Н. «Пожарная безопасность». / Дошкольное воспитание, 2007 - № 4.

4. Терминологический словарь по пожарной безопасности. М. : ФГУ ВНИИМО МЧС России, 2003г.

5. Шорыгина Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2006 г.

6. Горячев С. А., Рубцов В. В., Теребнев В. В. «Основы пожарной безопасности». М. : ВИПТШ МВД СССР, 1990 г.

Перспективное планирование работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности

Сентябрь

1. Оформление выставки детского творчества по пожарной безопасности.

2. Аппликатирование плаката «Не забудь отключить».

3. Спектакль «Прогулка по лесу». При подготовке к нему разучить песенки «Картошка» Л. Шаинского, «Про елочку», повторить правила пожарной безопасности.

4. Чтение стихотворения на пожарную тематику.

5. Просмотр диафильма «Что надо делать, если возник пожар».

Октябрь

1. Познавательное занятие «Знакомство со службой 01», чтение

стихотворения, разучивание загадок, пословиц на

противопожарные темы.

2. Познавательное занятие «Взаимодействия пожарных подразделений», чтение стихотворения.

3. Познавательное занятие «Взаимодействия служб спасения», чтение стихотворения.

4. Встреча с командиром боевого расчета.

5. «Действия при пожаре». Создание специальных ситуаций.

6. Спортивный праздник с включением в него эстафеты «Кто быстрее потушит пожар», подвижная игра «Огонь вода и едкий дым».

7. Просмотр диафильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

8. Выставка детских рисунков: «Пожар в лесу».

Ноябрь

1. Продуктивная деятельность-аппликация: «Огонь-враг».

2. Разбор проблемных ситуаций: «Твои первые действия при пожаре».

3. Иллюстрирование причин пожара «Отчего происходят пожары».

Использование плакатов.

4. Разучивание песен, прослушивание грамзаписи «Мечта», «Мы -пожарная дружина».

5. Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности «Правила пожарной безопасности твои и мои».

Декабрь

1. Познавательное занятие «Знакомство с приборами освещения» с последующей изодеятельностью «Наши помощники».

2. При подготовке к Новому году разучить материалы по пожарной безопасности, частушки, стихи. Обратить внимание детей на правильное поведение возле елки.

3. Просмотр диафильма «Берегите жилище от пожара».

Январь

1. Встреча с инспектором госпожнадзора. Чтение стихотворения на противопожарную тему.

2. Викторина «Чтобы не было пожара».

3. Создание специальных ситуаций «Эвакуация из помещения».

4. Чтение стихотворений на противопожарную тематику, использование раскрасок.

Февраль

1. Оформление альбома о труде пожарных, иллюстрирование

загадок.

2. Приглашение гостей из пожарной части. Подготовить к встрече

«Ночью и днем - осторожно с огнем!». При подготовке к нему разучить песни «Ноль один», «01 – зазвонил телефон». Повторить ранее разученные песни, сделать монтаж из стихов, подготовить драматизацию.

Март

1. Познавательные занятия «Знакомство с службами спасения».

2. Отгадывание загадок.

3. Продуктивная деятельность – аппликация: «Службы спасения – наши друзья»

4. Просмотр электронных презентаций: «Огонь – друг и враг человека», «Отважная профессия- пожарный».

5. Выставка детских рисунков: «Не играйте с огнем!».

Апрель

1. Познавательные занятия «Пожар в лесу» с последующей изоде-

ятельностью. Разучивание народного творчества.

2. Экскурсия в пожарную часть для знакомства с пожарным тех

оборудованием. Чтение стихотворения на противопожарную

тематику.

3. Оформление выставки художественной литературы «Писатели о

пожаре».

4. Чтение произведений на противопожарную тематику.

5. Спортивный праздник «Смелые пожарные».

Май

1. Познавательные занятия «Знакомство с пиротехникой» с

последующей изодеятельностью.

2. Закончи сказку «Птичка – невеличка и большой пожар».

3. Просмотр диафильма «Огонь и люди».

4. Конкурс детского рисунка «Не играйте с огнем!», с последующим награждением. Организовать просмотр детских рисунков в пожарной части или в средней школе.

5. Познавательные занятия «Правила поведения на природе».

6. Викторина «Почемучка в гостях у юных пожарных» с элементами народного творчества, разучиванием частушек.

7. Летний праздник с включением тем по пожарной безопасности.

На протяжении всего учебного года в работе с детьми используются дидактические игры: «Причины пожаров», «Шалости спички», «Узнай и назови», «Составь рассказ по картинке», «Детские шалости», «Доскажи словечко», «Пожароопасные предметы», «Опасно – неопасно», «Если я сделаю так», «Наши спасатели».

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг» Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать у детей понятие «пожарная безопасность». 2.

Конспект НОД по безопасности «Огонь — друг или враг?» Цели: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление о том,.

Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг. Профессия — пожарный» Видео Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Задачи: Образовательные:.

Открытое мероприятие совместно с с пожарной частью «Огонь — друг, огонь — враг»Открытое мероприятие совместно с с пожарной частью «Огонь — друг, огонь — враг» 3 июня 2016 года в областном казённом учреждении «Елецкий социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ковчег» проводилось.

Паспорт проекта по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг?» Длительность проекта с 10 марта по 20 мая 2016 года Актуальность проекта Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности.

Проект по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Огонь-друг, огонь-враг» Сегодня одним из наиболее интересных, развивающихся и значимых методов в отечественной педагогике, как для взрослых, так и для детей дошкольного.

Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности: «Огонь — наш друг, огонь — наш враг»Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности: «Огонь — наш друг, огонь — наш враг» Материал подготовила воспитатель: Дегтярева Л. Н. МБДОУ д/с " Светлячок" п. г. т Красная Гора. Большинство детей не знают, что надо делать.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе «Огонь наш друг и враг!» Задачи: Познание: Знакомить детей с огнем и его свойствами; Развивать любознательность, память, логическое мышление. Развивать память; Воспитывать.

Совместное творчество детей и родителей по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг»Совместное творчество детей и родителей по пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях является одной из самых актуальных. Основы знаний по безопасности.

Тематическая неделя в средней группе №6 посвящённая правилам пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг»Тематическая неделя в средней группе №6 посвящённая правилам пожарной безопасности «Огонь — друг, огонь — враг» Тематическая неделя в средней группе № 6 посвящённая Правилам пожарной безопасности «Огонь-друг, огонь-враг» Подготовила Воспитатель Масалова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по пожарной безопасности «Огонь — друг или враг?»
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 21:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД