Олеся Герасименко
Познавательно-исследовательская деятельность «Овощи и фрукты — ценные продукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Овощи и фрукты – ценные продукты».
Интеграция образовательной деятельности :
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Познавательно-исследовательская деятельность.
Задачи:
Закреплять навыки количественного счета, знания геометрических фигур, размера, совершенствовать навыки сравнения и уравнивания множеств, соотнесение числа с количеством;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Овощи и фрукты — ценные продукты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Расширять и уточнять знания детей об овощах и фруктах;
Развивать познавательный интерес к экспериментированию;
Умение анализировать и делать вывод;
Использовать в работе с детьми технологию ТРИЗ.
Методы и приемы:
Словесные;
Наглядные;
Практические.
Материалы и оборудования: Две корзины с натуральными овощами и фруктами, карточки-признаки ТРИЗ, тарелки с муляжами овощей и фруктов, подносы с картинками фруктов и овощей на каждого ребенка, изображения деревьев и грядок на каждого ребенка, клей, салфетки. Фартуки и шапочки для экспериментирования. Лупы на каждого ребенка. Стаканчики с водой на каждого ребенка, по два апельсина на каждого ребенка, мольберт со схемами. Картофель на каждого ребенка, котельные трубочки по две штуки на ребенка. Простые карандаши, карточки-схемы для зарисовывания вывода ребенком. Признаки и натуральные фрукты для игры «Карусель».
Словарная работа: овощи, фрукты, плодово-ягодные деревья, мандариновое дерево, апельсиновое дерево, сливовое дерево, гранатовое дерево, научный руководитель, лаборанты, исследователи.
ХОД НОД: Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения, организуя полукруг. В: Ребята, для меня этот год был урожайным. У меня в огороде созрело много овощей и фруктов, я не знаю, что из них можно сделать? Помогите мне, пожалуйста! Скажите, что хорошего в том, что много овощей и фруктов? Что плохого в том, что их много?
Ответ детей: В: Вот вы мне и помогли своими ответами, теперь я знаю, что я могу приготовить из своего богатого урожая.
В: Ребята, я сегодня к нам в группу принесла много объектов, а чтоб узнать что же это за объекты, нам необходимо пройти за столы и внимательно изучить свои объекты.
Игровое упражнение «Опиши объекты по признакам»
Савелий, назови свои объекты, чего у тебя больше, овощей или фруктов? Поставь соответствующий знак. Маша, какой по размеру у тебя огурец, если его сравнить с огурцом Насти? А если его сравнить с огурцом Димы? Дима, какой формы у тебя лимон? А морковь?Данил, на сколько меньше у тебя овощей, чем фруктов? Полина, укажи цифрами, сколько у тебя овощей и сколько фруктов. Анисья, сделай так, чтобы у тебя было поровну и овощей и фруктов. Андрей, сделай так, чтобы овощей стало больше, чем фруктов. Саша, сосчитай, сколько у тебя вместе и овощей и фруктов.
Ответы детей:
В: Мне нравится как вы справились с заданиями. А где же растут овощи и фрукты? (воспитатель показывает признак место). Давай те перейдем за другие столы. Выберете понравившиеся вам фрукты и овощи и укажите их место. (на столе лежат заготовки овощей и фруктов, заламинированные листы с изображением дерева и грядки, на которые дети должны наклеить на дерево фрукты, на грядки – овощи) (приложение 1).
Андрей, где у тебя растут сливы? Как называется твое дерево? Анисья, где у тебя растут овощи?
Ребята, а где еще мы можем встретить овощи и фрукты, кроме сада и огорода?
Ответы детей:
В: А правильно ли я выполнила свое задание? (яблоки посадить на грядки, а овощи на дерево, а почему?
Ответы детей:
Практическая часть
В: И с этим заданием вы справились.
Ребята, а вы знаете, что овощи и фрукты можно употреблять не только в пищу, но и проводить с ними увлекательные опыты? Для этого нам необходимо отправится в пищевую лабораторию, где изучают свойства продуктов питания. Хотите туда отправится? Вы будете лаборантами-помощниками, а я вашим научным руководителем.
В лаборатории есть свои правила, которые необходимо выполнять. В первую очередь нам нужно надеть фартуки и шапочки, во вторую необходимо внимательно слушать и четко выполнять инструкцию. Все готовы?
Посмотрите внимательно на столы (на столах лежат материалы и оборудования для исследования). На мольберте я буду выставлять для вас признаки и схемы – помощники, которые будут вам помогать и подсказывать, что нужно делать.
И так коллеги приступим. Возьмите апельсин и скажите: апельсин имеет запах?
Ответы детей: Да, у апельсина есть запах.
В: Какой помощник умной головы вам помог это узнать?
Ответ детей: Нос
В: (помещает признак запах на мольберт). Апельсин имеет форму?
Ответ детей: Да, апельсин по форме круглый
В: Какой помощник умной головы помог вам это узнать?
Ответ детей: глаза.
В: Скажите, а если мы закроем глаза, мы можем узнать, какой он по форме?
Ответ детей: Да, нам помогут руки.
В: Апельсин имеет рельеф? Если имеет, то какой?
Ответ детей:
В: (так же задать вопрос про цвет, вкус, звук) Давайте сделаем вывод: апельсин имеет… ответы детей.
В: Для следующего опыта, объединитесь в пары. Возьмите не очищенный апельсин и опустите в емкость с водой, что произошло с апельсином? СХЕМА 1
Ответ детей: Он плавает
В: зарисуйте в своей карточке, то, что вы увидели.
В: Возьмите очищенный апельсин и опустите в емкость с водой, что произошло с апельсином?
Ответ детей: Он утонул
В: зарисуйте в своей карточке, то, что вы увидели. Давайте сделаем вывод о том, что мы с вами увидели.
Ответ детей:
В: Давайте выясним, в чем причина? Возьмите лупы и апельсин, который в кожуре, ее мы и рассмотрим. Кожура апельсина покрыта мелкими впадинами и точечками – в них находятся маленькие пузырьки воздуха, а в кожуре и между кожурой у апельсина есть воздух, а воздух легче воды. Кожура является для апельсина своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть. Поэтому апельсин без кожуры сразу утонул.
В: Перейдем к следующему опыту. СХЕМА 2
Возьмите картофель и коктельную трубочку и попробуйте ею проколоть картофель, получилось? Что случилось с трубочкой? (зарисуйте, то что произошло с трубочкой).
Ответ детей: она согнулась, сломалась.
В: Возьмите вторую трубочку. Закроем отверстие сверху большим пальцем и резко воткнем в картофель. Что вы увидели?
Ответ детей: она, легко вошла в картошку и проткнула ее.
В: а кто знает, почему так произошло? Хотите узнать?
Мне тоже стало интересно, почему так произошло. И я стала искать ответ на свой вопрос и нашла я его в энциклопедии удивительных экспериментов. А происходит это вот, почему.
Вывод: воздух, который мы зажали большим пальцем внутри трубочки, делает ее упругой и не позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.
В: Ребята, скажите мне, пожалуйста, картофель по материалу он природный или рукотворный?
Ответ детей: Природный.
В: А в каких случаях он может стать рукотворным?
Ответ детей: Если его отварить, приготовить пюре, картошку-фри, добавить в суп.
В: Ну что ребята, понравилось вам работать в нашей лаборатории? Сейчас лаборатория закрывается для влажной уборки.
Ребята, а вам нравится кататься на каруселях? Мы сегодня проделали большую познавательную работу и я хочу пригласить вас покататься на нашей карусели.
Игровое упражнение «Карусель» с применение технологии ТРИЗ. (На стуле рядом с круглым столом, находятся различные предметы-объекты: яблоко, груша, банан, морковь, капуста др.) В: Сава, выбери, пожалуйста, объект с которым мы будем играть. (Предлагает одному из детей выбрать любой объект и положить в центр игрового поля «Карусель»). (Приложение №2)
Первыми на карусели поедут Полина, Саша, Маша, Андрей. Дети встают по кругу. По сигналу взрослого «Раз, два, три беги!» дети бегут по кругу. На сигнал «Раз, два, три замри!» останавливаются около карточек с именем признака. Затем поочередно задают вопросы объекту в соответствии с выпавшим признаком, и отвечает на него. Например: объект – капуста
- (признак - вес) - Капуста, какая ты по весу? Тяжелая. (чтоб узнать какая она по весу ее надо взять в руки).
- (признак - действие) - Капуста, что ты умеешь, делать? Лежать. -(признак - вкус) - Капуста, какая ты по вкусу? Сочная. (чтоб узнать какая она по вкусу ее надо попробовать на вкус).
- (признак - цвет) - Капуста, какая ты цвету? Зеленая.
и т. д.
Меняется объект и играет вторая подгруппа детей.
Вывод:
Ребята как мне понравилась, что мы сегодня с вами делали. А вам? А что вам понравилось больше всего? Что было трудным для вас? А что легко?
Спасибо вам ребята за такую увлекательную игру.