Лучший педагог года

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух» (1 фото)

Татьяна Иванова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»

С интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Расширить представления детей о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

1. Объяснить свойства воздуха и его роль в жизни человека, связь с живой природой.

2. Закрепить понятие «воздух» как часть неживой природы.

Развивающие:

1. Развивать речь детей.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах

2. Развивать у детей замысел, воображение, наблюдательность, интерес к неживой природе.

3. Прививать интерес к опытам с воздухом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к стихиям (воздух, вода, огонь, земля).

Познавательно-исследовательское развитие:

1. Проводить опытно-экспериментальную деятельность под руководством воспитателя.

2. Дать представление о том, что воздух не имеет цвета, вкуса и запаха.

3. Формировать умение выделять особые признаки с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

Речевое развитие:

1. Развивать словарный запас детей, обогащая его такими словами, как невидимый, прозрачный, безвкусный.

2. Говорить полными предложениями, точно и полно отвечать на вопросы воспитателя.

3. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Воспитывать интерес к неживой природе.

Физическое развитие:

1. Физкультминутка «Ветер тихо клен качает».

2. Формировать правила работы с различными материалами.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Упражнять детей в изготовлении вертушек из бумаги.

2. Развивать художественно-творческие способности.

Предварительная работа НОД в режимных моментах:

Заучивание стихотворения «Прозрачный невидимка», загадок о воздухе; наблюдение на прогулке за воздухом. Разучивание физкультминутки «Ветер тихо клен качает».

Развивающая среда:

Пипетки, полоски бумаги; салфетки, пропитанные запахом духов; стаканы с водой, трубочки, стакан, емкость с водой, воздушные шары, два апельсина. Бумага квадратной и прямоугольной формы, гвоздики со шляпками, клейстер, кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

Словарная работа:

Пипетка, запах, невидимка, опыт, оболочка.

Мотивация:

Загадывание загадки о воздухе.

Методические приемы:

Практические; Наглядные (картинки с изображением Земли из космоса, движения ветра; демонстрация опытов)

Словесные (беседы, художественное слово, вопросы);

Игровые (сюрпризный момент).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку!

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Правильно, это воздух! Почему он невидимый? (Он прозрачный).

Как его за это качество называют? (Невидимка). А где он находится? (Ответы детей).

Да, он везде: в нашей групповой комнате, между полом и потолком, между мебелью. Он на улице, в поле, в лесу и в нас самих. А зачем нам воздух? Правильно, воздухом дышат люди, животные, птицы, растения – всё живое на Земле. А чем вы вдыхаете воздух? (Носом).

Воспитатель: Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (Воздух струёй выходит из носа, чувствуется ветерок). А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы слышите? (Звук). Что можно теперь сказать про воздух? (Его можно почувствовать и услышать).

Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? (Слышим, как воздух шелестит листвой и т. п.).

А теперь приложите пальцы к горлу и произнесите разные звуки: «р», «к», «с», «а», «у». Что вы чувствуете пальцами? (Горлышко дрожит). Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса). Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха).

Чистый воздух — без вкуса и запаха. А теперь возьмите салфетки и подышите носом возле них, понюхайте, чем пахнет. (Ответы детей). Что можно теперь сказать? (Воздух растворяет запахи).

Воспитатель: Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым (богатым кислородом, а выдыхаем – плохой (углекислый газ). А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Физкультминутка.

Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою он.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проделаем опыты, которые помогут нам найти воздух, изучить его свойства.

Опыт №1 «Вода кипит».

Выдувание пузырьков через трубочку в стакан с водой (пузырьки, которые образуются в стакане от дыхания, - это и есть воздух).

1)Для чего мы выполняем этот интересный опыт?

2)Какому органу полезна эта процедура?

3)Где мы можем видеть использование воздуха? (Специальные упражнения тренируют легкие, помогают человеку быть здоровым).

Опыт №2 «Надуем шарик».

Опыт №3 «Апельсин в воде».

Если опустить апельсин в воду, он будет плавать на поверхности. А если очистить апельсин, то он утонет.

Вывод: в кожуре апельсина есть воздух, без кожуры апельсин тяжелее воды.

Опыт №4 «Поймай воздух»

Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нём? Он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь давайте наберем в пакет воздух и зажмем его.

1. Каких размеров стал пакет?

2. Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

Теперь разожмем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? В нём нет воздуха.

Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Воспитатель: А ещё, ребята, воздух сильный, упрямый – он может двигать предметы.

Воспитатель: Возьмите пипетки. Из чего они состоят? (Резиновый колпачок и стеклянный цилиндр).

Сожмите пальчиками правой руки колпачок, а любой пальчик левой руки подставьте к концу цилиндра и разожмите колпачок. Что вы почувствовали? (Струю воздуха). А теперь снова сожмите колпачок и разожмите возле полоски бумаги. Что получилось? (Полоска бумаги сдвинулась). Вспомните, где используется это свойство воздуха? (Мяч, воздушный шарик, шина, пылесос.)

Воспитатель: Ребята, а какие загадки вы знаете про воздух?

1. Неизвестно где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,

А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –

Пыль поднимает.

Слышишь его,

А не видишь его.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».

Стихотворение рассказывает заранее подготовленный ребенок.

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним правила работы с различными материалами:

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

С огнём:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

Воспитатель: Воздух может быть помощником человека. От ветра работают ветряные мельницы, ветряные электростанции вырабатывают ток. Вентилятор вращается - и прохладный воздух освежает в жару.

Но воздух может быть опасным. Сильный ветер ломает деревья, а очень сильный – ураган - даже разрушает дома.

Давайте поиграем вместе с родителями и решим кроссворд.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»

Вопросы:

1. Какой воздух? (невидимый)

2. Где нет воздуха? (космос)

3. Что мы выдыхаем с воздухом? (углекислый газ)

4. Что мы вдыхаем с воздухом? (кислород)

5. Как называется самый сильный ветер? (ураган)

6. Для чего нужен нос? (дыхание)

Воспитатель: А еще воздух может быть игрой, забавой (вертушка). И я предлагаю вам сделать вертушки из бумаги.

Изготовление вертушки.

Воспитатель:

У Аленки и Ванюшки

Разноцветные вертушки.

Дружно сядем на опушке

И подуем на вертушки!

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Невидимка-воздух»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 16:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД