Елена Шибанова
Познавательно-исследовательский проект «Чудеса своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Название проекта : «Чудеса своими руками»
Тип проекта : долгосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.
Срок реализации проекта :октябрь 2016 – февраль 2017 г.
Участники проекта : обучающиеся старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители (законные представители,педагог.
Пояснительная записка.
Данный проект разработан в соответствие требований ФГОС ДО.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудеса своими руками“» размещена в разделах
Потребность в исследовательской деятельности – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Проект направлен на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность проекта.
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Механизм преобразования образовательного процесса
Цель:
Формирование и развитиепознавательных интересов детей посредствомопытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах:
развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
развивать коммуникативные навыки.
создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Формы реализации проекта :
Работа с детьми:
Моделирование проблемной ситуации; повтор инструкций; выполнение действий; «намеренная ошибка»; проговаривание хода предстоящих действий; предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку; фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Работа с родителями:
Индивидуальные беседы; рекомендации; наглядные информационные материалы; выполнение заданий.
Работа с коллегами:
Консультации, памятки.
Третий этап. Заключительный.
• Создание мини лаборатории;
• Разработаны картотеки опытов-экспериментов;
• Разработаны конспекты образовательной деятельности;
• Развлечение «Мы исследователи»(Приложение 4)
Результаты проектной деятельности :
• Повысился уровень развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
• Повысился уровень развития познавательных процессов;
• Усовершенствовалось речевое развитие старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
• Развились личностные характеристики воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
• Углубились и расширились знания детей о неживой природе;
• Повысилась компетентность родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Результативность:
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью. Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников. Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента. Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др. Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу. Подводя итог работы по окончанию проекта, я отметила что, используя системный, спланированный подход в обучении по данной проблеме я получила хороший результат.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Проект «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Список литературы.
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
5. Комплексное занятие по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.
6. Куликовская И. Э., Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004.
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост. : Киселева А. С., Данилина Т. А. М. : АРКТИ, 2004.
10. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.
11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.
12. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.
13. Материалы Итернет-ресурсов:https://yandex.ru, https://www.maam.ru, https://nsportal.ru и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для родителей.
«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
Привлечение родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.
1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности? ___
2. Интересует ли Вас лично данная проблема? ___
3. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию? ___
4. В чем это проявляется? (нужное подчеркнуть)
• Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
• Пытается экспериментировать самостоятельно
• Просит Вас принять участие в экспериментах.
5. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно – экспериментальной деятельности? ___
6. В чем это проявляется?
• Беседовали с ребенком об экспериментировании.
• Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
• Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
• Другое___
7. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать? ___
8. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? ___
9. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то, какое?___
• считаю нужным
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
10. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
• да
• нет
• иногда
11. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу экспериментальной деятельности? ___
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
«ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Тема: «Волшебные капельки воды».
Цель: Расширение представлений детей о свойствах воды; способствование развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.
Задачи.
1. Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей.
2. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Предварительная работа:
Экспериментирование в группе: получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи бумагой, ватой, тканью, губкой).
Оборудование:
«Цилиндры»; «волшебная палочка»; пластиковые бутылки с водой; гуашь; кисть; таз с водой (оформленный как озеро); бумажные кувшинки; оливковое масло; пищевые красители (сухие); соль; стакан; подсветка.
Ход.
Входим с детьми в группу, посередине видим афишу.
Читаю на ней плакаты: «Цирк! Цирк! Цирк! Представление «Волшебные капельки воды!» Удивительные фокусы!»
Воспитатель: Ребята, хотите попасть в цирк? Чем вам нравиться цирк?
-А вы хотели бы выступать в цирке? (ответы детей). Приглашаю всех на представление, которое называется «Волшебные капельки воды».
Под песню «Синяя вода» дети выполняют движения с синими лентами.
Воспитатель: А сейчас мы будете фокусниками. Я буду главным фокусником, а вы моими помощниками. А чтобы у вас получались фокусы, наденьте волшебные шляпы.
Под музыку дети надевают цилиндры, и садятся на стульчики.
Воспитатель начинает показывать фокус, но вместо чистой воды появляется грязная вода.
Воспитатель: Что случилось? Вместо чистой воды - грязная. Что мне теперь делать?
Дети говорят, что можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Из чего можно сделать фильтр? (Фильтр можно сделать из ваты, бинта).
Фокус №1. «Превращение»
Дети подходят к столам, где стоят баночки, делают фильтр и очищают воду.
Вывод:Воду можно очистить, даже самую грязную.
Фокус №2. «Разноцветная вода»
(На подносе в ряд 3 пластиковые бутылки наполненные водой).
Воспитатель: «В этом номере программы на арене перед вами. Знаменитый маг – Факир, удивил он целый мир!»
- Вот простая вода, какого она цвета? (Вода прозрачная).
Воспитатель: Мне нужны три помощника, чтобы показать фокус.
После взмаха волшебной палочки, поочередно начинают активно взбалтывать воду в бутылках.
Воспитатель:
«Ах, вода – водица, друг ты мой студеный! Стань вода – водица, не простой - зеленой!»
«Ах, вода – водица, друг ты мой прекрасный! Стань вода – водица, не простой, а красной!»
«Ах, вода – водица, превращайся в иней! Стань вода – водица, не простой, а синей!»
После чего вода окрашивается в разные цвета: зеленый, красный, синий.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? (Вода смешалась с краской и стала цветной).
Воспитатель предлагает детям пройти за столы с бутылочками и сделать такой же фокус.
Воспитатель:
Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
Одновременно взбалтывают бутылочки с водой.
Вывод: Вода может окрашиваться и менять цвет.
Фокус №3. «Живые цветы»
Воспитатель раскрывает ладошку, там лежит кувшинка.
Воспитатель: Как называется этот цветок? (Кувшинка).
Воспитатель: Где он растет? (Кувшинка растет на озере, на пруду)
Воспитатель: Цветочки спят, а как их можно разбудить? (Цветы надо положить в воду и они распустятся).
Воспитатель: Возьмите по кувшинке и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе:
«Эй, цветочки, просыпайтесь!
Лепесточки раскрывайтесь!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель: Почему лепестки стали раскрываться? (Лепестки намокают и распрямляются).
Вывод:
Бумага становится мокрой, лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Игра «Ручейки и озера»
Воспитатель: Самый удивительный фокус «Волшебные капельки воды»!
Фокус №4. «Лавовая лампа»
Воспитатель: Вы помогли мне очистить воду, и я покажу вам чудо. Мне нужна вода, масло (наливаю в воду, краситель. Я буду сыпать медленно соль, и волшебные капельки будут подниматься вверх и опускаться вниз.
Включаю подсветку и медленно сыплю соль. Получается эффект лавовой лампы.
В конце проводится Шоу мыльных пузырей.
Воспитатель:
Представленье завершилось.
Опустел огромный зал.
Ненадолго дверь закрылась,
Свет погас, закончен бал!
Тихо шапочки снимите,
И на место положите!