Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»

Светлана Юрьевна Школьная
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»

«Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Жан Жак Руссо

Пояснительная записка:

И мы, взрослые, стараемся придерживаться этой истины.

Мы любим всё красивое, ведь «Красота спасёт мир».

Мы любим всё яркое, душистое, вкусное.

Мы нюхаем цветы и любим розовый цвет; мы гладим траву и наслаждаемся её изумрудной зеленью; мы обожаем воду и с удовольствием окунаемся в мир прохладной, густой синевы реки, моря, океана…

Мы – люди планеты Земля, самого прекрасного Цветного Дома во всей Вселенной…

Мы знаем и узнаём свой земной дом вновь и вновь, храним и безжалостно используем главную его тайну – природу.

У нас есть бесценное человеческое богатство – наши дети. Мы пытаемся подружить их с окружающим миром, научить их жить в гармонии с собственным «инь» и «янь».

Влияние окружающей среды на развитие ребёнка огромно. Чем глубже ребёнок познаёт таинства жизни, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навык активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию эстетического восприятия действительности и гуманного отношения к природе.

Актуальность темы:

Деятельность экспериментирования способствует возникновению у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, который посредством опыта анализирует ситуацию, обследует предмет или явление, делает собственное умозаключение.

Основной задачей нас, взрослых, является способность поддержать и развить в ребёнке интерес к новым исследованиям, любопытным открытиям своих маленьких «научных» тайн; создать необходимые для этого условия. Мы считаем, что для детей дошкольного возраста – экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, изучив познавательные интересы детей нашей группы, нами был разработан познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы познания мира на основе организации поисково-исследовательской деятельности.

Цель проекта:

1. Создание условий для познания детьми-дошкольниками окружающего мира; формирование экологической культуры ребёнка; развитие всех сторон его речи; проявление творческих способностей личности маленького человека в процессе реализации проекта.

2. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.

3. Воспитание чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; стремление участвовать в общем деле, добиваться результатов и использовать их в ежедневной практике.

Задачи проекта:

1. Обогащать и расширять представления детей о растениях:

а) условиях роста и развития;

б) способах выращивания;

в) сравнениях семян и всходов;

г) анализе процесса ухода;

д) моделировании конечного результата.

2. Развивать разговорную речь, составляя описательные рассказы о растениях; активизировать словарь пословицами, поговорками, загадками, фенологическими наблюдениями, народными приметами, стихами, словесными, дидактическими, подвижными и хороводными играми, сказками, малым речевым и песенным фольклором.

3. Воспитывать любознательность, наблюдательность,

творческую активность через продуктивную деятельность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ:

для ДЕТЕЙ:

сформированность представлений о растениях;

приобретение первоначальных навыков экологически грамотного отношения к окружающей среде;

развитие познавательного интереса к природе;

вовлечение в продуктивную деятельность;

совершенствование коммуникативных навыков взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

для РОДИТЕЛЕЙ:

умение понимать своего ребёнка, шире познавать его интересы, склонности, способности; стремление помочь ему адаптироваться в социальном мире, сделать его жизнь интересной и насыщенной;

повышение уровня экологической культуры;

активное участие в жизни МБДОУ.

для ПЕДАГОГОВ:

повышение теоретического уровня и профессиональности специалиста;

внедрение инновационных технологий;

личностный и профессиональный рост;

самореализация.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:

упаковочное оборудование:

посадочные ящики, стаканчики, ячейки, формы, бутылки;

почва, песок, торф, сфагнум, вода;

садовый инвентарь: детские грабли, мотыги, совочки, вёдра, лейка, деревянные палочки, стойки и шпагат для шпалеры;

семенной материал овощных, цветочных, лекарственных растений;

корнеплоды моркови, свёклы, лук и чеснок.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, воспитатели, родители.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 2 месяца.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

*Игры-путешествия: «Что растёт на грядке?», «Знакомство с аптекарским огородом», «Как у нас на клумбе расцвели цветы»;

*Экскурсии в природу: «Растения нашего детсада», «Экскурсия в весенний парк», «Март пришёл с водою, апрель с травою, май-цветущим садом встречай!»;

*Словесные игры: «Садовник», «Цветик-семицветик», «Волшебный букет», «Красное, зелёное, жёлтое»;

*Дидактические игры: «1,2,3-своё растение найди!» «Узнай цветок по описанию», «Найди хозяина по семенам, плодам, ягодам», «Лекарственные травы», «С какой ветки детки?», «Вершки-корешки», «Овощехранилище», «Как растения передвигаются?», «Что где зреет?», «Овощная корзинка»;

*Сказки: «Пых», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Круть и Верть», «Как мужик и Медведь рожь сеяли», «Как волк научился хлеб есть»;

*Хороводные игры: «Овощи», «Варим-варим мы компот», «Пирог», «От зерна до каравая», «Хозяйка однажды с базара пришла…» «Огородная» «Хоровод в лесу»;

*Настольно-печатные игры: «Растение заблудилось», «Всё живое растёт», «Почитай и узнай: кто где живёт/в поле, на лугу, в саду, на огороде и т. д. /;

*Праздники, досуги, развлечения;

*Подвижные игры;

*Загадки, пословицы, поговорки;

*НОД;

*Информационные стенды для родителей по теме, консультации, анкетирование, родительское собрание.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Ознакомительный /подготовительный/.

2. Основной /решение задач/.

3. Заключительный /презентация/.

1) ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

*Беседы с детьми /выявление уровня знаний детей о жизни растений/;

*Составление плана работы над проектом;

*Сбор материала для реализации проекта;

*Организация предметно-развивающей среды по теме проекта;

*Изготовление дидактических пособий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

*Рассматривание иллюстрированного материала по теме проекта;

*Дидактическая игра «Золушка» /знакомство с селекцией семян овощных, злаковых, цветочных и лекарственных растений/;

*Заучивание пословиц и поговорок: «Дело мастера боится», «Сей овёс в грязь - будет овёс князь».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ.

*Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта /педагогами в МБДОУ, родителями в семье/;

*Домашние чтения детям художественной литературы по теме.

2) ОСНОВНОЙ ЭТАП.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

*Беседы с детьми познавательного характера / «Мир овощных культур», «Как собирать лекарственные травы», «Цветочные семена»/;

*Организация предметно-развивающей среды по реализации проекта;

*Совместная продуктивная деятельность взрослых и детей: сев семян и посадка корнеплодов;

*Организация опытно-экспериментальной деятельности по росту и развитию культурных растений;

*Подготовка информации для родительских уголков;

*Организация фото выставки: «Не начавши думай, начавши делай» /селекционная работа: отбор, замачивание, проращивание семян на всхожесть/.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

*Игровая, двигательная;

*Участие в практической деятельности /подготовка земли, дренажа для сева семян, высадки корнеплодов/;

*Посев семян, посадка корнеплодов;

*Опытно-экспериментальная деятельность /совместно со взрослыми/: «Всё живое растёт, дышит, размножается, передвигается»;

*Заполнение «Дневника наблюдений за огородом на окне»;

*Заучивание пословиц и поговорок: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Пашню пашут, руками не машут».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

* «Семейное» выращивание зелёных витаминов дома на окне;

* «Сельхозработы» на даче, в деревне, на дворовой клумбе;

*Посильная помощь в подготовке открытого просмотра русской народной сказки на современный лад «РЕПКА».

3) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

*Итоговая беседа: анализ исследовательской деятельности детей и взрослых по выращиванию рассады культурных растений;

*Представление опыта в виде экологического познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде»;

*Выставка фотоматериалов: «Огородники», «Цветоводы», «Народные целители»;

*Открытый просмотр НОД: русская народная сказка на современный лад «Репка».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

*ПРАЗДНИК ГРУППЫ: презентация познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде».

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологические уголки: «Дневник природы», «Дневник наблюдений», «Дружные огородники группы №4»;

3. Конспект открытого просмотра НОД, картотека дидактических игр, «Коллекция семян», иллюстрированный альбом «Лекарственные растения», «КРАСНАЯ КНИГА гр. №4»;

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, мультимедийная доска, музыкальный инструмент-гитара.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова л. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений,М. 2005.

2. Николаева С. Н. «Юный эколог» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2003.

3. Тимофеева Л. Л. «Ребёнок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Творческий Центр, М. 2001.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2002.

5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир в котором я живу» Генезис, М. 2006.

ВЫВОД:

СЧИТАЕМ, что реализация экологического познавательно-исследовательского проекта «Во саду ли, в огороде» помогла нашим детям:

научиться познавать окружающий мир естественно-научным путём, расширять и обогащать свой кругозор, активизировать разговорный словарь;

чувствовать себя уверенным человеком, успешным в среде сверстников, любимым в своей семье, а значит счастливым в социуме, в мире дошкольной жизни.

ГЛАВНЫМИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПРОЕКТА СТАЛИ:

ведущая линия в содержании – приобщение детей к социальной действительности;

ведущее направление в воспитании – уважение к ребёнку с учётом особенностей его возрастного и индивидуального развития;

ведущее направление в обучении – опора на творческий потенциал ребёнка, на его высокую обучаемость.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:

целостный подход к развитию ребёнка;

интегрированный характер построения воспитательно-образовательного процесса;

учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка – на данном этапе соответствуют ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Ай да репка!» 1. Аннотация проекта: Тип проекта: познавательный - исследовательский, творческий. Участники проекта – дети 2 младшей группы «Фантазёры»,.

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно – исследовательский проект «Микроскоп» автор: Осипова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 16 «Петушок»" Тип.

Познавательно-исследовательский проект «О чём звенит колокольчик» Познавательно-исследовательский проект «О чём звенит колокольчик?». Цель: формировать у детей познавательную и исследовательскую деятельность.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» Актуальность темы проекта: Зимний огород на подоконнике – отличная возможность существенно обогатить педагогический процесс познавательно.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на участке» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 30 «Золушка» Познавательно - исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Веселый огород» Информационная карта проекта Название проекта - «Веселый огород» Автор проекта - Ершова Анастасия Вячеславовна Продолжительность проекта.

Познавательно-исследовательский проект «Эко-тропинки добрых дел»Познавательно-исследовательский проект «Эко-тропинки добрых дел» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства является охрана окружающей среды, Экологическая грамотность, бережное.

Проект «В огороде и в саду» Проект: «В огороде и в саду». Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: информационно-познавательный. Сроки реализации: 5 дней. Участники:.

Проект «Во саду ли, в огороде».Проект «Во саду ли, в огороде». Огород В огороде много гряд: Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох. А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый.

Проект «Во саду ли, в огороде» (для детей от 3 до 5 лет) Вид проекта: познавательно-творческий. Срок реализации проекта: краткосрочный проект (с 1.08 по 31.08) Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Во саду ли, в огороде…»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 21:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
«Масленица шумная, весёлая, озорная!» Фотоотчет о празднике в детском саду
«Масленица — мокрохвостка! Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху!...
Работы учащихся по программе «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Программа «Начальное техническое моделирование и конструирование» имеет техническую направленность. Современная научно-техническая революция и...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...