Юля Горн
Познавательно-исследовательский проект «Калейдоскоп Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект "Калейдоскоп Урала",
как средство реализации ФГОС с учётом
национально-культурных и климатических услов
п. 2.6.
Участники проекта: дети старшей группы "Кузнечики",родители.
Руководители проекта: воспитатель Якимова С. Н. ,
музыкальный руководитель Горн Ю. П.
Паспорт проекта
Наш девиз: Вперёд, за знаниями дружно! Край родной узнать нам нужно!
Вид проекта: познавательно-исследовательский. Срок реализации : 2 месяца
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Калейдоскоп Урала“» размещена в разделах
Проблема: В современном мире проблема окружающей среды приобрела первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Актуальность
Сегодня ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Поэтому в сложившихся условиях встала задача экологического образования дошкольников. ФГОС обозначил следующие целевые ориентиры:
-формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.
Отсюда мы выдвинули цель нашего проекта.
Цель: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
посредством изучения флоры и фауны заповедника "Денежкин камень"
Задачи: Образовательные:
-создание условий для организации совместной исследовательской деятельности детей и взрослых, направленных на сближение родителей и педагогов МАДОУ;
-формирование художественно-эстетической творческой развивающей среды;
Развивающие:
-развитие познавательного интереса к миру природы;
Воспитательные:
-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
Принципы: научности, доступности, гуманистичности, целостности, регионализма, деятельности, системности, приемственности.
Интегрированный характер образовательной деятельности:
- Интегрированные занятия воспитателей групп со специалистами детского сада (музыкальный руководитель, старший воспитатель) Привлечение родительской общественности.
Межведомственное взаимодействие
«…Развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Охват образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.» (с учётом требований ФГОС)
Формы работы: образовательная деятельность, показ презентаций, наглядная агитация.
Методы и приёмы:
Использование разнообразных средств:
1. НОД Экологические зоны на участке ДОУ, труд, природный уголок в
2. Наблюдения, демонстрация, показ группе, дидактические игры, художественная и энциклопедическая
3 Обсуждение и проигрывание различных ситуаций, литература, книги, сотрудничество с семьями детей, интернет
викторины, конкурсы. ресурс, презентации.
4. Экологические выставки, экспозиции.
5. Неделя экологического творчества.
6 Экологические праздники.
7. Дидактические игры экологического содержания
8. Разучивание музыкально-театрализованной постановки.
9. Поисково-исследовательская работа.
10. Трудовой десант. Акции.
11. Познавательная и речевая деятельность.
Ожидаемый результат.
У дошкольников повысится уровень основ экологической культуры, средствами непосредственно организованной и игровой деятельности, в условиях реализации процесса, направленного на синтез элементов экологических знаний и бережного отношения к природе, оправданного поведения к ней.
1этап. Подготовительный.
-выбор темы проекта, формирование проблемы.
мотивация
Есть на свете места, куда хочется возвращаться снова и снова, там и дышится и думается легко, и время течет как-то по-особенному плавно, и чувства обострены.
М. Цыганко.
Михаил Цыганко - любитель, коллекционер минералов. Занимается изучением Воронцовского золоторуднического месторождения. имеет свой блог "Золотой камень" в социальных сетях. Тесно сотрудничает с директором заповедника "Денежкин камень" А. Е. Квашниной. В Образовательном центре г. Североуральска, по инициативе Михаила Владимировича открыт «Штуфной кабинет» Является издателем книги "Каменный узор земли Вагранской. Минералы североуральского района" 2015г. Награждён грамотой североуральского городского округа "Лучший краевед" 2007г.
О таких интересных фактах, Максим Цыганко (сын Михаила)рассказал ребятам нашей группы "Кузнечики". Все дети слушали рассказ Максима с упоением, с широко открытыми глазами листали книгу, написанную рукой автора. А Коля скромно спросил: "А что такое заповедник? " Заповедник — это лес, где запрещена охота и рыбалка" - ответил Максим. " Ребята, а что мы с вами знаем о заповедных местах?" - задали мы вопрос ребятам.
-определение направления поиска, поиск информации в разных источниках.
Что мы знаем? Что хотим узнать?
Заповедник охраняется законом Какие виды растений и животных есть в
нашем заповеднике?
Нельзя рвать цветы и разжигать костры. Какие меры применяются для защиты?
Кто охраняет заповедник и зачем это нужно?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Спросить у взрослых. Посмотреть с родителями в интернете. Посетить музей.
2 этап. Содержательный.
НОД тема: «Путешествие в заповедник»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи: Образовательные: - познакомить детей с заповедником «Денежкин камень». Развивающие: -развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление. -развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
-развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
-воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;
-воспитывать бережное обращение к природе.
Методы: наглядный, словесный, игровой.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
Оборудование: глобус, карта Свердловской области, презентация «Денежкин камень»,альбом с
иллюстрациями «Денежкина камня».
НОД тема»Растительный мир заповедника» (интегрированное занятие)
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Образовательные: - познакомить детей с особенностями природных условий заповедника «Денежкин камень»; дать детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и животных; расширять знания и представления детей о значимости заповедников. Развивающие: развитие личности ребенка, эстетического восприятия объектов и явлений природы, развитие образного мышления и воображения развивать чувство цвета, подбирать разные оттенки одного цвета.
Воспитательные:
-формирование экологической культуры ребенка, передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, воспитание духовно богатой личности.
3 этап. Продукт проектной деятельности.
Викторина по экологии «Знатоки природы» Задачи:
-закреплять полученные знания о природе; -развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление;
-воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Материал: игры «Живая и неживая природа», «Покорми снегиря», «Что сажают в огороде», картинки животных, шишки, медали для награждения.
Выставка рисунков, аппликаций, творческих работ детей и родителей, вручение благодарностей родителям, принявшим участие в работе над проектом.
Театрализованное представление «Туристы на Урале»
Цель. Организовать реализацию вышеизложенных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:
Образовательные:
-Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации)
Развивающие:
-Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (ОО" музыка", познавательное, коммуникативное и речевое развитие)
Воспитательные:
-Воспитывать умение реализовать себя, как артиста, учить уважительно относиться к труду сверстников.