Наталья Капустина
Познавательно-исследовательский проект «Палочка-выручалочка» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе реализуется проект «Как деревья наряды меняли». Срок реализации рассчитан на 1 год. Цель – проследить изменения в природе в разные времена года. Проект находится на стадии завершения. В рамках большого проекта мы организовали подпроект «Палочка выручалочка». Его цель – помочь детям выявить свойства древесины в процессе экспериментальной деятельности. А также расширить представления о том, как человек использует древесину, и какое значение имеют леса для всего живого.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Палочка-выручалочка“ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Задачи проекта :
1. Формировать умение рассуждать, делать выводы, умозаключения на основе наблюдений, экспериментирования. Установить причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. Учить с помощью взрослых использовать различные информационные источники для получения новых знаний и применять их в повседневной жизни.
2. Развивать познавательный интерес, психические процессы – память, внимание, воображение, мышление, способствовать активизации речевой деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Предполагаемые результаты:
• Дети знают свойства дерева (не тонет, легкое, прочное, плавучее, шершавое, впитывает воду, под воздействием воды разбухает, имеют представление о том, как используют этот природный материал люди. Дети знакомы с профессиями людей, обрабатывающих древесину.
• Дети приобрели практический опыт экспериментирования, научились фиксировать результаты наблюдений, опытов в виде графических символов.
Как это было
Не секрет, что дети очень любят сказки!
И неудивительно! Увлекательные истории, полные чудес и превращений, не только учат добру, дружбе, но и заставляют задуматься о природе вещей. Ребята группы № 6 из Центра развития ребенка - детского сада №46, познакомившись с героями сказки Владимира Сутеева «Палочка- выручалочка», задумались, каким образом деревянная палка помогла друзьям преодолеть препятствия: перебраться через реку, не утонуть в болоте, спастись от волка. Решили узнать, какими же качествами и свойствами обладает дерево и как его можно использовать.
Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами древесины.
Сначала выяснили: Откуда же появилась деревянная палочка?
Рассмотрели иллюстрации с изображением леса. Лес наш друг, где растут различные виды деревьев, это «фабрика», производящая древесину. Дети с удовольствием отгадывали лесные загадки, составляли дерево из частей, рисовали рисунки.
Какими свойствами и качествами обладает древесина
В лаборатории Знайки ребята провели опыты с деревянными предметами. Сравнили их с другими материалами и выяснили, что дерево:
• легкое, не тонет в воде;
• твердое, хорошо поддается обработке;
• хорошо горит (рассмотрели картинки);
• древесина непрозрачная и имеет свой рисунок;
• волокна дерева впитывают влагу;
Рассмотрели древесную стружку и опилки, ощутили аромат свежеспиленного дерева.
На следующем этапе проекта возник вопрос : Как дерево превращается в необходимые вещи?
Настоящим праздником для детей и взрослых стала экскурсия на деревообрабатывающую фабрику. Оказывается, сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, бревна везут на фабрику, распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.
Директор фабрики показала кабинет, рассказала о своей работе, представила образцы готовой продукции, а затем проводила экскурсию в рабочий цех. Дети своими глазами увидели, как работает деревообрабатывающий станок, познакомились с трудом столяра, плотника. Всех удивила чистота в помещении – опилки и стружку собирает специальная машина, прессует для дальнейшего использования.
На память ребята подарили картину «Зимний лес», созданную своими руками. И получили подарки: деревянные гимнастические палки, которые помогают нам формировать красивую правильную осанку, лопаты для уборки снега.
В рубрике «Это интересно» ребята вместе с родителями выполняли домашние задания. Учились использовать различные информационные источники для получения новых знаний: газеты, журналы, телевидение, детскую познавательную литературу, а также интернет- ресурсы.
И вот что у нас получилось:
Мир деревьев удивительный и разнообразный. В разных уголках Земли произрастают необычные растения, которые не встретишь в России. Этот вопрос изучали Андрей Зайцев с мамой и подготовили сообщение «Пробковое дерево».
Братцев Артем со старшим братом Егором выясняли, за что человек так ценит дерево и какие предметы из него изготавливают. Получился интересный увлекательный рассказ «Что из чего».
Глеб Приймаченко с мамой поведали о том, что в старину люди использовали деревянную посуду и украшали ее различными видами росписи. Репортаж «Что за чудо, что за диво» о русских народных умельцах – хохломских, городецких.
В группе ребята с помощью взрослых организовали мини-музей деревянных предметов. На выставке были представлены игрушки, сувениры из дерева.
Так завершился наш проект, результатом которого стал альбом «Палочка- выручалочка», страницы которого вы видели на экране.
Теперь ребята знают, что деревянная палочка не только помогла сказочным героям избежать беды, но и в реальной жизни ее удивительные свойства и качества выручают людей. Лес дарит нам чистый воздух, радует нас своей красотой, удивляет своим разнообразием. Чтобы приумножить этот ценный дар природы, дети вместе с родителями решили посадить деревья на участке детского сада.
Авторы проекта
Учитель-логопед -Часовских Галина Петровна
Воспитатели: Капустина Наталья Анатольевна
Сычева Елена Владимировна