Ефимова Лариса Николаевна
Познавательно-исследовательский проект «Юные метеорологи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №3 «Колокольчик»
г. Котельниково Волгоградской области
Познавательно – исследовательский проект по теме :
«Юные метеорологи»
в подготовительной группе МБДОУ ДС № 3 «Колокольчик»
Составили и провели
Ст. воспитатель:
Ефимова Л. Н.
Воспитатель:
Кучерова Л. Н.
Г. Котельниково
2019 год
Тип проекта :
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные метеорологи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- по методу – познавательно- исследовательский;
- по содержанию - «Ребенок и природа»;
- по количеству участников - коллективный, групповой, дети 6- 7 лет, родители;
- по характеру контактов - открытый, за пределами ДОУ;
- по продолжительности – краткосрочный
Актуальность
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. Дети очень любят наблюдать, экспериментировать и проводить опыты. Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, определять состояние погоды и ее изменения. Воспитанники наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.
Желание наблюдать, находить причинно- следственные связи между природными явлениями- одно из главных условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста.
Проблема
На следующий день, после проведенного развлечения «Буратино- метеоролог» на метеостанции, где сказочный герой, превратился в метеоролога и познакомил ребят с названиями и назначением приборов, расположенных на метеостанции, у детей возникли вопросы: как метеоролог с помощью приборов определяет состояние погоды, как правильно пользоваться приборами, а главное многие захотели стать юными метеорологами. Так возникла идея разработать проект «Юные метеорологи».
Цель проекта : создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности
Задачи проекта :
- расширять знания детей о профессии метеоролога и диктора телевидения
- развивать умение определять состояние погоды с помощью приборов (термометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав) и заносить их показания в календарь природы
- воспитывать уважительное отношение к труду метеоролога и диктора телевидения и радио
- заинтересовать родителей участием в реализации проекта, в совместном взаимодействии с педагогами по экологическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты
• У детей будут расширены представления о профессиях метеоролога и диктора телевидения
• У детей будет развито умение определять состояние погоды с помощью приборов (термометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав) и заносить их показания в календарь природы
• Дети будут уважительно относиться к труду метеоролога, диктора телевидения и радио
• Родители будут заинтересованы участием в реализации проекта, в совместном взаимодействии с педагогами по экологическому воспитанию детей.
1этап – вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.
На этапе вхождения в проблему детям были заданы проблемные вопросы:
• В чем заключается труд метеоролога и диктора телевидения?
• Как пользоваться приборами?
• Как записывать значение показаний прибора в календаре погоды?
Методика «Три вопроса»
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем это узнать?
Метеоролог работает на метеостанции. Саша Г.
Он определяет погоду. Варя К.
Диктор рассказывает о погоде. Лера Г. - Как он это делает? Артем К.
Откуда он узнает о погоде? Артем М. Узнать в интернете. Леша А.
Посмотреть фильм. Надя В.
Прочитать в инциклопедии. Арина А.
Это приборы. Наверно нужно посмотреть на них. Измерить.
Микки Р. Как с помощью приборов узнать температуру? Как по ветряному рукаву и ветряным вертушкам определить силу ветра? Маша К. Как по дождемеру определить сколько осадков выпало? Виталий С. Как с помощью флюгера определить направление ветра? Наташа В. Спросим у папы или у мамы, воспитателя. Даша К.
Значения приборов метеоролог заносит в календарь природы. -Как это делать?
Миланья К. Придумать свои обозначения. Хасух М. Посмотреть в книгах, в интернете Тамерлан М.
2этап – разработка проекта, планирование деятельности
Планирование работы:
Сбор информации и материалов по теме проекта
Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
Доведение до всех участников важности этого проекта.
Изготовление дидактических игр, моделей
Составление сценария викторины «Юные метеорологи»
Изучение познавательной и методической литературы планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Подбор произведений художественной литературы для детей.
Подбор иллюстраций, стихов, загадок, сказок по данной теме.
Подбор материала для продуктивной деятельности детей в повседневной жизни в детском саду и дома.
Оформление дидактических игр, атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.
Подбор музыкальных произведений о явлениях природы
3 этап - выполнение проекта, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта,практическая помощь педагогов.
Содержание и объем знаний проекта были подобраны с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствовали накоплению социальных и экологических навыков и умений, помогали детям оценить свое отношение к окружающему их миру, неживой природе.
Взрослые по необходимости оказывали детям практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.
В рамках проекта была проведена следующая работа с родителями:
- Изготовление буклета, который информировал родителей о начале проведения проекта и знакомил их с дорожной картой.
- Проведение родительского собрания, где педагоги подробно познакомили родителей с планом проведения проекта
- Было проведено ряд консультаций о весенних изменениях в природе и о правилах наблюдения за погодными изменениями в природе.
С воспитанниками была проведена работа по следующим видам деятельности:
Коммуникативная деятельность:
• Беседа «Что такое погода?» Цель: расширять знания детей об окружающем мире.
• Беседа «Как можно определить погоду?» Цель: расширять представления детей о приборах, помогающих определить состояние погоды.
Познавательная деятельность
НОД «Знакомство детей с работой метеоцентров и гидромецентров»
Организованная образовательная деятельность на тему:
«Знакомство с трудом метеоролога, синоптика и диктора телевидения»
Целевая прогулка на метеостанцию (поверхностное знакомство с измерительным оборудованием метеостанции.
Цель: познакомить с приборами метеостанции, пополнить словарный запас названиями приборов (дождемер, ветряной рукав, термометр, флюгер, обратить внимание, что показания приборов всегда меняется, в зависимости от состояния погоды).
Наблюдение за показаниями дождемера. Цель: развивать умение определять количество осадков
Совместная деятельность с детьми «Как заполнять календарь погоды»
Наблюдение за ветряным рукавом. Цель: познакомить с назначением данного приспособления. Научить определять силу ветра.
Наблюдение за флюгером. Цель: развивать умение определять направление ветра.
Познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование.
Эксперимент «Отчего крутится вертушка»
Опыт с термометром. Цель: познакомить детей с прибором определения температуры воздуха и с правилами пользования.
Двигательная деятельность
П/И «Ветерок, ветер, ветрище»
П/И «Ветерок и дождик»,
Музыкальная деятельность
Слушание музыкальных произведений о временах года и явлениях природы
Восприятие произведений искусства и творчества
Посещение картинной галереи и стены творчества
Восприятие художественной литературы
Отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и поговорок о природе
Продуктивная деятельность, конструирование
Лепка кораблика, конструирование вертушек.
Изготовление модели термометра
Игровая деятельность
Дидактическая игра «Определи погоду в фиолетовом лесу»
Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро».
Цель игры: расширить знания детей о профессиях связанных с исследованием погоды.
Задачи:
• закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы
• расширять кругозор детей и целостного представления о профессиях метеоролог и диктор телевидения;
• помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
• прививать интерес к исследовательской работе
4 этап – презентация
В рамках презентации проекта были проведены следующие мероприятия:
Для воспитанников была проведена викторина «Юные метеорологи», где они блестяще показали свои знания, полученные в ходе проекта.
Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро» стала любимой игрой многих воспитанников.
Для педагогов была показана презентация в рамках конкурса проектов в ДОУ
Благодаря активному участию родителей развивающая среда ДОУ пополнилась новым дождемером и энциклопедией народных примет
Каждый воспитанник группы умеет заполнять календарь погоды самостоятельно
Подведение итогов.
В результате проектной деятельности были созданы условия для получения детьми знаний о труде метеоролога и диктора телевидения. Дети наблюдали за состоянием погоды, научились определять ее состояние с помощью приборов (дождемера, флюгера, ветряного рукава и термометра) и заносить показания в календарь погоды.
В течение проекта с удовольствием сообщали состояние погоды родителям, педагогам. У детей произошли позитивные изменения в познавательном развитии. Дети стали более внимательными, наблюдательными. У воспитанников возрос интерес к исследовательской деятельности.
Разнообразные формы и методы взаимодействия с родителями способствовали установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам экологического образования и воспитания дошкольников.
Дети очень заинтересовались новой сюжетно- ролевой игрой «Метеобюро» и она стала постоянно действующим метеобюро в нашей группе. Игра вызывает желание у воспитанников к совместной с другими детьми деятельности, желание играть, налаживать контакт со сверстниками.
Дети продолжают постоянно наблюдать за погодой, уже самостоятельно отмечают все данные в календаре погоды.
.