Виктория Угренева
Познавательно-исследовательский проект по трудовому воспитанию с детьми средней группы «Наш весёлый огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Наименование проекта: Познавательно-исследовательский проект по трудовому воспитанию с детьми средней группы «Наш весёлый огород»
Разработчик проекта: Воспитатели средней группы: Угренева В. Н., Кулиш Н. Л.
Цель и задачи проекта
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по трудовому воспитанию с детьми средней группы „Наш весёлый огород“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Цель проекта: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях через создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- обогатить и расширить представления детей о растениях, научить ухаживать за ними в комнатных условиях;
- познакомить детей с различными способами выращивания овощей и необходимыми условиями для их роста (свет, тепло, влага, почва);
- создать в группе условия для выращивания овощей в комнатных условиях;
- развивать интерес детей к развитию и росту растений, через привлечение их к каждому этапу работы по созданию огорода на окошке;
- воспитывать трудолюбие, любознательность и наблюдательность в процессе выращивания овощей в комнатных условиях;
- создать условия для формирования уважения к труду, бережного отношение к его результатам;
- поощрять трудолюбие детей, учить радоваться результатам;
- сформировать интерес у родителей в совместном с детским садом экологическом и трудовом воспитании детей.
Срок реализации проекта: с 17 января по 31 мая 2024 года.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: Воспитанники средней группы, педагоги, семьи воспитанников.
Исполнители проекта:
- Воспитатели группы: реализация проекта;
-Старший воспитатель:обеспечение необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;
- Дети и родители творческая, продуктивная и поисково-исследовательская деятельность по теме проекта
Проблемный вопрос, поставленный детьми: Можно ли вырастить овощи зимой?
Перечень основных мероприятий:
- Изучение научно – методической и художественной литературы, интернет ресурсов в рамках исследуемой темы.
- Информирование родителей о задачах и содержании
трудового воспитания детей в детском саду и семье.
- Составление перспективного плана работы.
- Создание обогащенной развивающей среды в группе детского сада – создание «огорода» на подоконниках группы.
- Проведение бесед, сюжетно - ролевых игр, чтение художественной литературы, создание игровых ситуаций, совместные с детьми размышления.
- Совместная с воспитателями трудовая деятельность по уходу за растениями.
- Создание коллекции семян совместно с родителями.
- Презентация проекта.
Ожидаемый результат реализации проекта:
1. Дети получат первый позитивный опыт в достижении положительных результатов собственного труда по выращиванию овощей, научатся радоваться результатам совместного труда.
2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научатся правильно, ухаживать за ними.
3. Опытным путем дети усвоят условия необходимые для роста и развития растений. Они научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
4. Родители будут активнее проявлять интерес к трудовому и экологическому воспитанию детей, оказывать помощь в реализации проекта.
Предполагаемый продукт для детей: Дети самостоятельно, с помощью воспитателей, вырастят овощные культуры (огурцы и помидоры) в условиях группы.
Предполагаемый педагогический продукт: Методическое пособие – коллекция семян овощных культур. Презентация педагогического опыта по данной теме в педагогическом сообществе.
Необходимый материал для реализации проекта: Лейки, крючки, шпагат, удобрения, грунт, семена самоопыляющихся растений (томаты, огурцы, поддоны, горшки для рассады.
Описание проекта
Актуальность:
Часто мы сталкиваемся с тем, что многие дети не спешат выполнять поручения, просьбы взрослых (родителей, воспитателей, не проявляют желания помогать даже в простых, посильных делах, поэтому вопрос воспитания трудолюбия у дошкольников стоит особенно остро. В первую очередь это приучение ребенка к собственному кругу обязанностей, воспитание чувства ответственности и трудолюбия.
Проанализировав результаты наших наблюдений, мы решили разработать и реализовать познавательно-исследовательский проект по трудовому воспитанию «Наш веселый огород», который направлен на обобщение и расширение и знаний о культурных огородных растениях, их значимости в жизни человека, наблюдение за ростом растений, правилах ухода за растениями, воспитание ответственности и трудолюбия.
Выбор данной формы работы был обусловлен тем, что проект по выращиванию овощных культур в условиях группы в зимне-весенний период это необычная, интересная для детей игра. Самоопыляющиеся растения не требуют большого опыта и времени по уходу за растениями, а плоды завязываются гарантированно и достаточно быстро.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый ребенок, внимательно наблюдая и исследуя, может открыть в нем для себя что-то новое. Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, ответственности, труду, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину, учится видеть результаты своего труда и радоваться им. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Наблюдение за ростом и развитием растений можно осуществлять не только летом, но и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Этапы реализации проекта
1. Ознакомительный (подготовительный) этап:
Определение цели и задач проекта.
Сбор информационного материала.
Подбор методической литературы по теме.
Подготовка художественной литературы: потешки, стихи, загадки, пословицы, рассказы и сказки про овощи, экологические сказки.
Изготовление наглядных пособий, дидактического материала (настольно-печатные игры, лото, домино, альбомы для рассматривания).
Создание условий для организации работы в «огороде на окне», закупка семян, оборудования для огорода на окне (лейки, крючки, шпагат, удобрения, грунт).
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (этап реализации проекта):
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Рассматривание и сравнение семян томатов, моркови, огурцов, перца, кабачков, гороха, фасоли, баклажан, редиса.
Подготовка почвы.
Посадка огурцов и томатов (коллективно).
Знакомство с моделью трудовых процессов: посадки, полива, рыхления, оформление огорода на окне.
Установка дежурства по уходу за посаженными растениями.
Наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием.
Знакомство с моделью строения растения.
Отражение результата в детской деятельности (отгадывание загадок про овощи, дидактические игры, продуктивная деятельность – рисование и лепка).
Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных растений.
Работа с родителями:
Консультации для родителей «Зеленый мир на окне», «Как воспитать помощника».
Работа по созданию коллекции семян.
3. Заключительный:
Беседа с ребятами «Мы все сделали!».
Презентация проекта «Наш веселый огород».
Оформление наглядного пособия «Вот такие семена»
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах, томатах).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.
В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Данный проект был очень интересен детям и их родителям, поэтому в следующем году планируется вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.
Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени, какие этапы роста и развития проходит растение, какие условия им необходимы. Благодаря участию в проекте, дети реализовали свою познавательно-исследовательскую активность, овладели новыми для себя знаниями и умениями, трудовыми навыками, что способствует развитию таких важных качеств личности, как ответственность, самостоятельность, трудолюбие.
Список литературы
1. Арнаутова Е. О. «Воспитание трудолюбия». Дошкольное воспитание. - 2009 г.
2. Бороздин ю. А. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». – Курск: Учение, 2011 г.
3. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду». – М. : Наука, 2009 г.
4. Буре Р. С. «Учите детей трудиться». М. : Педагогика, 2009 г.
5. Васильева М. А. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». М. : Наука 2012 г.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». Второе издание, исправленное. Творческий центр «Сфера», Москва 2013 г.
7. Жильникова В. М. «Трудовое воспитание в детском саду». М. : Учпедгиз, 2013 г.
8. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005 г.
9. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. №Мир, в котором я живу», Москва 2006 г.
10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2008г.