Получи документы

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ «В поисках крылатых выражений» (2 фото)

Мадаминова Гульнара
Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ «В поисках крылатых выражений»

Самостоятельный поиск, креативность, стремление к познанию становятся важнейшими целями и задачами развития современного ребенка. В работах по возрастной психологии (Р. С. Немов, В. С. Мухина, Л. С. Рубинштейн и др.) подчеркивается исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста, их стремление узнавать что-то новое и интересное. Однако не всегда дети 5-6 лет находятся в таком окружении, в котором их пытливый ум получает поддержку. Для создания условий для реализации заложенного в детях потенциала необходимо применять новые формы и методы, которые помогут личностному становлению – это технологии развивающего обучения (разработаны у Л. С. Выготского, В. В, Давыдова и многих других).

Публикация «Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ „В поисках крылатых выражений“» размещена в разделах

В дошкольном обучении особое значение приобретает формирование у детей познавательного интереса при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Удовлетворение познавательных интересов ребенка в соответствии с возрастными особенностями. Дошкольник теряет интерес к познанию того, что уже хорошо. При этом совершенно новые понятия, понимание которых находится за границами развития его мышления, также способствует снижению познавательного интереса.

2. Создание условий для самостоятельного, или частично самостоятельного познания, посредством проблемных ситуаций, голово-ломок, заданий, игр и экспериментов, проектов, интересных детям. Это способствует сохранению интереса ребенка к познанию, а собственные успехи в познании нового вдохновляют на новые поиски. Сохранение интереса к познавательной деятельности как в дошкольном, так и в школьном возрасте является одним из основных условий для развития интеллектуальных, творческих способностей ребенка.

3. Учет интересов дошкольников при формировании предмета познания. По ФГОС ДОУ, необходимо учитывать интересы, потребности детей, обеспечивать индивидуальный подход. В связи с этим, при формировании познавательного интереса в какой-либо области можно использовать предметы, понятия, образы, которые интересны, близки и понятны детям данного возраста.

В соответствии с теорией формирования познавательного интереса у дошкольников был разработан проект, в котором учтены все три основных педагогических фактора: проект «В поисках крылатых выражений».

Актуальность темы проекта

По ФГОС в дошкольных учреждениях особое место занимают развивающие технологии, в контексте которых дети сами находят ответы на интересующие их вопросы, учатся работать с информацией, систематизировать ее, развивают свое мышление и социальные навыки. Направленность и содержание развивающих технологий определяются возрастными особенностями детей. В подготовительной группе наиболее актуальным направлением становится подготовка к школе, а следовательно главной задачей педагога и воспитателя является создание мотивации на учение, формирование психологической готовности ребенка к школе.

На пути синтеза развивающих технологий и мотивации на обучение находится множество тем, которые могут стать темой для исследовательского проекта. Однако нами была избрана тема, которая направлена на создание интереса к тому, как устроена родная речь, какие интересные загадки таит в себе русский язык.

Эта тема была выбрана не случайно. Дети старшего дошкольного возраста сами выступили инициаторами темы проекта, задав несколько вопросов по фразеологизмам русского языка, которые случайно услышали от родственников и друзей. В результате обсуждения данной темы родилась идея проекта, в котором дошкольники смогут узнать значение крылатых слов и выражений, пополнят свой словарный запас, попробуют себя в роли исследователей.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса к изучению русского языка у детей подготовительной группы ДОУ посредством знакомства с крылатыми словами и выражениями.

Задачи:

1. Создать условия для формирования интереса детей к изучению крылатых слов и выражений.

2. Обеспечить ресурсы для исследовательского поиска детей.

3. Организовать активное осуждение крылатых слов и выражений в группе между детьми, с воспитателем, с родителями с целью развития социальных навыков детей.

4. Сделать обобщение исследовательской работы посредством создания презентации (ИКТ) и в игровой деятельности (интеллектуальная викторина «Крылатые слова»).

Ожидаемые результаты:

1. Комплексное развитие детей старшего дошкольного возраста (речь, мышление, коммуникация).

2. Обогащение словаря дошкольника.

3. Создание стимула и заинтересованности в исследовательской, проектной деятельности.

4. Развитие и закрепление психологической готовности детей к школьному обучению.

Аннотация проекта

Проект «В поисках крылатых выражений» организован для детей подготовительной группы в контексте развивающего обучения. В свободном поиске, на базе проблемной ситуации дети находят ответ на вопрос о трактовке смысла фразеологизмов русского языка, учатся общаться со сверстниками и взрослыми, планировать поиск информации по интересующим их вопросам.

Проект имеет комплексную направленность, знания детей обобщаются и систематизируются в игровой и информационно-коммуникативной работе.

Проект планируется осуществить на базе МБДОУ «Солнышко» с 01 по 31 марта 2016 года.

Этапы реализации проекта

Для реализации целей и задач необходимо совмещение свободной исследовательской активности дошкольников с целевой педагогической организацией проекта.

На первом этапе необходимо создать проблемную ситуацию, заинтересовать детей в феномене «крылатых выражений».

На втором этапе – подсказать им пути поиска информации для удовлетворения исследовательского интереса. Это опрос знакомых, родителей, чтение книги А. Усачева, знакомство со словарем фразеологизмов (для хорошо читающих детей, использование информационных ресурсов сети Internet.

Третий этап – обсуждение с взрослыми того нового, что было обнаружено детьми. Не всегда источники дают полную, исчерпывающую информацию. У детей остаются вопросы. Те ответы, которые дают им взрослые, дети слушают с особым вниманием, так как это им действительно интересно. В результате они хорошо усваивают новые слова, выражения, обогащают свой словарный багаж.

На четвертом этапе для систематизации опыта детей была составлена презентация, которая помогла обобщить новые знания, оформить и систематизировать их.

Однако новый опыт необходимо закрепить в практической деятельности, чтобы усвоенные детьми знания стали прочнее. Для этого были разработаны игры, реализованные на пятом этапе. Дети придумали и осуществляли в свободной игровой деятельности интеллектуальную викторину по следующему сценарию:

На карточках в виде картинок и слов зафиксированы крылатые слова и выражения. Дети по очереди вытягивают карточки, и расшифровывают смысл данного фразеологизма. Если крылатое выражение расшифровано правильно, карточка остается у ребенка. Если нет – она кладется обратно на стол. Выиграет тот ребенок, который набрал больше карточек.

План мероприятий

В соответствии со сформулированными этапами реализации проекта, был разработан примерный план-график реализации проекта. Проект планируется реализовать в марте 2016 года.

Первый этап – 1 марта 2016 года. Необходимо уточнить, что дети подготовительной группы уже интересовались смыслом крылатых слов и выражений, в связи с чем стартовый этап проекта уже частично пройден. В связи с этим обстоятельством, первый этап реализации проекта является формальным его стартом, что отражено в ограниченном временном отрезке для данного этапа.

Второй этап – 2 – 11 марта 2016 года. В разговоре с детьми, во взаимодействии с родителями, в памятке, в группе собрана и систематизирована информация об источниках, в которых дети могут почерпнуть свои знания в области крылатых слов и выражений.

Третий этап – 14 – 25 марта 2016 года. В тот период в беседах с родителями и взрослыми дети подготовительной группы аккумулируют собранную информацию, находят ответ на вопросы, которые их интересуют по теме «крылатых фраз и выражений».

Четвертый этап – 22 – 26 марта 2016 года. В этот период в сотрудничестве с воспитателем дети создают презентацию, в которую включены наиболее яркие «крылатые слова», заинтересовавшие детей в рамках проекта.

Пятый этап в силу своей специфики не будет ограничиваться по времени – дети могут играть в интеллектуальную викторину вплоть до выпуска из детского сада (май 2016 года).

Ресурсное обеспечение проекта

Основные ресурсы проекта:

1. Развивающая среда: словарь фразеологизмов, книга А. Усачева «крылатые слова», карточки с названиями и символическими изображениями крылатых слов, мини-музей «в поисках крылатых выражений».

Шорыгина Т. А. "Беседы по картинкам. Крылатые выражения. ФГОС"

ИКТ: наличие ноутбука или компьютера для создания презентации по проекту (дома или в группе).

Выводы

Проект «В поисках крылатых слов» планируется осуществить в марте 2016 года. В настоящее время рано делать выводы об эффективности проекта, однако можно отметить ряд его плюсов. Прежде всего, это минимальная ресурсная база, проект не требует особых материальных затрат.

Кроме того, проект ориентирован на индивидуальные потребности детей, в соответствии с ФГОС и теорией познавательного интереса. Проект возник благодаря интересу детей к проблематике, следовательно – он актуален в данной подготовительной группе. Дети могут заниматься поиском тех слов, которые представляют интерес именно для них, что существенно повышает заинтересованность в исследовательской работе дошкольников.

Кроме того, данный проект полезен для развития мышления, социальных навыков, развития интеллекта и речи ребенка. Направленность на комплексное развитие личности является одним из главных отличительных особенностей данного проекта. Необходимо отметить, что аналогичные проекты осуществлялись в других дошкольных образовательных учреждениях, их аннотации можно найти в сети Интернет. Однако они имеют логопедическую направленность, тогда как настоящий проект не ограничен развитием речи. В совместной работе по созданию презентации, в совместных играх дети учатся коммуникации, работе в команде. В свободном поиске – развивают не только социальные, но и личностные навыки, мышление, учатся планировать собственную деятельность приобретают базовые основы работы с информацией.

Таким образом, проект создан с учетом ориентации на возрастные особенности детей подготовительной группы, он малозатратен, актуален и ориентирован на комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.

Роль родителей в реализации проекта.

Сбор картинок и информации о крылатых выражениях, изготовление экспонатов для создания музея. Участие родителей в образовательной и продуктивной деятельности. Выполнение проекта:

В начале и в конце проекта воспитателями было проведено диагностическое наблюдение «Использования дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности».

Решение поставленных задач с детьми:

Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями:

Создание с помощью родителей музея «Крылатые слова».

Выставка групповых дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».

Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).

Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам», выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».

Соглашение с родителями по изготовлению в группу развивающих игр.

Результат: Результатом проекта можно считать проведение итогового занятия по проекту с приглашением родителей. Во время проведения данного занятия дети должны показать свои знания о крылатых словах, дать объяснения данному выражению. Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них.

Родителей познакомились со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов.

Итог консультации– практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.

Родители были активными участниками проекта: Приняли участие в создании мини-музея: «Крылатые выражения».

Были проведены мероприятия: Беседа с детьми: «Что такое крылатые выражения». Познавательное занятие: «Красивые, яркие и богатые выражения»(ИКТ).Выставка-конкурс художественных работ: «Крылатые выражения». Интеллектуальная викторина: «Крылатые слова». Открытие мини-музея крылатых выражений.

За время проекта были созданы: Дидактические игры: «Узнай и расскажи»; настольная игра: «Поле чудес»; иллюстрированный альбом: «Крылатые слова»; создан мини-музей.

В результате данного проекта дети пришли к выводу, что «Крылатые выражения» украшают нашу речь, делают ее выразительной, образной. И если не забывать использовать их в своей речи, они сделают нашу речь остроумной, помогут легче понять собеседника, поднимут настроение.

Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ «В поисках крылатых выражений»
Фото «В поисках крылатых выражений»
Публикации по теме:

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием ИКТ «В поисках мамы» Цель: обучение вырезанию фигур неправильной геометрической формы четко по контуру, воспитание аккуратности, посредством мотивирования изготовления.

Познавательно-исследовательский проект «Книга памяти» Цель проекта: - создание условий для ознакомления детей с Великой Отечественной войной, через различные виды деятельности; - формирование.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Тип проекта: познавательно - творческий Участники проекта: педагоги, дети. Актуальность.

Познавательно-исследовательский проект «Валенки» Проект «ВАЛЕНКИ!» Тип проекта: познавательно – исследовательский краткосрочный С 22.01. по 26.01.2018г. Актуальность: Валенки традиционная.

Познавательно-исследовательский проект «Занимательная геометрия».Познавательно-исследовательский проект «Занимательная геометрия». МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» Познавательно - исследовательский проект «Занимательная.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» ДОУ № 145 24.04.2014 Группа № 1 «ПЧЕЛКА» Проектная деятельность «Огород на окне» Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления.

Познавательно-исследовательский проект «Осень» Вид проекта: информационно - творческий, познавательно - исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники: дети, воспитатели,.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительная соль»Познавательно-исследовательский проект «Удивительная соль» ПРОЕКТ : «Удивительная соль» Автор проекта и руководитель Башаева Наталия Анатольевна. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий,.

Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа» ПРОЕКТ «Экологическая тропа»Мы в любое время года Ходим тропами природы. Любим природу мы изучать. Будем очень много знать. Вид проекта:.

Познавательно-исследовательский проект «Здравствуй, лето!»Познавательно-исследовательский проект «Здравствуй, лето!» Проект "Здравствуй,лето!" Тип проекта: П Вид проекта: Краткосрочный Продолжительность проекта: с 4.06.2018 по 18.06.2018 Участники: Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект с использованием ИКТ «В поисках крылатых выражений»
Опубликовано: 27 октября 2018 в 14:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД