Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Елена Инкина
Познавательно-исследовательский проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Участники проекта: воспитатели, дети младшего дошкольного возраста, родители.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Актуальность проекта:

Исследовательская деятельность - одно из самых интересных занятий у детей дошкольного возраста. Они знакомятся со свойствами объектов неживой природы.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья“» размещена в разделах

Экспериментальные опыты, помогают ребёнку приобрести новые знания о признаках предметов, веществ (вода, песок, воздух и др.). Непосредственно воспринимаемые органами чувств (цвет, величина, запах, форма) и скрытыми восприятию (хрупкость, переход из одного состояния в другое). Опыты с песком, почвой, помогают определить скрытые свойства веществ, глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы, воспитывается самостоятельность.

Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об объектах неживой природы, развивать познавательную способность детей к экспериментированию. Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность. Способствовать физическому и психическому укреплению здоровья детей.

Задачи проекта:

• расширять представления о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода);

• развивать общую координацию и мелкую моторику рук;

• развитие познавательного интереса: способствование накоплению у детей представлений об окружающем мире (предметном, социальном, мире природы);

• расширять сенсорные формы контакта с природой, предметной и социальной средой;

• воспитывать у детей уважение к окружающей среде;

• повышение компетенции родителей в вопросах организации летнего отдыха детей и привлечение их к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

Ожидаемый результат:

У дошкольников формируется начальное представление о здоровом образе жизни.

Совершенствуются двигательная активность детей, и повышается общий тонус организма.

Расширяются знания детей о свойствах воды, воздуха, и солнца.

Детско-родительские отношения носят партнёрский характер в совместной творческой деятельности.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

1этап: Подготовительный.

Определение цели и задач проектной деятельности.

Проведение предварительной работы с родителями и детьми.

Выбор необходимого для проекта оборудования и материалов.

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Разработка плана реализации проекта.

Разработка дидактических игр, пособий.

Подборка иллюстративного материала.

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.

Подборка подвижных и дидактических игр по теме.

Подготовка материала для изобразительной деятельности.

Создание условий для опытов и игр с водой, воздухом и солнцем.

2 этап: Практический.

Образовательные области и формы работы

Речевое развитие

Рассказ воспитателя «Вода источник жизни на Земле».

Цель: расширять знания детей о значении воды для жизни человека; прививать бережное отношение к водным ресурсам; уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

Беседа «Зачем нужно солнце?».

Цель: формировать систему представлений о солнце, о его влиянии на живую и неживую природу.

Беседа «Воздух-невидимка».

Цель: способствовать расширению знаний о воздухе; развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования; активизировать речь детей; воспитывать умение добиваться результатов.

Беседа «Витамины».

Цель: развитие представления о необходимых витаминах человеку, привычки к здоровому образу жизни.

Разговор «Где живет Солнце».

Цель: расширение представлений детей о многообразии природных явлений.

Беседа «О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму» (безопасность).

Цель: обобщить и расширить представления детей об окружающем мире, представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде.

Беседа «Значение солнца в жизни природы и человека» (здоровье).

Цель: формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.

Беседа «Влияние воды на организм человека» (здоровье).

Цель: донесение информации о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания.

Чтение К. Чуковского «Краденое солнце».

Цель: развитие усидчивости, внимания, умения правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Разучивание потешки «Ай, лады, лады, не боимся мы воды».

Цель: расширять и обогащать активный словарь у дошкольников на основе знаний поговорок, стихов, сказок, рассказов.

Чтение стихотворения «Что такое вода?».

Цель: расширять и обогащать активный словарь у дошкольников на основе знаний поговорок, стихов, сказок, рассказов.

«Солнце, солнце ты откуда?» О. Высоцкая.

Цель: расширять и обогащать активный словарь у дошкольников на основе знаний поговорок, стихов, сказок, рассказов.

Беседа «Как вести себя в жару на участке».

Цель: формировать умение детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Чтение, заучивание «Солнышко», «Солнечный зайчик»

«Солнечный зайчик»

Зайчик солнечный резвится.

Забрался на потолок,

Заглянул в кроватку к нам

И запрыгал скок да скок.

Цель: развитие внимания, памяти, желания к воспроизведению текста.

«Солнышко».

Тучка прячется за лес

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, душистое.

Если б мы его достали,

Мы его расцеловали.

Викторина «Загадывание загадок».

Цель: поддерживать интерес дошкольников к интеллектуальной деятельности.

Познавательное развитие

Наблюдение за солнцем (экспериментирование).

Во время прогулки привлечь внимание детей на то, как влияет солнце на растения, птиц, людей.

Беседа: с рассматриванием иллюстраций «Явления природы».

Цель: познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце, формировать интерес к познанию природы; учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.

Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!».

Цель: расширять представления о свойствах неживой природы (солнце, воздух, вода); способствовать накоплению у дошкольников представлений об окружающем мире.

Наблюдение за солнцем, небом, кучевыми, перистыми облаками, за ветром, дождём.

Цель: развивать наблюдательность; разобрать понятие «облако»; закреплять знания о явлениях неживой природы.

Рассматривание иллюстраций художников на тему «Лето».

Цель: обеспечение целостного восприятия картин; повышение речевой активности детей, формирование умения отвечать на вопросы по картине, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Лето», развитие творческого воображения; воспитание бережного отношения к природе.

Дидактическая игра «Выложи солнышко».

Цель: развитие мелкой моторики, способности ориентации в пространстве.

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

Цель: создавать условия для формирования познавательной активности дошкольников.

Конструктивная деятельность:

морской транспорт (кораблик, пароход).

Цель: развивать стремление к творчеству; развивать мелкую моторику рук; тренировать внимание и зрительную память; закрепить общие понятия о водном виде транспорта.

Познавательно-исследовательская деятельность

Опыт «Свойства воздуха».

Цель: Цель: формировать у дошкольников знания о свойствах воздуха, воды и солнца на основе проводимых опытов и экспериментов.

Опыты с песком, водой, почвой.

Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе совместной исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность с зеркалом, стеклом (солнечный зайчик).

Цель: развитие познавательного интереса у детей.

Экспериментирование «Тёплая и холодная вода».

Цель: формировать у дошкольников знания о свойствах воздуха, воды и солнца на основе проводимых опытов и экспериментов.

Экспериментирование «Путешествие капельки».

Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе совместной исследовательской деятельности.

Экспериментирование «Потребность растения в воде».

Цель: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе совместной исследовательской деятельности.

Опыт «Свойства воды в природе».

Цель: закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита.

Социально-коммуникативное развитие

Игровая ситуация «Путешествие на пароходе».

Цель: продолжать формировать у дошкольников умение объединяться в игре; совместно с воспитателем распределить роли, формировать умение выполнять взятую на себя роль; побуждать детей отражать в игре деятельность людей, работающих на пароходе.

Игровая ситуация «Покажем Петрушке фокусы с водой».

Цель: развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач; воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.

Игровая ситуация «Магазин «Продукты».

Цель: формирование социального опыта дошкольников средствами игровой деятельности; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений; формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Просмотр мультфильмов: «Капитошка», «По морям, по волнам», «Краденое солнце», «Солнечный зайчик». Цель: создание положительного настроя у дошкольников.

КГН в режимных моментах.

Цель: продолжать воспитывать у дошкольников опрятность, привычку следить за своим внешним видом, воспитывать самостоятельность.

Игры с водой, с песком.

Цель: создать у детей радостное настроение, повышать жизненный тонус, дать детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

Игровые упражнения «Вымоем посуду», «Игрушки любят купаться», «Цветочек тоже хочет пить», «Зачем корешкам нужен воздух». Цель: закреплять представления о солнце, воздухе и воде через различные виды детской деятельности.

Трудовая деятельность: полив цветов в группе.

Цель: формировать умение дошкольников правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями.

Трудовая деятельность: мытьё игрушек после игр. Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Физическое развитие

Физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием природных факторов.

Цель: формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека.

Закаливающие мероприятия

Гимнастика после сна «Тропа здоровья». Цель: тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Пальчиковая гимнастика: «Солнечные зайчики».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Цель: воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Подвижная игра «Кто быстрей соберёт Цветик - семицветик?».

Цель: закрепление знаний о системе цветов, последовательности их расположения в спектре.

Подвижная игра «Ручеек». Цель: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Подвижная игра «Найди, где спрятано».

Цель: развивать пространственную ориентировку.

Подвижная игра «Пузырь». Цель: формировать у дошкольников умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; упражнять детей в умении слышать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Цель: формировать умение выполнять бег, не наталкиваясь друг на друга с согласованием движения рук и ног; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку; совершенствовать знания по соединению попарно в одну линию, круг; развивать быстроту и ловкость.

Подвижная игра «Море волнуется».

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; выполнять имитационные движения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Эстафеты с воздушными шарами и водой. Цель: укреплять здоровье; развивать ловкость, слаженность действий, внимание; совершенствовать навыки бега; воспитывать чувство коллективизма.

Закаливающие процедуры – загораем! Цель: знакомство детей с частями тела и с органами чувств.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Разноцветное солнышко».

Цель: развитие интереса к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Рисование «В гостях у солнышка» (на мокром песке).

Цель: продолжать знакомить дошкольников с искусством песочного рисования, развитие мелкой моторики рук, тактильного восприятия.

Рисование мелом на асфальте «Солнышко лучистое».

Цель: формирование умения рисовать отдельные предметы, закреплять представления о форме.

Слушание песен про солнышко: «Солнышко лучистое» из м/ф. «Львенок и черепаха»; «Светит солнышко для всех»; «Выглянуло солнышко».

Цель: продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Разучивание песни «Какого цвета лето?». Цель: содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен.

Прослушивание аудиозаписей (из серии «Звуки природы»).

Цель: показать дошкольникам явления природы с помощью музыки.

Показ театрализованной деятельности «Как друзья за солнышком ходили».

Цель: доставить детям радость от встречи с кукольным театром.

3 этап: Заключительный.

Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Презентация проекта.

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по данному проекту позволила расширить знания детей о свойствах воды, воздуха и солнца. Удалось научить детей самостоятельно проводить простейшие опыты. У дошкольников сформировалось начальное представление о здоровом образе жизни, двигательная активность детей и общий тонус организма повысились. Дети получили огромное удовольствие, исследуя тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Список использованной литературы.

Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях».

Кравченко И. В. «Прогулки в детском саду».

Картотеки стихов, загадок, пословиц о воздухе, воде и солнце.

Хрестоматия для дошкольников.

Т. И. Данилова «Обучение детей дошкольного возраста ПДД».

Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд. : Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду» Изд. : Москва Линка – Пресс 2009 г.

Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. : ЦГЛ Москва 2003 г.

Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». Изд. : Москва Рипол Классик Дом 21 век 2010 г.

Гурец И. И. «Прогулки в детском саду».

Публикации по теме:

Праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Солнышко» Праздник на тему: «Солнце, воздух и вода.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Цель: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде. Задачи: расширять представления детей.

Конспект УГГ в рамках ФГОС «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цель: Развивать двигательную активность детей через музыкальную разминку, подвижные игры Задачи: 1. Создать у детей положительный эмоциональный.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье.

Познавательно-творческий проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Познавательно-творческий проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Проблемное поле проекта: выяснить для чего нам нужны солнце, воздух и вода. Цель: дать понятие на простом уровне о солнце, воздухе и воде,.

«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Исследовательско-творческий проект Выполнили: Емельянова Е. О. Андреева Н. И. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Сценарий праздника «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» в подготовительной группы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Сохранять и укреплять здоровье детей. Задачи:.

Сценарий спортивно-музыкального развлечения «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Оборудование и инвентарь: Музыкальный центр, диски с фонограммой, тазы с водой -2 шт, ведра большие -2 шт, ведра маленькие -2 шт, детские.

Фотоотчет «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Фотоотчет «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Вода – первая стихия, с которой ребенок знакомится еще до своего рождения. Может, именно поэтому дети так любят «мокрые» игры в любом возрасте.

Тематическая неделя «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Тематическая неделя «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Сроки: 4 неделя июня Итоговое мероприятие: развлечение: «Солнце, воздух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Опубликовано: 22 июня 2019 в 08:49
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД