Юлия Ромах
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе по познавательно- исследовательской деятельности. Тема: «Воздух-невидимка».
Виды организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Цель: формирование познавательных действий, развитие познавательных интересов.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- формировать представления детей о воздухе через детское экспериментирование;
- познакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
Развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы, любознательность, умение детей решать проблемные задачи.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей интерес к экспериментированию, чувство сопереживания литературному герою.
Предполагаемый результат: у детей формируются представления о воздухе, они узнают качественные характеристики воздуха.
Предварительная работа: чтение сказки «Вини-Пух» А. Милна, наблюдение за ветром.
Оборудование: воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, султанчики, фен, теннисный шарик, трубочки, игрушка «Пятачок.
Сюжетная линия (игровая мотивация) : в гости пришел Пятачок. Надо ему помочь разобраться, почему у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный.
Ход занятия:
Воспитатель (далее В) : Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость (показываю игрушку Пятачок). Ой, дети, а кто это?
Дети (далее Д) : Пятачок!
В: Молодцы! Правильно! Давайте с ним поздороваемся.
Д: Здравствуй, Пятачок!
В: Дети, а вы помните из какой сказки он пришел?
Д: Сказка про Вини-Пуха.
В: Ребята, Пятачок пришёл не просто так. Ему нужна ваша помощь! Он шел в гости к ослику Иа на день рождения и нес в подарок шарики. Но почему-то у него один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой, бледный (показываю поочередно плотно надутый и сдутый шарики). Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и бледным?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что шарик сдулся, в нём нет воздуха).
В: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?
Д: Надо его еще надуть.
В: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Д: Воздух.
В: Откуда же берётся в шарике воздух?
Д: Мы его туда вдохнули.
В: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
Д: (предлагают свои варианты).
В: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Положим ладони на живот и сделаем вдох. Живот стал больше, значит воздух вошел в него., а теперь- выдох- воздух вышел, и живот уменьшился.
Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?
Д: Предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что это движение воздуха).
В: Значит, воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?
Д: Нет.
В: Если вы его не видите, значит, он какой?
Д: Невидимый.
В: А ты, Оля, как думаешь? А ты, Аня?
Пятачок: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
В: Ребята, как же решить эту проблему? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Д: (предлагают).
В: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему.
В: Внутри шарика воздух не виден, но можно увидеть как воздух выходит из шарика.
Воспитатель берет надутый воздушный шарик и выпускает из него воздух, направляя его на султанчики.
В: Что происходит с султанчиками?
Д: Султанчики движутся, их двигает воздух.
В: Что мы видим?
Д: Что воздух имеет силу, движет предметами.
Пятачок: Как это всё интересно! А как можно ещё ощутить воздух?
В: этом нам помогут теннисный шарик и фен. Беру шарик, отпускаю его из руки. Что происходит с ним?
Д: Шарик падает.
В: А теперь включаю фен и направляю на шарик. Что происходит? Почему?
Д: Шарик держится, его держит воздух.
В: Направляя фен на руки детей Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже? И ты, Миша?
Д: Да. Я чувствую ветерок.
В: Действительно, ветер — это движение воздуха, когда воздух движется, получается ветер.
В: Следовательно, воздух можно ощутить.
В: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой!. А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и подуть? Давайте попробуем! Мы с вами будем водолазами. Сейчас вдохнем воздух через нос и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Д: Пузырьки – воздух.
В: А если мы подуем на мыльную воду, что получится?
Д: Мыльные пузыри.
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»
В: Молодцы! Все поймали много пузырей.
А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх и мыльные пузыри летят вверх?
Д: предлагают разные версии (воспитатель при необходимости направляет детей к правильному выводу о том, что воздух лёгкий).
Пятачок: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
В: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
Д: Дети говорят свои мнения.
Пятачок: Нет, мне воздух не нужен!
В: А давайте проверим! Закроем рот, а нос зажмем руками! Ну как?
Пятачок: Ой! Ой! Я больше не могу!
В: Ребята, прав ли был Пятачок? Что было бы, если бы не было воздуха?
Д: Нет. Без воздуха мы не можем дышать и не было бы ничего живого.
В: Сегодня вы отлично занимались, узнали, что вокруг нас есть ….
Д: Воздух.
В: Он какой?
Д: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.
В: Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Пятачка шарик стал круглым и упругим?
Д: Надуть.
В: Давайте надуем шарик и подарим Пятачку.
Пятачок: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе. Я вам дарю на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.
Д: Спасибо!
Пятачок: А теперь мне надо идти домой, я обязательно расскажу своим друзьям: Вини-Пуху, ослику Иа, Сове и Кролику про воздух. До свидания!
Д: До свидания!
В: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?
Д: Нет.
В: А что надо сделать, чтобы они поплыли?
Д: Подуть (дети дуют).
Рефлексия.
В: Что вам больше всего понравилось? Что вас удивило?Хотите еще ставить опыты?