Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Мы — маленькие волшебники»

Елена Чужайкина
Познавательно-исследовательский проект «Мы — маленькие волшебники»

Авторы проекта : воспитатели Чужайкина Е. Ю., Скворцова Т. М.

Участники проекта : дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.

Время проведения проекта : сентябрь 2019 – май 2020 год.

Описание проекта

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мы — маленькие волшебники“» размещена в разделах

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом опыт, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необ-ходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

в) показ только существенных сторон явления или процесса.

г) отчетливая видимость изучаемого явления.

д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой и живой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

- игровая;

- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Все беседы и опыты проводятся с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе работы по проекту у детей формируются элементарные обследовательские действия таки, как: сочетать показ предмета с активным действием ребё нка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);

учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус); активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается) и т. д.

B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Программное содержание:

• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;

• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Актуальность проекта

Детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.

Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д.

В возрасте 3-4 лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Объект проекта : формирование познавательно-исследовательского развития, социально-коммуникативного развития; речевого развития.

Предмет проекта : исследовательская деятельность с живой (огородные и культурные растения) и неживой природой (воздух, вода, песок, глина, земля, бумага, и т. д.).

Цель проекта : практическое внедрение «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой и живой природы во второй младшей группе».

Задачи проекта :

• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

• Организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;

• Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;

• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;

• Изготовление фото-коллажа для родителей «В садике мы не скучаем – опыты мы вместе ставим!»

Время выполнения: один год обучения.

Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Необходимые материалы:

• Мини – лаборатория:

В мини - лаборатории могут быть выделены:

- место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.);

- место для приборов;

- место для выращивания растений;

- место для хранения материалов (природного, «бросового»);

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).

Приборы и оборудование мини-лаборатории:

Микроскопы, лупы, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные);

Электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, краски, наждачная бумага, лоскуты ткани, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал, мельницы.

Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. д., «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. д.).

Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, пух и перья, опавшие листья и т. д.

Материалы для организации детского экспериментирования:

Бусины, пуговицы; верёвки, шнурки, тесьма, нитки; пластиковые бутылочки разного размера; разноцветные прищепки; камешки разного размера; винтики, гайки, шурупы; пробки; пух и перья; разноцветные резинки; фотоплёнка; полиэтиленовые пакетики; семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов; спилы дерева; вата, ватин, синтепон; деревянные катушки; упаковки от «киндер-сюрпризов»; глина, песок; вода и пищевые красители; бумага разного сорта.

Предполагаемый продукт проекта :

• Организация и пополнение исследовательского уголка в группе.

• Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста во возрастной категории.

• Огород на окне.

• Рассада огородных и культурных растений для группового участка для прогулок.

• Фото-коллаж для родителей

• Публикация перспективного планирования по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Список литературы:

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 2000.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 2002.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

5. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2007.

6. Вернадский В. И. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2001.

7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

8. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 2002.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

• Постановка цели и задач проекта

• Определение актуальности и значимости проекта

• Подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)

• Разработка перспективного планирования по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе к проекту «Мы маленькие волшебники».

• Разработка плана по взаимодействию с родителями по опытно – экспериментальной деятельности во 2-ой младшей группе к проекту «Мы маленькие волшебники»

• Подбор художественной литературы для детей

• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр по теме

Основной этап

• Создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта

• Реализация опытно-экспериментальной деятельности с детьми по перспективному планированию

Формы работы с детьми:

Дидактические игры:

«Найди пару».

«Узнай предмет».

«Узнай на вкус».

«Узнай на ощупь».

«Узнай звук».

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория».

«Мы сажаем огород».

«Ветер и листочки».

Настольно-печатные игры:

«Времена года».

«Природные явления».

«Что происходит в природе».

Разрезные картинки «Собери растения».

«Что, где растет?».

Лото «Цветы».

«Признаки осени, зимы, весны, лета».

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик».

«Пузырь».

«Мой веселый звонкий мяч».

«Что спрятано?».

«Шишки».

Пальчиковые игры:

«Дождик»(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга… (Русская народная потешка)

«Снежок».

«Солнышко».

«Осенние листья».

«Шарик».

«Листопад».

«Снежинки».

«Что делать после дождика?».

«Дождик».

«УПРАЖНЕНИЕ С ПРОБКАМИ».

Стихи и загадки про живую и неживую природу.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей.

Взаимодействие с родителями по элементарному экспериментированию:

Привлечение родителей к пополнению атрибутами и материалом исследовательского уголка в группе.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментальная деятельность в детском саду. Экспериментируем играя».

Памятки для родителей: «Детское экспериментирование», «Что можно, что нельзя», «Признаки познавательной активности», «По организации познавательно – исследовательской деятельности».

Оформление картотеки для наглядной агитации родителей проводить опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях.

Домашнее занятие: наблюдения с детьми за живой и неживой природой, физическими условиями в свободное время.

Заключительный этап

• Оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста по возрастным категориям.

• Фото-коллаж для родителей.

• Публикация на сайтах воспитателей.

• Высадка огородных и культурных растений на участке группы, наблюдение и уход.

Результат проекта :

• Основное содержание исследований, производимых детьми, у детей сформировались представления:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

• В процессе экспериментирования словарь детей пополнился словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

• Благодаря проведению опытов у детей развился познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год»Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми»Познавательно-исследовательский проект «Знакомство с насекомыми» Проект «Знакомство с насекомыми».Тёплым днём, весною, в мае, Каждый про меня узнает. Я не муха не паук Я жужжу! Я майский жук. Авторы проекта.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Мы — маленькие волшебники»
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 10:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД