Елена Анатольевна Борисова
Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края
▼ Скачать + Заказать документы
Группа оформлена в стиле казачьего жилища: Ситцевые шторки на окнах, занавески на «поставе». На открытых полках расставлена семикаракорская посуда, кровать, застеленная лоскутным покрывалом, висит люлька для младенца с кружевной накидкой, старая швейная машинка «Zinger» стоит на тумбочке с незаконченной работой. Вдоль стены стоят лавочки для детей.
Дети встречают гостей, приглашают в группу, показывают стенд с фотографиями и всё, что есть в группе.
Хозяюшка: Ну, что все расселись, всем удобно? Понравилось вам у нас в группе.
Ребята, а вы всё показали, что у нас есть. У нас сегодня так необычно на, что похожа наша группа?
Публикация «Познавательно-речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с художественными промыслами Донского края» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2016
Дети: Это казачий дом. В таких домах жили донские казаки.
Хозяюшка: А что вам больше всего нравится?
Дети: Ответы. (посуда расписная)
Восп. А, вы умеете, тарелочки расписывать, сейчас проверим
Хороводная игра.
Ой мила, ой мила
Мне Донская сторона.
Ой красна, ой красна,
У Аксиньюшки изба.
Распишу, распишу
Я тарелочку свою.
Я распишу лазоревыми цветами да травами шелковыми, а ты?
(Ответы детей)
А вот и главный гость наш дорогой казак донской. Милости просим.
Входит казак. Подаёт свой походный мешок.
Казак: Здоровья тому – кто в этом дому. А я к вам не с пустыми руками, а с гостинцами. Принимай хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуй гость дорогой. Ребята приглашайте Валентина Фёдоровича. Видать казак то наш только из похода. (заглядываю в мешок).
Все та у него по мешочкам разложено. Подйи угадай, что в них? А вы угадаете?
(Тактильная игра, дети наощупь определяют, что в мешочках; яблоки, апельсины, конфеты, хлеб)
Хозяюшка: Ну, помогите, мне пожалуйста всё это разложить. Куда мы уберём хлебушек - пирогам всем дедушку?
Дети: Хлеб мы уберём в хлебницу.
Хозяюшка: А конфеты наверно в кармашки?
Дети: Нет, конфеты в конфетницу.
Хозяюшка: А фрукты?
Дети: Фрукты в фруктовницу.
Хозяйка: А где у нас масло хранится, а сахар, а соль?
Дети: Масло в маслёнке, сахар в сахарнице, соль в солонке.
Хозяюшка: Ну вот всё разложили. А сколько у нас разной посуды. А вы ребята знаете какая бывает посуда. Кто же мне ответит.
Ребё нок: Посуда бывает, кухонная, столовая и чайная.
Хозяюшка: Да ребята это посуда, которой мы пользуемся каждый день.
А вот эту праздничную, яркую посуду расписали мастера. Посмотрите какая у меня есть солоночка. Из чего она сделана?
(ответы детей)
Ребё нок: Читает стихотворение, про гжель.
Чистота и изысканность линий,
Холодна бледноликая Гжель.
Это синий безудержный ливень,
Голубая шальная Метель.
Хозяюшка: А вот эта удивительная посуда как называется. Из чего она сделана? (ответы детей)
Ребё нок: Читает стихотворение, про Хохлому.
Хозяюшка: А мне милее всего вот эта посуда, как она называется. Из чего она сделана?
Дети: Это Семикаракорская керамика…
Она сделана из особой белой глины.
… и расписана Тагильской росписью.
Хозяюшка: Правильно ребята Донская керамика впитала все краски нашего прекрасного и могучего края! Хотите посмотреть как отразилась в посуде вся красота донской природы.
Презентация в музыкальном сопровождении. В конце презентации читаю стихи.
Полдневный час. Жара гнетет дыханье,
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье
Мигает быстро, будто бы кипит!
А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов,
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.
Хозяюшка: Понравилось вам ребята? (ответы детей) Смотрите, все цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!
Казак: А мне песни казачьи по сердцу, как говорится веселы привалы, иде казаки запевалы.
Хозяюшка: Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.
Казак. Да на славу трудились Донские мастера. Издавна на Дону и детей учили трудиться, помогать старшим.
Хозяйка: Девочки помогали своей маме по хозяйству, а мальчики помогали отцу в поле.
Казак: Да только мальчиков до такой работы не сразу допускали. Сначала нужно было подрасти, окрепнуть, научиться выдержки и терпению.
Хозяйка: Мальчики очень ждали день, когда их начинали считать почти взрослыми. Мальчиков подстригали, сажали в седло, и с этого дня сынок мог помогать отцу - пахать в поле, сеять пшеницу, пасти стадо овец или коровушек. Мальчики очень этим гордились.
Казак: Ну что пострелята, ай - да на двор, ждёт вас там сюрприз.
Казак уводит мальчиков.
Хозяйка: А у нас с вами, девочки и дома работа не окончена. Какая помните?
Девочки: Мы начали готовить для мальчиков подарки. да только расписать не успели.
Хозяйка: Давайте приготовимся. Помните, как работают семикаракорские мастера.
Девочка: Тагильская роспись выполняется плоской кисточкой, одной стороной макаем кисточку в один цвет, а другим в другой.
Хозяйка: А сегодня я вам покажу как делается мазок с подкруткой.
Хозяйка: Давайте в воздухе потренируемся покрутим кисточку. Молодцы. Ну что приступим, вы готовите подарки для мальчиков, а я как вы думаете для кого? Конечно же. Для нашего дорогого гостя. Приступаем к работе.
Ну, что написали основной узор, а перед тонкой работой давайте сделаем разминку:
Казачки на Дону отличались своей статью, и мы станем ровненько, плечи расправим, потянем ручки к солнышку как стройные берёзки, опустили, ещё разочек, спинку ровно держим, молодцы (ещё пара упражнений.)
Пальчиковая гимнастика.
Наша -то хозяюшка
Сметлива была
Всем в избе работушку
К празднику дала.
Чашечку собачка лижет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребёт,
Половичку курочка веничком метёт.
Продолжаем работать.
…
Хозяйка: Ну что у всех получилось. Давайте приберем в горенка, а теперь и мальчиков можно покликать.
А ну Валентин Фёдорович какая тарелочка тебе больше всего нравится?
Казак: Мне вот эта самая большая из неё и поесть можно.
Дети: Нет, из этой тарелки есть нельзя она не настоящая, непокрыта эмалью.
Казак: Ну, уж больно хороша, я б её на гвоздик повесил и любовался бы.
Хозяйка: Я дарю тебе эту тарелочку.
Казак: Ну спасибо, хозяюшка люба мне твоя работа.
Хозяйка: А, тебе, какая тарелочка больше нравится. (Мне вот эта на ней такие красивые цветы.) Дари (дев) это же твоя тарелочка. (Ребёнок - благодарит). И так все мальчики.
Хозяйка: А чем же вы занимались?
Казак: Ну что пострелята покажем девчатам, пошли во двор.
Хозяйка: На этом наше занятие подошло к концу, давайте тоже посмотрим, чем же они всё - таки занимаются. Благодарю вас за внимание.
На «дворе» Казак показывает мальчикам лошадиное седло как оно устроено, проводится ритуал посажения мальчиков в седло – посвящения его во «взрослые». Устраиваются скачки на лошадях – палочках.