Татьяна Соловьева
Познавательно-речевой игровой проект «Страна красивых слов»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №19»
Паспорт проектной работы
Название проекта Познавательно – речевой, игровой проект «Страна красивых слов»
Автор проекта Соловьева Татьяна Леонидовна
Актуальность проекта
Публикация «Познавательно-речевой игровой проект „Страна красивых слов“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Сегодня вопросы развития речи у детей очень актуальны, так как развитие речи является одной из главных задач воспитания. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, получает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Наша цель – помочь детям в развитии речи, речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное действие на его психическое развитие. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями. Только в игре усваиваются правила человеческого общения.
И ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Играя, дети учатся говорить, начинают запоминать разные слова и фразы.
Проблема К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель проекта Развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию образовательных областей.
Задачи проекта :
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
- Формирование потребности детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи.
- Формирование способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы.
- Целенаправленное развитие и обогащение речи детей посредством игровой деятельности.
- Развитие активной речи.
- Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Участники проекта (возраст детей). Дети младшей группы (2-3 года, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, родители.
Сроки реализации проекта Краткосрочный (1 неделя)
Тип проекта Познавательно - речевой
Материально-техническое оснащение Проектор, электронные презентации, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, выставки рисунков.
Продукт проектной деятельности Лэпбук «Страна красивых слов».
Формы реализации проекта - Непосредственно – образовательная деятельность
- Беседы с детьми
- Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий
- Использование мультимедийных презентации, фильмов
- Дидактические, подвижные, игры с правилами, сюжетно-ролевые игры: создание стенгазеты «Как я играю дома»
Методы проекта Игровой (дидактические игры, соответствующим игровым оборудованием)
Наглядный (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)
Словесный (беседа, рассказ педагога)
Практический (упражнения, создание продукта)
Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности Приложение № 1
Перспективный план Приложение № 2
Календарный план Приложение № 3
Предполагаемые образовательные результаты проекта На уровне ребёнка :
1. Сформируется у детей интерес к театральным, подвижным и дидактическим играм;
2. Расширится и активизируется словарный запас у детей;
3. Усовершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь;
4. Повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей.
На уровне педагога:
1. Повысится качество методического сопровождения образовательного процесса, предусматривающего интеграцию различных видов детской деятельности.
2. Повысится уровень профессионального мастерства педагога, включённого в новую деятельность.
3. Повысится уровень сформированности таких умений, как: анализировать, обобщать, систематизировать, обосновывать и презентовать накопленный опыт по реализации детско – взрослых мини – проектов.
На уровне родителей воспитанников:
1. Повысится заинтересованность родителей в успехах своего ребёнка по развитию речи.
Перспектива проекта (Возможный выход проекта на новый уровень, его дальнейшее развитие). Реализация макета данного проекта в рамках других тем.
Список литературы 1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. «Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования». – СПб. : «Детство – Пресс», 2011.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. : Айриспресс, 2008.
3. Давыдова А. М. «Музыкальное воспитание в детском саду». - М. : ВАКО, 2006.
4. Давыдова М. А. «Спортивные мероприятия для дошкольников» - М. : ВАКО, 2007.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Зенина Т. Н. «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ». – М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014
8. А. Л. Барто - сборник стихов.
9. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
Приложение 1
Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности
Этапы Содержание деятельности
педагога Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие
со специалистами Сроки Продукт проектной деятельности
1. Организационный Погружение в проект Знакомит с темой проекта, продумывание вариантов оказания помощи.
Консультации для родителей:
«Как развивать речь ребенка»
«Значение игры в развитии речи»
Знакомит с темой проекта, предлагает возможные варианты оказания помощи
1 неделя проекта Дети заинтересованы.
Родители и специалисты ознакомлен с темой проекта.
Воспитатель вводит детей в тему недели.
Вживаются в игровую ситуацию.
2. Планирование деятельности Организация деятельности - Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр и пособий по развитию речи
Учитель-логопед подбирает речевой материал по теме
Музыкальный руководитель
Подбирает музыкальные произведения для прослушивания и разучивания с детьми
Инструктор по физической культуре подбирает подвижные игры и упражнения
1 неделя проекта Разработаны перспективный и календарный планы
Разрабатывает перспективный и календарный планы.
Каждый планирует свою деятельность.
3. Реализация проекта
Осуществления деятельности Участвуют в мероприятиях по плану. Совместно с детьми изготавливают игры на интересующую тему.
Проводят мероприятия по плану
1 неделя проекта Продукты совместной деятельности:
Аппликация «Красивый шарфик»
Рисование «Раскрасим шапку»
Организует мероприятия по плану.
Поддерживает и помогает воплотить в жизнь новые идеи детей и родителей.
Участвуют в мероприятиях по плану воспитателя, находят информацию. на интересующие их вопросы.
4. Завершение проекта
Презентация Оказывают помощь в организации праздника Оказывают помощь в организации праздника 1 неделя проекта
Представление проекта на педагогическом совете ДОО
Перспективный план Приложение №3
1. Познавательно-исследовательская деятельность
(Ознакомление с окружающей действительностью)
Тема: «Разноцветная одежда»
Цель: формировать умение выделять и называть цвет предмета; обогащать чувственный опыт в играх с дидактическим материалом
(Литвинова О. Э. «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста» стр. 134)
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи)
Тема: «Кукла Катя собирается на прогулку».
Цель: формировать умение отвечать на простейшие вопросы (Кто? Что? Что делает)
(Литвинова О. Э. «Речевое развитие детей раннего возраста» стр. 69).
1. Изобразительная деятельность (аппликация)
Тема: «Красивый шарфик»
Цель: учить детей намазывать клей с помощью губки; прикладывать изображение к бумаге.
(Леонова Н. Н. «Художественное творчество. Первая младшая группа.» Стр. 35)
2. Изобразительная деятельность (рисование)
Тема: «Раскрасим шапку»
Цель: учить детей делать отпечатки пальцем на контуре бумаги; развивать цветовосприятие и мелкую моторику рук.
(Приложение к Р. П. №1)
3. Чтение художественной литературы и фольклора
Тема: «В ясли Танечка идет»
Цель: воспитывать желание слушать стихотворение; формировать умение отвечать на вопросы.
(Литвинова О. Э. «Речевое развитие детей раннего возраста Восприятие художественной литературы стр. 64») Оформление Лэпбука «В гостях у сказки»
Консультации для родителей:
«Как развивать речь ребенка»
«Значение игры в развитии речи»
Календарный план Приложение №4
Понедельник
Совместная деятельность
Игровая ситуация «Оденем куклу Веру на прогулку»
Цель: введение детей в тему недели, выявить представления об одежде (Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности с. 11)
- Рассматривание иллюстраций на тему «Одежда»
Цель: учить различать и называть предметы одежды.
- Трудовая деятельность: Вымытые игрушки расставить по местам.
Цель: Приучать детей беречь игрушки, объяснить, что каждая игрушка должна лежать на своём месте.
Самостоятельная деятельность
Игры по интересам в развивающих центрах
Карточка №1
Совместная деятельность:
- Минутка безопасности. Беседа «Зачем людям одежда нужна».
Цель: дать представление детям для чего нужна одежда (Конспекты занятий Волчкова В. Н. с. 194).
- С/р/и «Кукла Катя выбирает новую кофточку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, учить правильно называть элементы одежды, учить обыгрывать роли продавца и покупателя.
(Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности с. 27)
Индивидуальная работа:
рисование / конструирование
Самостоятельная деятельность строительные игры
Вторник
Совместная деятельность
- Чтение и заучивание стихотворения О. Григорьева «Пальто»
Цель: развивать память, прививать детям культурно-гигиенические навыки.
(Полная хрестоматия для детей, С649)
- П/и с речевым сопровождением малой подвижности "Чок-чок, каблучок"
Ход игры: Дети встают врассыпную вокруг педагога.
Педагог читает текст:
Топ-топ, сапожок. Чок-чок, каблучок.
За деревья и кусток,
За беседку и грибок
Прыг-скок, прыг-скок,
Прячьтесь — и молчок!
После слов «и молчок!» дети прячутся на игровой
площадке за любым предметом (беседка, деревья,
домики и т. д.). Когда все дети спрячутся, педагог
идет их искать. Через 1, 5— 2 минуты педагог говорит: «Как все хорошо спрятались, никого не
могу найти. Дети, бегите ко мне!» Дети выходят из-за предметов, за которыми они прятались, и бегут к педагогу.
Цель: учить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, повторять слова.
(Л. Л. Тимофеева Планирование образ-ой деятельности стр. 59)
-КГН «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
(Приложение №5)
Самостоятельная деятельность:
Изобразительная деятельность
Карточка № 2 Совместная деятельность:
- Д/и «Кукла Катя наряжается»
Цель: закреплять навыки правильного называния предметов одежды, учить последовательность в одевании, вызвать желание помогать воспитателю (Комплексные занятия. Группа раннего возраста, стр. 20)
- Чтение стихотворения А. Барто «Наступили холода»
Цель: воспитывать желание слушать авторские произведения, сопровождать чтение показом игрового действия.
Индивидуальная работа:
Формирование целостной картины мира
Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры
Среда
Совместная деятельность:
- Коммуникативная игра «Сапожки»
Цель: учить детей вставать, идти друг за другом паровозиком, не разрывая цепь, действовать согласно тексту (Рабочая программа воспитателя, стр. 29)
- Речевые / словесные игры по рекомендации учителя-логопеда
Самостоятельная деятельность:
в книжном уголке
Карточка № 3 Совместная деятельность:
- Д/и «Стирка»
Цель: закреплять с малышами основные цвета, развивать мелкую моторику рук (сенсорный уголок).
- Чтение сказки «Колобок»
Цель: Воспитывать желание слушать сказку.
- Игровая ситуация «Девочка заболела (не надела шарфик)».
Цель: учить детей называть предметы одежды, уточнять представление детей об одежде совершенствовать знания детей о труде врача.
Индивидуальная работа:
Речевое развитие
Самостоятельная деятельность:
Игры в физкультурном уголке
Четверг
Совместная деятельность:
- Рассматривание иллюстраций «Осенняя одежда»
Цель: учить детей внимательно рассматривать картинки отвечать на вопросы по содержанию.
- Песенка-игра «Дождик»
Цель: формировать умения выполнять движения под речевое сопровождение, развивать чувство ритма, закрепить название одежды (музыкальная фонотека).
Индивидуальная работа
Музыка
Самостоятельная деятельность:
Игры в театральном уголке
Карточка № 4 Совместная деятельность:
- Игра-ситуация «Солнышко встает»
Цель: учить передавать действия персонажей, их характер, эмоции, воспитывать интерес к театрализованным играм.
(Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности с. 39)
- С/р и. «У куклы Веры новый шарфик»
Цель: учить детей проводить ролевой диалог с куклой, воспитывать желание заботиться о близких. (Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности с. 11)
Индивидуальная работа:
Лепка/аппликация
Самостоятельная деятельность:
Игры в речевом уголке
Пятница
Совместная деятельность:
- Этюд «Собираемся на прогулку»
Цель: продолжать учить детей последовательно надевать одежду, действовать согласно тексту
(«Рабочая программа воспитателя» стр. 29)
- Д/и «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета, формировать умение соблюдать последовательность цвета бус.
-КГН Игровая ситуация «Научим Куклу Катю раздеваться после прогулки»
Цель: продолжать учить выполнять в игре два-три последовательных действия (Приложение №5)
Индивидуальная работа:
повторение стихов про осень
Самостоятельная деятельность:
Настольно-печатные игры
Карточка № 5 Совместная деятельность:
- Вечер загадок на тему «Одежда»
Цель: Учить детей отгадывать загадки, развивать любознательность, внимание, речь.
(Приложение №2)
- Бытовой труд «Сложи одежду»
Цель: учить детей складывать одежду по полочкам; учить аккуратности, самостоятельности.
Индивидуальная работа:
сенсорное воспитание
Самостоятельная деятельность: сюжетно-ролевые игры