Надежда Грачёва
Познавательно-творческий проект для второй младшей группы «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта:дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2021 - май 2022г).
Вид проекта: познавательно - творческий.
Пояснительная записка
Семья – это начало всех начал. С семьи начинается жизнь человека, именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Именно семья остаётся необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Публикация «Познавательно-творческий проект для второй младшей группы „Мы вместе“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Родители являются первыми и главными педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка с раннего возраста. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях, а также зачастую фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путём, поскольку сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Культура родительства закладывается в детстве, и на протяжении всей жизни у детей складывается определённый стереотип семейных отношений, который уже выросшие дети начнут реализовывать в своей семейной жизни. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал ответственность за своих родных и близких, научился заботиться о них с детства. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего маленьких граждан нашей страны. Взрослые, родители и педагоги, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.
Поэтому мы решили, что нам необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества с родителями, которые дают возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности своих детей. Мы предполагаем, что наши партнёрские отношения с родителями дадут большой результат в развитии наших детей.
Проблема, на решение которой направлен проект:
По результатам анкетирования детей выяснилось, что не все дети знают подробности о своей семье: как зовут и кем работают их родители, бабушки и дедушки. Многие родители, в силу своей незаинтересованности и непросвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь, педагоги не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Необходимость создания и реализации проекта «Мы - вместе» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей осознанного понимания значимости близких людей.
Задачи проекта:
При работе с детьми:
Образовательные:
- расширять представления детей о семье, семейных и родственных отношениях («семья»; «родные», «близкие»);
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их профессий
- формировать у детей представления о роли взрослых и детей в семье, о нравственном поведении между ними
Развивающие:
- развивать у детей желание рассказывать о своей семье;
- обогащать словарный запас за счет слов лексической темы «Семья»,
- развивать связную речь;
- развивать социально- личностную сферу детей посредством совместной творческой деятельности с родителями;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважительное отношение к родным и близким;
- учить проявлять заботу о родных людях;
- воспитывать у детей умение сопереживать близким людям, стремление оказывать им помощь.
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности;
• Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников;
• Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
При работе с родителями:
- способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами;
- вовлечь родителей в образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей;
- повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности
Методы проекта:
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта позволит:
•на уровне детей:
- расширить представления детей о своей семье: о членах семьи, традициях;
- развить интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной;
- сформировать понимание важности проявлений уважения и заботы ко всем членам семьи;
- сформировать понимание значимости семьи в жизни людей.
• на уровне педагогов:
- повысить профессиональный уровень педагогов;
- повысить творческую самореализацию педагогов в профессиональной деятельности;
- оснастить РППС группы новыми играми и пособиями.
•на уровне родителей:
- развить новые формы сотрудничества между родителями воспитанников и педагогами;
- развить творческий потенциал родителей в совместной творческой деятельности со своими детьми;
- повысить родительскую компетентность по представленной проблеме;
•на уровне учреждения:
- продолжить развитие воспитательного потенциала ДОУ в формировании нравственной личности, гражданина, а именно: будут созданы условия для дальнейшего развития интеграции регионального компонента в развивающую среду ДОУ, которые приведут к созданию новых проектов, а также для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей с краеведческим материалом;
- обогатить развивающую предметно- пространственную среду материалами о памятниках города (игры, пособия, продукты детского творчества)
Этапы реализации проекта:
I этап реализации проекта - Подготовительный
Цели: анализ ситуации; постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, определение необходимого ресурсного обеспечения проекта;
- анкетирование родителей и беседы с детьми с целью выявления уровня сформированности представлений о семье;
- вовлечение родителей в проектную деятельность;
- организация необходимой развивающей предметно- пространственной среды в группе.
II этап реализации проекта - Организационный
Цели: планирование и прогнозирование образовательной работы; составление перспективных планов работы с детьми и родителями; подбор наглядно- дидактического материала, художественной литературы.
III этап реализации проекта - Практический
Цели: образовательная деятельность с детьми; пополнение РППС группы; совместные мероприятия с семьями воспитанников; выставки детских работ.
Месяц
Работа с детьми Работа с
родителями Взаимодействие педагогов
Октябрь
1 неделя Опрос детей «Что я знаю о семье?», пальчиковая гимнастика «Моя семья»,
Д/и «Позвони по телефону маме (папе)». Анкета для родителей «Семейные традиции»
2 неделя Коллаж «Знакомьтесь: наши бабушки», лепка: «Оладушки для бабушки»,слушание колыбельных песен. Семейная библиотека
«Читаем вместе».
3 неделя Коллаж «Знакомьтесь: наши дедушки».
лепка «Баранки для дедушки»,
п/и «Дедушка – сапожник».
Консультация «Нужны ли нашим детям бабушки и дедушки» Развлечение
«Осень, осень в гости просим»
4 неделя Заучивание потешек про семью
Сюжетно-ролевая игра: «Семья», п/и «Наседка и цыплята». НОД «Бабушек любят все дети на свете»
Ноябрь
1 неделя Ситуационная беседа: «Расскажи, с кем ты живёшь», д/и «Помоги маме (папе)»,
Логоритмическое упр. «Варим кашку». Консультация
«Влияние семьи на воспитание личности»
2 неделя Чтение стихов о родных людях: маме, папе, бабушке, дедушке, п/и «Птички в гнездышках»
3 неделя Сюжетно-ролевая «Дочки матери», настольная игра «Большие и маленькие». Буклет для родителей.
Почитайте детям «Стихи о маме».
4 неделя НОД «Семьи большие и маленькие». Слушание народных песен для детей.
Декабрь
1 неделя Ситуационная беседа: «На кого ты хочешь быть похожим», д/и «Кто, что любит делать?» Консультация
«Типы семейного воспитания»
2 неделя Сюжетно-ролевая «К нам приехала бабушка», настольная игра «Ассоциации»
3 неделя Общение: «Чем можно порадовать близких», лото «Продукты»,
п/и «Помирились» «Фабрика
Деда Мороза» новогодние поделки и ёлочные украшения.
4 неделя Творческая мастерская «Новогодняя игрушка своими руками» .Чтение и заучивание стихов о празднике «Новый год». Новогодний утренник
Январь
2 неделя Ситуационная беседа: «Ласковые слова для мамы/папы/бабушки/дедушки» Консультация
«Семейные традиции»
3 неделя Сюжетно-ролевая «Приготовим обед для мамы», д/и «Кому что подарить?»
4 неделя Ситуативная беседа: «Что такое хорошо, а что такое плохо»
п/и «Белые медведи»
Фев-
раль
1 неделя Ситуационная беседа: «Выходной день с мамой и папой», д/и «Кому, что нужно для работы?»
2 неделя Сюжетно-ролевая «Семья принимает гостей», лото «Одежда»,
лепка «Красивые тележки для папы и дедушки». Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»
3 неделя Общение «Почему мама поздно ложится спать»,
Коллаж «Наши папы сильные, ловкие, умелые»
4 неделя конструирование: «Дом для моей семьи», подарки папам и дедушкам к Дню защитника Отечества.
НОД «Мой папа». Папка-передвижка
«Будущий мужчина- как правильно воспитывать мальчика» Разучивание песен о папе.
Март
1 неделя Ситуационная беседа: «В какие игры играют с тобой мама и папа», д/и «Встречаем гостей».
НОД «Мамочка моя».
Слушание песен о маме. Рекомендации для родителей
«8 марта.
О любимых мамах»
2 неделя Сюжетно-ролевая «День рождения куклы», лепка «Разноцветные шары для мамы» (пластилинография) Творческий конкурс «Мамы руки золотые»
3 неделя Сюжетно-ролевая «Дочка заболела» Нетрадиционно оформленный детьми коллаж: «Что любит моя мама»
4 неделя Общение «За что бы меня похвалили дома»,
лото «Мой дом».
Консультация
«Роль прогулки для здоровья детей.
Одежда и обувь в весенний период»
Апрель
1 неделя Ситуационная беседа: «Как я помогаю дома»,
д/и «Можно – нельзя»
2 неделя Сюжетно-ролевая «Семья переезжает на новую квартиру», п/и «Найди свой дом» Консультация
«Расскажите детям о космосе и Дне космонавтики»
3 неделя Сюжетно-ролевая «Поездка на автобусе»,
п/и «Мяч соседу»,
4 неделя Конструирование «Мебель для дома», выставка творческих работ родителей совместно с детьми «Светлая Пасха»
Май
1 неделя Ситуационная беседа: «Что такое хорошо, а что такое плохо», слушание патриотических песен. Консультация
«Расскажи ребёнку о воне»
2 неделя Сюжетно-ролевая «Поездка в магазин». п/и «Ровным кругом». д/и «Назови ласково»
3 неделя Ситуационная беседа: «Где живёт твоя семья» (знание своего адреса,
настольная игра:
«Семья». Консультация «Здоровая семья – счастливый ребёнок»
4 неделя Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Моя семья» (генеалогическое древо).
IV этап реализации проекта - Аналитический
Цели: анализ результатов проекта, определение перспектив дальнейшей работы; презентация результатов проекта.
Информационное обеспечение проекта:
1. Бондаренко А. К Воспитание детей в игре —М: Просвещение, 2010
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. до раб. – М. : Просвещение, 1991
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
4. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель, 2014
5. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников", М: Издательство "ВАКО"
6. Козлова А. В. Работа с семьёй –М: ТУ Сфера, 2007 г.
7. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа / Авт. сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2011
8. Харченкова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М. :АРКТИ, 2012
9. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990
10. Интернет - ресурсы