Марина Герасимова
Познавательно-творческий проект «Тайна книжной полки»
Познавательно-творческий проект
Автор проекта: Герасимова М. С., воспитатель
Участники: дети средней группы «Мыльные пузырики», родители, педагоги
Срок реализации: 2 недели
Тип проекта: познавательно – творческий
Актуальность проекта.
Современный ребенок все чаще познает мир через экран. Экран монитора (телевизора, телефона, компьютера, интернет-планшета и т. п.) формирует представления дошкольника о том, как живут люди в разных странах, какие отношения существуют в мире взрослых, какие поступки надо совершать, чтобы быть успешным, сильным, смелым. Но попаданная с экрана картинка оставляет мало места для фантазии, воображения, ребенок получает информацию о мире в готовом виде. Предлагаю познакомить ребенка с разнообразием жизни на Земле с помощью художественного текста. Данный проект призван: пробудить у детей интерес к книгам как к источнику знаний и волшебства, познакомить с разнообразием литературных жанров, развить бережное отношение к книге, активизировать творческие способности через книжную тематику.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Тайна книжной полки“» размещена в разделах
Цель проекта: создать условия для формирования у детей устойчивого интереса к детской литературе через игровые и творческие формы работы.
Задачи:
1. Познакомить со структурой книги (обложка, страницы, иллюстрации).
2. Развить навыки бережного обращения с книгами.
3. Обогатить литературный опыт через разные жанры (сказки, стихи, загадки).
4. Активизировать творческое самовыражение через книжную тематику.
5. Вовлечь родителей в совместное чтение.
Методические рекомендации.
- Для мотивации: Каждое утро на «книжной полке» появляется новый предмет (перо, очки, карта) – это подсказка к теме дня.
- Индивидуализация: Дети с разным уровнем подготовки получают задания:
*Кто-то составляет рассказ по картинкам.
*Кто-то придумывает продолжение известной сказки.
- Связь с родителями: Ежедневно в чат группы отправляются «Книжные советы» («Сегодня спросите ребенка, какого цвета доброта в его книге» и т. д.).
Этапы реализации.
1. Подготовительный этап.
- Анкетирование родителей «Какие книги любят ваши дети?».
- Создание «Таинственной книжной полки» с старинными книгами, книжками-игрушками.
- Подбор иллюстраций, презентация «Как рождается книга».
2. Основной этап.
Познавательный блок - «Знакомство с книгой».
День 1-2. «Из чего сделана книга?».
- Занятие-исследование: дети рассматривают разные виды книг (картонные, тканевые, с окошками, звуковые). Используется лупа для изучения структуры бумаги.
- Дидактическая/интерактивная игра «Собери книгу»: Дети из предложенных элементов (обложка, страницы, иллюстрации) создают «книгу» на экране.
- Опыт «Рождение книги» (дети создают мини-книжку из бумаги).
- Опыт «Бумажные превращения»: Дети мнут, рвут и мочат бумагу, чтобы понять, почему книги требуют бережного отношения.
День 3: «Как рождается книга?».
- Просмотр мультфильма (например, «Сказка о том, как книга к детям пришла»).
- Занятие «Из чего состоит книга» (рассматриваем переплет, страницы).
- Экскурсия в библиотеку ДОУ «Где живут книги?».
- Рассказ с библиотекаря о процессе создания книг (автор, художник, печатник).
Литературный блок - «В мире сказок и стихов».
День 4-5. «Книжный детектив».
- Игра «Угадай книгу по обложке»: На полке прячется книга с загадкой внутри (например, «Кто оставил следы на страницах?» – отсылка к сказке «Маша и медведь»).
- Чтение с остановками: Воспитатель читает новую сказку, останавливаясь на кульминации – дети предлагают варианты продолжения.
- Игра «Книжный детектив» (дети угадывают сказки по иллюстрациям).
День 6. «День поэзии».
- Игра «Рифмоплёт»: Дети придумывают смешные рифмы к словам из стихов А. Барто.
- Творческая мастерская «Стихотворная открытка»: Дети дарят родителям открытки с короткими стихами.
- Чтение с сюрпризом (книга с «волшебными» страницами - объемными элементами).
- Вечер загадок «Угадай героя».
Творческий блок - «Мы – авторы».
День 7-8. «Книжка-малышка своими руками».
- Выбор темы: Каждый ребенок решает, о чем будет его книга (сказка, рассказ о питомце, «книга настроений»).
- Используются разные техники для оформления: аппликация из ткани и ниток («пушистые» иллюстрации); «Живые картинки» (подвижные элементы на веревочках).
- Презентация книг: дети «издают» книги, ставят печати и подписи.
День 9. «Театр одной книги».
- Дети выбирают одну из созданных книг и разыгрывают сценку с помощью пальчиковых кукол.
- Рисование «Мой любимый книжный герой».
- Театрализация отрывков из любимых сказок.
Практический блок - «Книжкина больница».
День 10-11. «Спасаем книги».
- Дети находят в книжном уголке «больные» книги (с порванными страницами, отклеенными обложками).
- Ремонт: Осваивают простые техники:
- Склеивание страниц прозрачным скотчем.
- Изготовление новой обложки из картона.
- Создание «Аптечки для книг»: Коробка с материалами для ремонта (клей, скотч, ножницы).
- Создание правил «Как обращаться с книгами».
- Фото - акция «Я читаю с мамой».
День 12. «Правила друзей книги».
- Дети рисуют знаки-напоминалки: «Не рвать!», «Чистыми руками!», «Используй закладку!».
- Оформление плаката для книжного уголка.
Итоговые мероприятия.
День 13. «Тайна раскрыта!».
- Квест по книжному уголку: Дети ищут «волшебный ключ» (например, буквы, из которых складывается слово «ЧИТАТЕЛЬ»).
- Награждение: Вручение медалей «Хранитель книг».
День 14. «Литературная гостиная».
- Родители и дети участвуют в викторине «Из какой мы книги?» (угадывают персонажей по описанию).
- Чтение по ролям сказки «Теремок» с использованием детских книжек-самоделок.
3. Заключительный этап.
- Выставка «Моя первая книжка» (детские самодельные книги).
- Литературная гостиная «В гостях у сказки» с участием родителей.
- Вручение медалей «Лучший друг книг».
Важно: Поддерживать атмосферу таинственности! В последний день дети находят на полке «волшебный» сундук с новыми книгами и запиской: «Спасибо, что раскрыли мои тайны! Теперь я подарю вам новые истории!».
Предполагаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к рассматриванию и чтению книг.
- Знают и соблюдают правила обращения с книгами.
- Умеют узнавать литературных героев по описанию.
- Родители активнее участвуют в совместном чтении.