Олеся Чупрова
Познавательно-творческий проект «С. Я. Маршак — детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Участники проекта :
• воспитанники группы №2, дети 5-6 лет;
• педагоги;
• родители.
Срок проведения: краткосрочный - 3 недели.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к произведениям С. Я. Маршака через разные виды деятельности.
Задачи:
образовательные:
• Познакомить воспитанников с произведениями С. Я. Маршака.
Публикация «Познавательно-творческий проект „С, Я, Маршак — детям“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
• Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир.
• Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
развивающие:
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
• Развивать речевую активность.
• Способствовать развитию театральной деятельности детей через игры-драматизации.
воспитательные:
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов.
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
• Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
• Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Приобщить родителей к семейному чтению литературы и совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать систему педагогической работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Формы реализации проекта :
• беседы;
• развлечения для детей;
• продуктивная деятельность;
• поисково – исследовательская деятельность;
• театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, русские народные игры;
• рассматривание иллюстраций;
• театрализованная постановка «Сказка о глупом мышонке»;
• выставки детских работ по тематике недели;
• фото – акция «Я люблю читать книги С. Я. Маршака»;
• создание книжек малышек;
• работа с родителями.
Ожидаемый результат:
• Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
• Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
• Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
• Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
• Популяризация семейного чтения.
• Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
• Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме.
• Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами.
• Совершенствование развивающей среды группы.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
• Создание подвижных игр по произведениям С. Я. Маршака.
• Участие родителей и воспитанников в театрализованной постановке «Сказка о глупом мышонке».
• Участие родителей в фото – акции «Я люблю читать книги С. Я. Маршака».
• Выставки детских работ по тематике проекта.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
В связи с этим творчество С. Я. Маршака наиболее соответствует потребностям в освоении многих сторон жизни ребенком. Писатель большую часть своих произведений посвятил детям. Они насыщены познавательным материалом : загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание неправильных человеческих качеств.
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Содержание практической деятельности по реализации проекта :
1 этап - организационный:
- подбор литературы, знакомящей с творчеством С. Я. Маршака
- подбор художественной литературы, иллюстраций, загадок;
- оформление читательского уголка;
- выбор методов и средств, для решения поставленных задач и достижения цели;
- включение родителей в предстоящую работу;
2 этап - практический:
- объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла, выставка, викторина
- коллективные и индивидуальные творческие работы над проектом при участии педагогов и воспитанников
3 этап - заключительный:
- совместное с детьми размышление о пользе проекта «С. Я. Маршак - детям»
- организация выставки детских рисунков «Иллюстрации к книгам С. Я. Маршака»
- фото – акция «Я люблю читать книги С. Я. Маршака»
- книжки – малышки по творчеству С. Я. Маршака
- театрализация «Сказка о глупом мышонке»
Комплексно - тематическое планирование по теме «С. Я. Маршак - знакомство»
День недели Название дня Тема Цель и задачи Виды детской деятельности
Понедельник День познания «С. Я. Маршак - знакомство»
Беседа - знакомство с автором, перечисление его произведений Цель: Формирование у детей познавательного интереса к произведениям С. Я. Маршака
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Вторник День безопасности «Причины возникновения пожара»
Беседа по мотивам стихотворения С. Я. Маршака «Пожар».
Задачи: познакомить детей с работой пожарной охраны;
развивать у детей имеющие знания я о причинах возникновения пожара;
-упражнять детей в умении вызвать пожарную охрану;
воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии.
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Восприятие художественной литературы.
Среда День экспериментов «Играем с красками»
По мотивам стихотворения «Радуга» Маршака.
Задачи: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Изобразительная.
Познавательно-исследовательская.
Четверг День подвижный П. И. «Почта» по мотивам стихотворения С. Я. Маршака «Почта»
Задачи: воспитывать умение соблюдать правила игры; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание; развивать ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная
Двигательная
Пятница День творческий Рисование «Любимый герой» по мотивам произведений С. Я. Маршака
Задачи: учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа; закреплять умение рисовать акварельными красками. Игровая.
Изобразительная
Коммуникативная.
Музыкальная.
Двигательная.
Развивающая предметно - пространственная среда
1 Познавательное развитие Иллюстрация с изображением С. Я. Маршака, иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака. Д/и «Четвертый лишний», «Найди пару», «Один - много», «Сосчитай и расскажи»
2 Речевое развитие Д / и «Какой, какая, какое?», мнемотаблица «Расскажи о любимом герое». Атрибуты для театрализованных игр, пальчиковый театр.
3 Социально - коммуникативное развитие Социально - коммуникативные игры «Почта».
4 Художественно - эстетическое развитие Трафареты животных.
5 Физическое развитие Пальчиковая игра «Радуга», «У жирафа пятна, пятна». П/и «Цапки», «У медведя во бору».
Комплексно - тематическое планирование по теме: «Творчество С. Я. Маршака – как переводчика»
День недели Название дня Тема Цель и задачи Виды детской деятельности
Понедельник День познания Беседа «Сказки и стихи народов мира в переводе Самуила Яковлевича Маршака»
Задача: знакомство детей с творчеством С. Я. Маршака – как с переводчиком. Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная.
Двигательная.
Вторник День безопасности «Сказка о глупом мышонке».
Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми по мотивам стихотворения С. Я. Маршака Цель : закрепление с детьми правил поведения с незнакомыми людьми. Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Среда День экспериментов «Свойства резины»
По мотивам стихотворения «Мяч»
С. Я. Маршака.
Цель: формирование у детей представлений о резине.
Задачи: формировать целостное видение мира; учить детей делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности; развивать в детях интерес к поисково-познавательной деятельности. Познавательно-исследовательская.
Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Четверг День подвижный П. И. «Мыши водят хоровод» по мотивам стихотворения С. Я. Маршака
Задачи: развивать двигательную активность; воспитывать выдержку и дисциплинированность; развивать умение согласовывать движения со словами.
Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная
Двигательная.
Пятница День творческий «Дом, который построил Джек».
Творческая работа с использованием нетрадиционных техник
Задачи: продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования и аппликации, предоставить возможность выбора техник каждым ребенком для создания художественной иллюстрации к сказке " Дом, который построил Джек" Игровая.
Коммуникативная.
Изобразительная.
Музыкальная.
Двигательная.
Развивающая предметно - пространственная среда
1 Познавательное развитие Просмотр мультфильма «Кошкин дом» Д/и «Узнай по описанию», «Весёлый счёт», «Чудесный мешочек».
2 Речевое развитие Д / и «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Чего не стало», мнемотаблица «Расскажи о животном». Атрибуты для театрализованных игр, плоскостной театр.
3 Социально - коммуникативное развитие Социально - коммуникативные игры «Волшебные очки», «Запрещённое движение».
4 Художественно - эстетическое развитие Трафареты. Алгоритмы лепки животных. Иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака
5 Физическое развитие Пальчиковая игра «Игрушки», «10 Мышат». П / и «Почта» ,«Море волнуется раз», «Мыши водят хоровод»
Комплексно - тематическое планирование по теме: «Клуб знатоков творчества С. Я. Маршака»
День недели Название дня Тема Цель и задачи Виды детской деятельности
Понедельник День познания «Клуб знатоков С. Я. Маршака»
Цель: закрепление знаний творчества С. Я. Маршака
Задачи: закрепить умение детей отвечать на вопросы по произведениям С. Я. Маршака, узнавать героев произведений по отрывку; закреплять эмоционально воспринимать и осознавать содержание текста. Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная.
Двигательная
Вторник День безопасности Беседа о правилах дорожного движения по мотивам стихотворения С. Я. Маршака «Мяч». Цель: закрепить правила дорожного движения, приучать пользоваться ими в различных ситуациях
Задачи: закрепить правила дорожного движения, повторить виды транспорта и цвета светофора; совершенствовать выразительное чтение наизусть; воспитывать чувство ответственности на дороге. Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная.
Двигательная
Среда День экспериментов «Свойства снега», по мотивам стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год»
Задачи: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять, учить рассказывать о зимних забавах;
воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе. Познавательно-исследовательская.
Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная
Двигательная
Четверг День подвижный П. И. «Колечко - молечко» по мотивам стихотворения С. Я. Маршака Задачи : развивать двигательную активность; воспитывать выдержку и дисциплинированность; развивать умение согласовывать движения со словами, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации. Игровая.
Коммуникативная.
Восприятие художественной литературы.
Музыкальная
Двигательная.
Пятница День творческий Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке»
Задачи: закреплять знания детей о творчестве детского поэта С. Я. Маршака; формировать умение детей изображать повадки животных, эмоционально выступать перед публикой; обогащать активный словарь новыми понятиями, лексико-грамматическими категориями.
Игровая.
Коммуникативная.
Музыкальная.
Двигательная.
Развивающая предметно - пространственная среда
1 Познавательное развитие Просмотр мультфильма «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом» Д/и Один - много», «Чудесный мешочек».
2 Речевое развитие Д / и «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Чего не стало», мнемотаблица «Расскажи о временах года». Атрибуты для театрализованных игр, плоскостной театр.
3 Социально - коммуникативное развитие Социально - коммуникативные игры: «Дождь идёт», «Змея», «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые»
4 Художественно - эстетическое развитие Трафареты. Алгоритмы лепки животных. Иллюстрации к произведениям С. Я. Маршака
5 Физическое развитие Пальчиковая игра «Страус», «Жираф», «Слон». П / и «Почта» ,«Море волнуется раз», «Колечко - молечко»
Работа с родителями
- организация выставки рисунков к произведениям С. Я. Маршака;
- Фото – акция «Я люблю читать книги С. Я. Маршака»
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- Изготовление книжки – малышки «Моё любимое стихотворение дядюшки Маршака»
- помощь в подготовке костюмов к спектаклю «Сказка о глупом мышонке»;
Список литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М. : Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
3. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
4. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
5. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
6. Чурилова Э. Двенадцать месяцев: [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.
8. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2004.
9. Гриценко З. А. пришли мне чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями). – М: Просвещение,2003.
10. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
11. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/И. А. Ермакова. – СПб., 2006.