МААМ-картинки

Познавательно — творческий проект в старшей группе «Русская матрешка»

Надежда Новохатская
Познавательно — творческий проект в старшей группе «Русская матрешка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 станицы октябрьской муниципального образования Крыловский район

Познавательно - творческий проект в старшей группе

«Русская матрешка»

Автор: воспитатель Новохатская Надежда Юрьевна

ст. Октябрьская

2017 год.

Вид проекта : групповой, познавательно-творческий, среднесрочный, исследовательский, информационно-познавательный.

Публикация «Познавательно — творческий проект в старшей группе „Русская матрешка“» размещена в разделах

Актуальность: Народные традиции играют важнейшую роль в воспитательном процессе ребенка. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Важное место в комплексе народного воспитания отведено народной игрушке, которая несет особую функцию в развитии и воспитании ребенка. Помимо познавательной, развлекательной и эстетической функции народная игрушка это средство социализации ребенка, его связь со взрослыми, с миром. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее. У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Воспитывать детей на традициях отечественной культуры необходимо уже в дошкольном возрасте. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если человек не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Цель проекта : Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи: 1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла, проследить проявление матрешки на Руси, узнать виды матрешек и процесс их создания. 2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции). 3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные). 4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания. 6. Формировать возможность использовать этот образ в разных видах детской деятельности (в подвижных, музыкальных играх, изобразительном творчестве по мотивам народной игрушки). 7. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве. 8. Воспитывать любовь к народному искусству. 9. Обогащать словарь детей. 10. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. 11. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.

Продолжительность проекта : среднесрочный. Сроки реализации проекта : апрель. Планируемый результат проектной деятельности : 1. Оформление альбома «История матрешки». 2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке, народных песен. 3. Выставка «Семейная матрешка». 4. Досуг с детьми «Русский сувенир». 5. Презентация для детей «История матрешки». 6. Выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод». 7. Формирование эстетически осмысленного отношения к народной игрушке. 8. Развитие интереса к образу матрешки в музыкальном, художественном и изобразительном искусстве.

Основные этапы реализации проекта :

Подготовительный:

1. Планирование работы. 2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, материал об истории появления матрёшки, её прообразе, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет). 3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу. 4. Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о матрешке.

6. Подбор материала для оформления уголка художественного творчества «Будем знакомы – русская Матрёшка». 7. Подбор материала для оформления мини – экспозиции «Матрёшка – народная игрушка». 8. Оформление подборки иллюстраций «Какие они разные и такие похожие». 9. Подбор методической литературы.

Основной этап:

Цель: 1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы. 2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре. 3. Изучить художественные элементы, росписи. 4. Провести игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы. 5. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерской игры: «Куколки-сестрички».

Организация совместной деятельности с детьми:

Познавательно-исследовательская деятельность : 1. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России». 2. НОД: «Откуда появилась матрешка. 3. НОД: «Будем знакомы - русская Матрёшка»

4. НОД: «Матрёшка – как символ семьи». 5. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность:

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Чтение и заучивание стихотворения И. Черницкой «Матрёшки», разучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

Продуктивная деятельность:

Рисование - «Пластилиновая живопись «Порадуем матрёшек»

- Декоративное рисование «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас одёжки»

Лепка - «Хоровод матрешек»

Аппликация - «Украсим сарафан матрёшке»

Музыкально-художественная деятельность

- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» - Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой) - Слушание музыкальных произведений: «Русская матрешка» Ю. Вережникова; «Матрешки» З. Левиной, -Разучивание пени «Матрешки» муз. и сл.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра: - «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

- «Собери матрешку» - «Построй ряд с закрытыми глазами» - «Эти удивительные узоры» - «Бусы для Матрешек (для девочек) - «Спрячь матрешку» - «Рассели матрешек» - «Почини сломанную матрешку»

3. Пальчиковые игры:

4. Хороводная игра: - «Матрешка»

5. Театрализованная деятельность: - Разыгрывание потешки детьми с помощью матрешек-колпачков на ширме для малышей.

Работа с родителями: - Советы родителям «В какие игры можно играть с матрёшками - Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» - Советы родителям «Нетрадиционные методы рисования»

Развлечение: «Мы весёлые матрёшки, ладушки, ладушки»»

Творческая выставка : Выставка рисунков и поделок детей «Матрёшки водят хоровод»

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Ознакомление детей с семейными реликвиями – старинными игрушками.

2. Помощь в оформлении мини-экспозиции, выставки детских рисунков.

3. Помощь в подготовке к развлечению «Матрёшкины развлечения».

4. Помощь в подборке стихов, частушек, загадок о матрешке, народных песен. 5. Выставка «Семейная матрешка».

Заключительный этап:

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта :

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу, является символом семьи. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства, России. Дети проявляли заинтересованное участие в образовательном проекте (интересовались новым, задавали вопросы, проявляли самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремились к проявлению творческой инициативы, взаимодействовали со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с помощью воспитателя объединялись для совместных действий, договаривались о распределении ролей и т. д.) Вручили родителям грамоты за участие в конкурсе, оформили портфолио проекта.

Публикации по теме:

«Здравствуй, зима». Познавательно-творческий проект в первой младшей группе«Здравствуй, зима». Познавательно-творческий проект в первой младшей группе Срок реализации:среднесрочный (с 09.01.17-13.02.17.) состав участников:фронтальный. Взаимодействие:воспитатель,дети 2-3 лет,родители детей.

Познавательно-творческий проект «Радужный мир» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31» Познавательно- творческий проект «Радужный мир».

Познавательно-творческий проект в средней группе ЗПР Тема проекта: «Волшебная вода». Тип проекта: информационно-исследовательский. Участники проекта: 1. Дети средней группы с ОВЗ. 2. Воспитатели.

Познавательно — творческий проект в старшей группе на тему: «Седой-седой каспий» Актуальность темы Проект «Седой-седой Каспий» может быть приурочен к Всемирному дню моря, который отмечается 29 сентября. Кто живет на.

Проект «Мини-музей «Русская матрешка» Аннотация Проект мини-музей «Русская матрешка» направлен на нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте.

Проект «Русская матрешка» Муниципальное дошкольное учреждение №4 «Лебедушка» городского округа Стрежевой Томской области. Проект Тема: Русская матрешка».

Проект в средней группе «Русская матрешка» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение муниципального образования Плавский район «Центр развития ребенка - детский сад «Теремок».

Проект «Русская Матрешка» Возрастная группа: от 2 до 3 лет ЦЕЛИ: • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке. • Приобщать родителей к развивающим играм с народной игрушкой.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Конспект занятия по мозаичной лепке в старшей группе «Русская матрешка» Тема: «Русская матрешка» Цель занятия: Привитие у детей интереса к декоративно -прикладному искусству, через знакомство с народной игрушкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно — творческий проект в старшей группе «Русская матрешка»
Опубликовано: 25 мая 2017 в 22:12
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД