Маргарита Костикова
Познавательно-творческий проект «Книга — лучший друг ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Колокольчик».
«Книга - лучший друг ребят».
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»
В. Г. Белинский.
Автор проекта : Костикова Маргарита Витальевна, воспитатель МБДОУ №5 «Радуга».
Паспорт проекта :
Название: «Книга-лучший друг ребят».
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Книга — лучший друг ребят“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2018
Участники проекта : дети подготовительной группы «Колокольчик» МБДОУ №5 «Радуга», воспитатели, учитель - логопед, родители.
Проблема – Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и развитии человека. Подвести к пониманию, того, что книга является источником знаний и для создания книги необходим труд многих людей.
Актуальность.
Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением,как основного источника знаний для развития и воспитания.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Актуальность решения этой проблемы очевидна. Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь, к книге начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Цель проекта : Воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой, способствовать стремлению получать знания через книгу.
Задачи проекта :
-Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания и обучения детей;
- Создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;
- Познакомить детей с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой;
-Познакомить детей с библиотекой, с правилами поведения в библиотеке; вызвать желание посещать библиотеку;
-Систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник знаний; учить правилам общения с книгой;
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков;
-Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;
Формы организации.
• НОД;
• Беседы;
• Чтение художественной литературы»
• Экскурсии;
• Дидактические, сюжетно-ролевые игры;
• Театрализованные игры;
• Развлечения, литературный досуг;
• Просмотр презентаций;
Виды деятельности по теме проекта
• Коммуникативная;
• Художественно – творческая;
• Восприятие художественной литературы и фольклора;
• Трудовая;
Сотрудничество с семьё й:
-Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.
-Консультации.
-Памятка для родителей.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности:
- конкурс рисунков «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой»;
- оформление самодельной книги.
Предполагаемый результат.
Внешние продукты:
1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги).
2. Пополнение библиотеки группы.
3. Выставки книг.
4. Оформление книги с детскими иллюстрациями на тему: «В гостях сказки»
Внутренние продукты:
Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг. Знать о значении книги в жизни человека.
Владеть понятием библиотека. Знать о том, что книгу нужно беречь. Увеличилось количество заученного литературного материала.
Проявление потребности, читать книги и посещать библиотеку.
Этапы реализации
I этап –
• подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;
разработка конспектов НОД, бесед;
• Подбор картин разных художников – иллюстраторов, портретов детских писателей и поэтов.
• Подбор загадок, пословиц о книге.
• Подбор книг по жанрам : детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы.
• Подготовить дидактические игры:
• «Угадай сказочного персонажа»
• «Назови произведение»;
• «Собери сказку по порядку»
• «Вспомни сказку по отрывку»,
Создание презентаций:
• «История возникновения книги»
• «Как делают бумагу»
• Организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к сюжетно-ролевым играм) «Библиотека», «Магазин Книги»
• организация выставки портретов детских писателей.
• Выставка рисунков детей на тему: «Мои любимые сказки», «Мой любимый сказочный герой»
II этап – основной (реализация проекта)
Для реализации поставленных задач были проведены такие мероприятия, как:
НОД:
1. Познавательное развитие :
Тема: «Знакомство с профессией библиотекаря». Рассматривание картины в библиотеке.
Задачи: Расширять представления детей о профессии библиотекарь, о содержании и значимости труда библиотекаря. Обогащать словарь детей за счё т новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизировать в речи детей слова: читатели, книги, журналы, иллюстрации. Воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду библиотекаря. Воспитывать бережное отношение к книгам.
2. Тема: «Путешествие в прошлое книги».
Задачи: знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики, воспитывать бережное отношение к книге.
3. Экскурсия в библиотеку ЦДК – формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки, обогащение словаря за счё т новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря;
4. Речевое развитие: Тема: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
5. Тема: Пересказ рассказа «Четыре желания» К Д. Ушинский. Знакомство с творчеством писателя.
Цель: обогащать литературный багаж, высказывать своё отношение к произведению, умение слушать, принимать участие в беседе, определять жанр произведения. Знакомство с творчеством писателя.
6. Художественное творчество (рисование)
Тема: «Моя любимая сказка»
7. Лепка
Тема: Коллективная работа по сказке «Колобок», «По щучьему велению».
8. Совместная деятельность:
«Закладка для книг»
«Книжки-малышки»
9. Беседы:
«Зачем нужны книги?
«Как создается книга?» и рассказ воспитателя о книжных профессиях (писатель, корректор, наборщик, художник, печатник, переплетчик, художник, иллюстратор). Ведь чтение книг начинается с рассматривания иллюстраций, а потом только начинаем читать и это очень важно, чтобы ребенок, глядя на картинки понимал уже сюжет.
Рассматривание репродукций на тему «Как создается книга».
Беседа: «Какие бывают книги»
Сюжетно-ролевые игры
• Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
Знакомство с сюжетно-ролевой игрой «Библиотека» через показ картин и создания мини-библиотеки в группе.
Подборка книг для библиотеки : книжки-малышки и книги для самостоятельного чтения с крупным шрифтом (короткие рассказы, сказки русские народные и зарубежных авторов в кратком изложении).
• Сюжетно – ролевая игра «Мастерская книг». В мастерской дети просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт. Делают ремонт книги под руководством воспитателя (подбирают бумагу соответствующего цвета и размера, подклеивают страницы и обложку).
Игры драматизации:
• сказки «Заюшкина избушка»,
• настольный театр «Репка», «Маша и медведь» - по желанию детей.
Литературный досуг: «Сказочный сундучок»
Развлечение: «Книга – твой лучший друг»
Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.
Организация выставки «Разнообразный мир книг»
Цель: познакомить с разными жанрами произведений (стихи, рассказы, сказки, их особенности, учить определять жанровую принадлежность произведения
Ушинский «Четыре желания»,
С. Михалков «Вовка добрая душа»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои»
Пришвин «Лисичкин хлеб»
Л. Н. Толстой «Пожарные собаки» «Косточка» «Акула»
К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и др.
А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке».
Чтение русских народных сказок и авторских сказок.
Чтение и обсуждение загадок и пословиц о книге;
Трудовая деятельность.
«Книжкина больничка» – подклеивание страниц у книг.
Работа с родителями.
1. Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: «Мой любимый сказочный герой».
2. Совместное оформление книжки-самоделки на тему: «Загадки», «Сказки»
3. Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; +записаться в библиотеку.
4. Печатная информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги», «Зачем читать книги?», «Сказки на ночь».