Папки-передвижки

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»

Лариса Кузнецова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами воды, льда.

2. Развивать: навыки анализа, сравнения, умение решать

познавательные задачи и делать выводы;

3. Воспитывать: наблюдательность, эмоционально-положительное

отношение к воде.

Материалы и оборудование:

мольберт для демонстрации сказочных иллюстраций;

изображения сказочных героев : сестрица Аленушка и братец Иванушка, Мойдодыр, Снежная Королева, Самовар

Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования „Удивительное в сказке“» размещена в разделах

прозрачный сосуд («колодец») с небольшим количеством воды, мелкие камешки;

сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля;

Словарная работа: активизация и обогащение словаря.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др., беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живет в воде".

Ход занятия:

(звучит музыка из «В гостях у сказки»)

В: Сказка по лесу идет -

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть

С нами рядышком идет.

Чтобы снова добрый злого победил,

Чтобы добрый, чтобы злого

Стать хорошим убедил!

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

В: ребята, вы любите сказки? На мольберте спрятаны изображения героев из разных сказок. Хотите отгадать хитрые загадки, открыть картинки и узнать, герои из каких сказок на них изображены?

Д: да!

В: Кто пьет воду из копытца

С тем случается беда

Превратишься ты в козленка-

Молвила ему сестра.

Д: сестрица Аленушка и братец Иванушка

В: правильно. Иванушка захотел попить из следа копытца, но там заколдованная вода. А где чистая вода, откуда можно попить?

Д. : из колодца, из крана,и т. д.

В:давайте представим, что стакан –это колодец, вот только вода в нем находится на самом дне. Как вы думаете, как можно достать воду из колодца, чтобы Иванушка напился незаколдованной воды (варианты решения проблемы детьми, воспитатель подводит детей к использованию камешков)

Опытно-исследовательская деятельность

«Как поднять воду со дна колодца»

(Участники кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв).

Делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

В: молодцы! Следующая загадка:

Не подам руки грязнулям.

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто,

До свиданья!

Д: Мойдодыр.

В: Мойдодыр решил устроить банный день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах мыльная вода для купания, а в каких чистая вода для ополаскивания. Как можно помочь Мойдодыру? Может быть у вас есть предложения (Предложения детей. Воспитатель подводит детей к использованию соломинок).

Опытно-исследовательская деятельность

«Мыльные пузыри»

Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуется мыльная пена. Воспитатель объясняет результат: молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Усилия выдыхаемого воздуха помогли образоваться мыльной пене.

В: Какие мы молодцы! Вот теперь Мойдодыр точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены) .

Послушайте следующую загадку.

Эта женщина прекрасна,

Красота её опасна.

Может взглядом погубить,

Сердце вмиг оледенить.

Вся она полна коварства,

В ледяное её царство,

Если кто - то попадёт,

То, пожалуй, пропадёт.

Кто эта красавица,

Что коварством славится?

Властная, мятежная…

Д: королева снежная

В: в каком царстве живет королева?

Д: в ледяном

В: а как получается лед?

Д: это замороженная вода!

В: давайте это проверим.

Опытно-исследовательская деятельность

«Льдинки-ходинки»

В:Потрогайте льдинку. Какая она?

Д: твердая, холодная, мокрая

В:скажите, с чем связано появление снега в природе и льда?

Д: снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды

В: во что превращается снег и лед в тепле? –

Д: в воду.

В:возьмите лед на ладошку. Что происходит с ним?

Д: от тепла тает.

В: положите его на салфетку, во что превращается лед?

Д:в воду, салфетка намокает

Вывод: лед в тепле опять превращается в воду

В: правильно, вытрите руки полотенцем. Какое время года нам поможет избавиться от снежной королевы?

Д :лето, весна.

В: Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Физминутка Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели, напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой, вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки).

В: ребята, а как капельки поднимаются на тучку?

(ответы детей)

В : правильно,в виде пара. Сейчас мы с вами это проверим, а кто нам поможет, вы должны угадать.

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет.

Д: самовар

В: Молодцы! Превращение воды в пар мы понаблюдаем с помощью термоса, он нам заменит самовар.

Опытно-исследовательская деятельность

«Капельки пара»

(Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.)

Вывод: вода при нагревании превращается в пар, а при остывании пар -в воду

В: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.

(загадывают дети)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды.)

В: Ребята, а вам понравились сказочные приключения? С вами было очень интересно, потому что вы активные, добрые и дружные. Примите в подарок книгу, которая поможет продолжить сказочные приключения (вручает книгу со сказками) .

Публикации по теме:

Анализ занятия по исследовательской деятельности .

Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные ледяные шарики» (старшая группа)Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные ледяные шарики» (старшая группа) Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные ледяные шарики» Автор: Полянская Ирина Александровна, воспитатель муниципального бюджетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»
Опубликовано: 29 января 2015 в 22:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД