Лариса Кузнецова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с физическими свойствами воды, льда.
2. Развивать: навыки анализа, сравнения, умение решать
познавательные задачи и делать выводы;
3. Воспитывать: наблюдательность, эмоционально-положительное
отношение к воде.
Материалы и оборудование:
мольберт для демонстрации сказочных иллюстраций;
изображения сказочных героев : сестрица Аленушка и братец Иванушка, Мойдодыр, Снежная Королева, Самовар
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования „Удивительное в сказке“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
прозрачный сосуд («колодец») с небольшим количеством воды, мелкие камешки;
сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля;
Словарная работа: активизация и обогащение словаря.
Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др., беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живет в воде".
Ход занятия:
(звучит музыка из «В гостях у сказки»)
В: Сказка по лесу идет -
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть
С нами рядышком идет.
Чтобы снова добрый злого победил,
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
В: ребята, вы любите сказки? На мольберте спрятаны изображения героев из разных сказок. Хотите отгадать хитрые загадки, открыть картинки и узнать, герои из каких сказок на них изображены?
Д: да!
В: Кто пьет воду из копытца
С тем случается беда
Превратишься ты в козленка-
Молвила ему сестра.
Д: сестрица Аленушка и братец Иванушка
В: правильно. Иванушка захотел попить из следа копытца, но там заколдованная вода. А где чистая вода, откуда можно попить?
Д. : из колодца, из крана,и т. д.
В:давайте представим, что стакан –это колодец, вот только вода в нем находится на самом дне. Как вы думаете, как можно достать воду из колодца, чтобы Иванушка напился незаколдованной воды (варианты решения проблемы детьми, воспитатель подводит детей к использованию камешков)
Опытно-исследовательская деятельность
«Как поднять воду со дна колодца»
(Участники кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв).
Делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
В: молодцы! Следующая загадка:
Не подам руки грязнулям.
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто,
До свиданья!
Д: Мойдодыр.
В: Мойдодыр решил устроить банный день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах мыльная вода для купания, а в каких чистая вода для ополаскивания. Как можно помочь Мойдодыру? Может быть у вас есть предложения (Предложения детей. Воспитатель подводит детей к использованию соломинок).
Опытно-исследовательская деятельность
«Мыльные пузыри»
Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуется мыльная пена. Воспитатель объясняет результат: молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Усилия выдыхаемого воздуха помогли образоваться мыльной пене.
В: Какие мы молодцы! Вот теперь Мойдодыр точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены) .
Послушайте следующую загадку.
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце вмиг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная…
Д: королева снежная
В: в каком царстве живет королева?
Д: в ледяном
В: а как получается лед?
Д: это замороженная вода!
В: давайте это проверим.
Опытно-исследовательская деятельность
«Льдинки-ходинки»
В:Потрогайте льдинку. Какая она?
Д: твердая, холодная, мокрая
В:скажите, с чем связано появление снега в природе и льда?
Д: снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды
В: во что превращается снег и лед в тепле? –
Д: в воду.
В:возьмите лед на ладошку. Что происходит с ним?
Д: от тепла тает.
В: положите его на салфетку, во что превращается лед?
Д:в воду, салфетка намокает
Вывод: лед в тепле опять превращается в воду
В: правильно, вытрите руки полотенцем. Какое время года нам поможет избавиться от снежной королевы?
Д :лето, весна.
В: Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Физминутка Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели, напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой, вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки).
В: ребята, а как капельки поднимаются на тучку?
(ответы детей)
В : правильно,в виде пара. Сейчас мы с вами это проверим, а кто нам поможет, вы должны угадать.
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет.
Д: самовар
В: Молодцы! Превращение воды в пар мы понаблюдаем с помощью термоса, он нам заменит самовар.
Опытно-исследовательская деятельность
«Капельки пара»
(Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.)
Вывод: вода при нагревании превращается в пар, а при остывании пар -в воду
В: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.
(загадывают дети)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
А солнце её припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)
(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды.)
В: Ребята, а вам понравились сказочные приключения? С вами было очень интересно, потому что вы активные, добрые и дружные. Примите в подарок книгу, которая поможет продолжить сказочные приключения (вручает книгу со сказками) .