Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»

Лариса Кузнецова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами воды, льда.

2. Развивать: навыки анализа, сравнения, умение решать

познавательные задачи и делать выводы;

3. Воспитывать: наблюдательность, эмоционально-положительное

отношение к воде.

Материалы и оборудование:

мольберт для демонстрации сказочных иллюстраций;

изображения сказочных героев: сестрица Аленушка и братец Иванушка, Мойдодыр, Снежная Королева, Самовар

прозрачный сосуд («колодец») с небольшим количеством воды, мелкие камешки;

сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля;

Словарная работа: активизация и обогащение словаря.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др., беседы на тему: "Где можно встретить воду", "Кто живет в воде".

Ход занятия:

(звучит музыка из «В гостях у сказки»)

В: Сказка по лесу идет -

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка – умница и прелесть

С нами рядышком идет.

Чтобы снова добрый злого победил,

Чтобы добрый, чтобы злого

Стать хорошим убедил!

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

В: ребята, вы любите сказки? На мольберте спрятаны изображения героев из разных сказок. Хотите отгадать хитрые загадки, открыть картинки и узнать, герои из каких сказок на них изображены?

Д: да!

В: Кто пьет воду из копытца

С тем случается беда

Превратишься ты в козленка-

Молвила ему сестра.

Д: сестрица Аленушка и братец Иванушка

В: правильно. Иванушка захотел попить из следа копытца, но там заколдованная вода. А где чистая вода, откуда можно попить?

Д.: из колодца, из крана,и т. д.

В:давайте представим, что стакан –это колодец, вот только вода в нем находится на самом дне. Как вы думаете, как можно достать воду из колодца, чтобы Иванушка напился незаколдованной воды (варианты решения проблемы детьми, воспитатель подводит детей к использованию камешков)

Опытно-исследовательская деятельность

«Как поднять воду со дна колодца»

(Участники кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв).

Делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

В: молодцы! Следующая загадка:

Не подам руки грязнулям.

Не поеду в гости к ним!

Сам я моюсь очень часто,

До свиданья!

Д: Мойдодыр.

В: Мойдодыр решил устроить банный день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах мыльная вода для купания, а в каких чистая вода для ополаскивания. Как можно помочь Мойдодыру? Может быть у вас есть предложения (Предложения детей. Воспитатель подводит детей к использованию соломинок).

Опытно-исследовательская деятельность

«Мыльные пузыри»

Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуется мыльная пена. Воспитатель объясняет результат: молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Усилия выдыхаемого воздуха помогли образоваться мыльной пене.

В: Какие мы молодцы! Вот теперь Мойдодыр точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены) .

Послушайте следующую загадку.

Эта женщина прекрасна,

Красота её опасна.

Может взглядом погубить,

Сердце вмиг оледенить.

Вся она полна коварства,

В ледяное её царство,

Если кто - то попадёт,

То, пожалуй, пропадёт.

Кто эта красавица,

Что коварством славится?

Властная, мятежная…

Д: королева снежная

В: в каком царстве живет королева?

Д: в ледяном

В: а как получается лед?

Д: это замороженная вода!

В: давайте это проверим.

Опытно-исследовательская деятельность

«Льдинки-ходинки»

В:Потрогайте льдинку. Какая она?

Д: твердая, холодная, мокрая

В:скажите, с чем связано появление снега в природе и льда?

Д: снег и лед появляется после похолодания, в результате замерзания воды

В: во что превращается снег и лед в тепле? –

Д: в воду.

В:возьмите лед на ладошку. Что происходит с ним?

Д: от тепла тает.

В: положите его на салфетку, во что превращается лед?

Д:в воду, салфетка намокает

Вывод: лед в тепле опять превращается в воду

В: правильно, вытрите руки полотенцем. Какое время года нам поможет избавиться от снежной королевы?

Д:лето, весна.

В: Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Физминутка Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели, напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой, вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки).

В: ребята, а как капельки поднимаются на тучку?

(ответы детей)

В: правильно,в виде пара. Сейчас мы с вами это проверим, а кто нам поможет, вы должны угадать.

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник —

Сам заварит, сам нальет.

Д: самовар

В: Молодцы! Превращение воды в пар мы понаблюдаем с помощью термоса, он нам заменит самовар.

Опытно-исследовательская деятельность

«Капельки пара»

(Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместить над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.)

Вывод: вода при нагревании превращается в пар, а при остывании пар -в воду

В: А теперь попробуйте отгадать загадки о различных состояниях воды.

(загадывают дети)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

А солнце её припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это (Град)

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Мы согреем самовар и над чашкой вьётся… (Пар)

(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки, и называют агрегатное состояние воды.)

В: Ребята, а вам понравились сказочные приключения? С вами было очень интересно, потому что вы активные, добрые и дружные. Примите в подарок книгу, которая поможет продолжить сказочные приключения (вручает книгу со сказками) .

Публикации по теме:

Анализ занятия по исследовательской деятельности .

Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные ледяные шарики» (старшая группа)Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные ледяные шарики» (старшая группа) Опытно-экспериментальная деятельность «Разноцветные ледяные шарики» Автор: Полянская Ирина Александровна, воспитатель муниципального бюджетного.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Удивительное в сказке»
Опубликовано: 29 января 2015 в 22:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Мастер-класс «Георгины — цветы осени»
Вот и закончилось знойное лето. Тихими, плавными, вальсирующими шагами плывёт красавица Осень. Ну что за прелесть- создал Господь эти времена года. Пришла...
Фотоотчет «XVI городской детский туристский краеведческий слет-2019»
XVI городской детский туристский краеведческий слет 2019 13 сентября в парке Победы состоялся XVI городской детский туристский краеведческий слет "Этих...
Фотоотчет «День города»
Я думаю, для многих будет секретом, что дни города, если администрация не пожелает иного пути развития, проводятся обычно усилиями креативных педагогов....