Папки-передвижки

Познавательный интерес к чтению

Горелова Евгения
Познавательный интерес к чтению
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Развитию познавательного интереса к чтению у школьников посвящено много исследований, а вот дело с проблемами развития познавательного интереса у дошкольников обстоит иначе. Большинство учёных склонны к тому, что дошкольник ещё не читатель, а слушатель, поэтому данная проблема недостаточно изучена. Другие указывают, что ребёнок, который слушает, уже относится к читателю. Мы согласимся с тем, что уже в раннем возрасте закладывается познавательный интерес к чтению. Именно поэтому дети должны ещё в дошкольном возрасте познакомиться с художественной литературой, а взрослые должны им в этом помочь.

Публикация «Познавательный интерес к чтению» размещена в разделах

Познавательный интерес – это важнейшая область общего феномена интереса. Такое определение даёт Щукина Г. И. Его предметом становится познание окружающего мира. Соответственно, интерес к чтению – это разновидность познавательного интереса. По мнению Абашиной В. В., познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Это направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Из этого следует, что стремление к познанию у детей старшего дошкольного возраста – это есть интерес к чтению.

Теперь перейдём к самому понятию чтение. Дети дошкольного возраста почти не умеют читать, но многие педагоги указывают на то, что читатель начинается с колыбели. Это проявляется в прослушивании сказок, песен, прибауток, а также рассматривании иллюстраций и перелистывании страниц в книгах. Мы считаем, что все эти составляющие являются предпосылками к чтению и проявляют познавательный интерес.

Как отмечают, многие учёные чтение развивает речь ребёнка, способствует развитию познавательного интереса и активизирует его. По нашему мнению, приобщение детей дошкольного возраста к чтению формирует эстетическое отношение к жизни, духовно-нравственным ценностям и развивает его интерес к литературе. В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте дошкольного образования прописано, что содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности в различных видах деятельности, среди которых познавательное и речевое развитие. Речевое развитие включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Следует сделать вывод, что речевому и познавательному развитию уделяется важное место в образовательном процессе.

У детей старшего дошкольного возраста в отличие от младшего дошкольного возраста расширяются границы интереса. Если младшим дошкольникам нравятся малые жанры фольклора (потешки, прибаутки, песни, то дети постарше предпочитают энциклопедии о животном, растительном мире, о природных явлениях. По нашим наблюдениям, дети этого возраста наиболее эмоциональнее воспринимают произведения. Они уже способны сопереживать героям книг, с волнением следить за сюжетом и с нетерпением ждать развязки. Как отмечают воспитатели, дети старшего дошкольного возраста любят слушать или читать произведения с длительным сюжетом, то есть постоянно возвращаться к любимым героям, ведь в этом возрасте персонажи являются их жизненными ориентирами. Дети стремятся подражать своим героям.

Стоит отметить, что важнейшей задачей воспитателей и родителей является формирование и развитие познавательного интереса к чтению. Как воспитатели, так и родители должны активно развивать этот интерес. Известны различные методы, которые способствуют развитию познавательного интереса. К ним можно отнести чтение вслух, обсуждение прочитанного произведения, рассматривание иллюстраций и рисование по прочитанным произведениям. К данным методам стоит отнести и театрализацию по прочитанным произведениям, проведение литературных викторин. Эти и другие методы являются эффективными в развитии познавательного интереса к чтению.

Чтобы развить интерес к чтению, воспитатель должен расширять кругозор дошкольника, воспитывать разностороннего и разборчивого читателя, то есть формировать готовность к умению выбрать книгу, выявлять читательский интерес с помощью опросов, проводить беседы о важности чтения. Помимо этого, воспитатель должен активно сотрудничать с родителями. Это может проявляться в форме консультаций, бесед. Как известно, большую роль в привлечении к чтению играют родители. Если дома есть место совместному чтению и чтению вслух, обсуждение прочитанного, если в семье постоянно читают, то и в детском саду ребёнок будет активно познавать мир книги. Совместная работа воспитателей и родителей приводит к эффективному развитию интереса к художественной литературе.

Чтение развивает мышление и воображение ребёнка. Когда ребёнок общается с книгой, он познаёт прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, и прежде всего он учиться думать, анализировать. Кроме того, чтение помогает ребёнку овладеть речью и пополнить свой словарный запас. В итоге мы видим, что интерес к чтению начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это значит если в раннем детстве мы не поможем развить у детей познавательный интерес к книгам, то и во взрослой жизни такого интереса не будет.

Список использованной литературы:

1. Абашина В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. – 2-е издание. Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – 137 с.

2. Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9. – с. 35-

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.

4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. : Педагогика, 1971.

Публикации по теме:

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту»Консультация для родителей «Как привить ребёнку интерес к спорту» Авторы: Ависова Надежда Петровна, Золотаренко Марина Владимировна. Как привить ребёнку интерес к физическим упражнениям, к спорту? Самое.

Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста»Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста - отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.

Познавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возрастаПознавательный интерес к истории предметного мира у детей старшего дошкольного возраста Познавательный интерес к истории предметного мира рассматривается как эмоционально-положительная направленность дошкольника на активное,.

Познавательный проект «Пожарный»Познавательный проект «Пожарный» Рано или поздно перед человеком встает проблема выбора профессии. Я обратила внимание на профессию пожарного, в настоящее время в нашей.

Консультация «Как привить интерес ребенка к лепке»Консультация «Как привить интерес ребенка к лепке» На самом деле наши дети очень любознательны и, что самое главное, очень хотят походить на нас – взрослых! Последним их желанием и нужно.

Протокол родительского собрания в младшей группе «Развиваем интерес к труду взрослых» Повестка дня: 1. Тема: ««Развиваем интерес к труду взрослых» 2. Тема: «Новый год и безопасность детей на новогодних праздниках» 3. Тема.

Консультация «Ребенок отказывается рисовать. Как привлечь его внимание и интерес к рисованию»Консультация «Ребенок отказывается рисовать. Как привлечь его внимание и интерес к рисованию» Чтобы воспитывать интерес к рисованию у детей, в первую очередь формируйте у них уверенность в себе и в своих силах. Для этого используйте.

Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Познавательный интерес к чтению
Опубликовано: 17 июня 2022 в 16:03
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательный интерес к чтению» (включая файлы) размещена пользователем Горелова Евгения (УИ 832954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД