Надежда Трач
Познавательный квест для детей старшего дошкольного возраста «Ключ здоровья»
Познавательный квест для детей старшего дошкольного возраста "Ключ здоровья"
Муниципальный конкурс методических разработок и педагогических идей среди наставнических пар
«Педагогический тандем»
номинация «Лучшее занятие в системе дошкольного образования»
Познавательный квест для детей старшего дошкольного возраста
«Ключи здоровья»
Публикация «Познавательный квест для детей старшего дошкольного возраста „Ключ здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Квест-игры в поисках Здоровья
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Старшая группа
- Темочки
авторы:
Трач Надежда Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ДС № 18 «Полянка»
г. Норильск
- 2025 -
Краткая аннотация.
Тематическое направление: Познавательный квест для детей старшего дошкольного возраста «Ключи здоровья» (физическое воспитание и формирование культуры здоровья).
Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, магнитофон, карта с изображением маршрута движения, «ключи», «волшебный» мешочек с предметами – гигиеническими принадлежностями (мыло, зубная щетка с пастой зубной, шампунь, мочалка, влажные салфетки, носовые платки, хозяйственное мыло, плакат с изображением гигиенических принадлежностей, спортивный инвентарь (мешки, обручи, мячи, кольцеброс, дуги, сундук, дипломы и медали для детей.
Используемые источники:
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни; интереса к занятиям физической культурой и спортом; создание условий для активизации познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
-образовательные: продолжать ознакомление детей с понятием «здоровый образ жизни», рассказать о важности физической активности и правильного питания для здоровья человека.
-развивающие: развивать физические качества детей (силу, быстроту, выносливость, ловкость, а так же память, внимание и мышление.
-воспитательные: воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, желание заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Этап Содержание этапа Методы, формы, приемы, виды деятельности Деятельность педагога Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Мотивационно-побудительный. Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия. Метод: словесный, наглядный, интерактивный
Форма организации: групповая.
Приемы: сюрпризный момент, поисковые вопросы,
создание проблемной ситуации.
Проблемная ситуация: «Карлсон просит о помощи»
Круговой сбор, приветствие детей : Здравствуйте, дорогие дети!
- Ребята, а вы знаете, что означает слово «Здравствуй»?
-Правильно дети, слово «здравствуй» означает, что ты желаешь здоровья тому, кого приветствуешь! Согласитесь, это очень приятно. И сегодня мы поговорим о здоровом образе жизни. Повторим слова все вместе, с которых мы начинаем свой день.
Речевка.
- Молодцы, а теперь давайте вспомним поговорки про здоровье.
Проговаривание с детьми поговорок про здоровье :
Организация проблемной ситуации:
- Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос. Кто из сказочных героев любил лечиться малиновым вареньем? Ел много плюшек и не любил заниматься спортом?
-Правильно, это Карлсон.
Приход в гости к детям сказочного персонажа Карлсона. Обозначение проблемы героя. Карлсон жалуется на здоровье :
-Здравствуйте, мои друзья!
Заболел немного я!
В гости к вам придти хотел
Сладкого я много съел
Помогите мне, ребята!
Объясните, как же быть
Что мне делать и что мне пить,
Чтоб всегда здоровым быть!
Воспитатель:
Как жаль нашего друга Карлсона, давайте поможем ему.
Герой протягивает карту страны Здоровья.
- Проснулся сегодня я и понял, что я самый больной в мире человек. Дети, вы должны стать для меня родной матерью. Смотрите, у меня есть какая-то карта, которую я отобрал у жуликов, когда играл с ними в привидение. Ничего не понимаю, здесь какие-то ключи нарисованы и сундук.
Воспитатель:
-Карлсон, дай, пожалуйста, взглянуть! Уверена, что наши дети из группы «Пчелки» справятся на раз-два!
Воспитатель резюмирует ответы детей :
Ребята, нам с Карлсоном надо пройти квест-игру. За каждый пройденный этап мы получим 5 ключей здоровья, которые помогут нам открыть таинственный сундук!
Для этого повторим все правила, чтоб всегда оставаться здоровым, бодрым и веселым.
Ответ детей.
-Молодцы, ребята, все верно.
Круговой сбор, радостное приветствие друг друга речевкой: «Я здоровый, я красивый.
Я счастливый, Я любимый.
Много у меня друзей,
В моей жизни все окей!»
Дети называют поговорки про здоровье, которые они знают:
-В здоровом теле - здоровый дух;
-Береги платье снову, а здоровье смолоду.
-Двигайся больше - проживешь дольше;
Здоровье сгубишь - новое не купишь;
-Чистая вода - для хвори беда.
После вопроса воспитателя о сказочном персонаже дают предполагаемый правильный ответ.
Радуются герою при встрече с ним и внимательно слушают его проблему.
Дети рассматривают карту вместе с воспитателем и гостем, высказывают свои предположения, что это может быть.
Дети после просьбы воспитателя повторить все правила ЗОЖ, перечисляют:
-отдых
-гигиена и закаливание
-правильное питание
-занятия спортом
-хорошее настроение Создание мотивации, включение детей в деятельность.
Организационно-поисковый. Создание проблемной ситуации, искать пути разрешения проблемной ситуации. Методы: словесный, игровой, практический, двигательный.
Форма организации: групповая.
Приемы: дидактические игры и упражнения, показ картинок по теме на интерактивной доске, поисковые вопросы, проблемная ситуация.
Вид деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная. Организует поисковую и игровую ситуации и с помощью дидактических игр и физических упражнений; закрепляет полученные знания о здоровом образе жизни.
-Ну что, готовы к испытаниям и открытиям. А ты, Карлсон, внимательно слушай нас, смотри и запоминай.
Карлсон:
Я самый внимательный в мире человек. Я готов к открытиям, Я весь во внимании.
Воспитатель:
Отлично, я открываю карту. Итак, первое задание
«Они ходят, но не спят
Всем о времени твердят
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять» (часы).
-Да, конечно это часы. Дети, для чего нам нужны часы? И зачем нам соблюдать режим дня? соблюдаете ли вы режим дня? Карлсон, а ты?
А теперь предлагаю сыграть в игру «Мой режим дня» на интерактивной доске. Посмотрите, ребята, здесь все запуталось, надо расставить все по порядку. Приглашаю тебя, Карлсон и еще одного ребенка к доске. Расставьте картинки в порядке очереди, т. е с самого утра до вечера.
- Молодцы, вы справились с первым заданием и разгадали первый секрет здорового образа жизни – это режим дня. Получите первый ключ!
-Что же дальше нам нужно сделать.
Второе задание
-Посмотрите ребята, что у нас на столе? Это волшебный мешочек. Вам хочется узнать, что находится в нем? Что бы узнать, что внутри мешочка, вы будете по очереди опускать руку и доставать по одному предмету, находящиеся в нем. Так же вам необходимо назвать, что это за предмет и для чего он нам нужен.
Игра «Чудесный мешочек» (В мешочке лежат мыло, зубная щетка с пастой зубной, шампунь, мочалка, влажные салфетки, носовые платки, хозяйственное мыло).
- Ребята, что объединяет эти предметы? Правильно, это предметы личной гигиены. Для чего они нужны человеку? А теперь, разложите предметы, которые у вас на соответствующие картинки.
(на столе плакат с разными картинками).
- Отлично, быстро справились с заданием, я вас поздравляю еще с одним ключом.
- Давайте, еще раз глянем на нашу карту, куда нам дальше идти?
Третье задание.
-Человеку нужно есть,
чтобы встать и чтобы сесть.
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!»
-Карлсон, как ты думаешь, о чем идет речь?
Карлсон смущенно бормочет:
Эммм, про варенье?
Воспитатель переадресует вопрос к детям.
Ответы детей
- Совершенно верно, правильное питание. А какое твое любимое блюдо, Карлсон?
Карлсон:
- Хм. тортики, плюшки, ватрушки и всякие вкусняшки.
Воспитатель:
-Ну, Карлсон, это не совсем полезная еда.
-Ребята, а где у нас в саду кладовая полезного питания?
-Да, вы правы, на кухне, где повара готовят нам вкусную и полезную еду. Ну что, идем на кухню, место где находится кладовая полезного питания.
Все идут на кухню. Детей встречает повар.
Повар:
- Добрый день, ребята! Ох, какой гость решил навестить наш детский сад! Добро пожаловать, Карлсон!
Карлсон:
- И я очень рад попасть в волшебный детский сад «Полянка».
Повар:
- Я знаю зачем вы пожаловали к нам, за заветным ключом! Но для начала давайте поиграем в словесную игру «Да или нет», я задаю вопросы, а вы с Карлсоном отвечаете.
-Каша вкусная еда, это нам полезно?
-Лук зеленый иногда, нам полезен дети?
-Фрукты- просто красота, это нам полезно?
-Грязных ягод иногда, съесть полезно дети?
-Овощей растет гряда, овощи полезны?
-Сок, компотик иногда, нам полезны дети?
Повар:
Молодцы, дети! Разгадали третью тайну здорового образа жизни – правильное питание, и я с удовольствием вручаю вам еще один ключ! До новых встреч!
Воспитатель:
- Поздравляю ребята, у нас уже 3 ключа, давайте дальше двигаться по карте.
Четвертое задание.
«Для здоровья важен спорт,
Чтоб болезням дать отпор.
Нужно спортом заниматься,
И здоровым оставаться!»
- Я думаю, что все уже догадались. Где мы можем найти еще один ключ?
Ответы детей.
-Конечно, покажем Карлсону спортзал, где мы занимаемся спортом, играем и резвимся.
-Вот мои маленькие спортсмены мы на месте. Карлсон, это спортзал, в котором наши дети занимаются физкультурой, чтобы быть здоровыми, сильными. Вас ждут интересные задания с препятствиями, где вы покажите свою смекалку и сноровку.
В спортивном зале детей встречает инструктор по физкультуре. В зале расставлены спортивные снаряды для проведения «Полосы препятствий». Инструктор по физкультуре совместно с воспитателем проводит упражнения. При отсутствии инструктора воспитатель проводит все сам.
- Предлагаю вам по очереди одеть на ноги мешки и прыгать из обруча в обруч до самого флажка.
Умницы, было очень весело! Дальше встанем в круг и будем передавать мяч над головой из рук в руки.
Молодцы, все идет по плану! А теперь возьмем кольца и будем усердно пытаться попасть в цель.
Ура! Все отлично! И последнее, пожалуй, самое сложное для Карлсона, надо проползти под дугой и бегом вернуться обратно.
Карлсон:
- Я справлюсь обязательно!
Инструктор по физкультуре (или воспитатель) :
-Какие же вы быстрые и ловкие! Карлсон и ты молодец, справился на ура! Вы разгадали четвертый секрет здорового образа жизни – это активный образ жизни, занятия физической культурой. Возьмите еще один ключ, вы его заслужили!
-Дети, нам осталось найти последний ключ! Я зачитаю пятое задание, а вы угадайте, где волшебный ключик.
Пятое задание:
«Вы ребята – Пчелки
В нашем садике родном,
Очень дружно все живем!
Мы танцуем и поем
Вот как весело живем!»
- Правильно дети, ключик спрятан в музыкальном зале!
Все идут в музыкальный зал.
(Эту часть игры также можно провести совместно с музыкальным руководителем)
-Вот мы и пришли. Ребята, хорошее настроение, позитивный настрой тоже неотъемлемая часть здорового образа жизни. И здесь, в музыкальном зале наш волшебный ключик. Я предлагаю вам с Карлсоном сыграть в игру «Холодно-горячо». Правила игры: Карлсон и вы закрываете глаза, и по моей команде начинаете искать ключ.
-Ура, Я так рада, что вы, ребята, и Карлсон так быстро справились с заданием. Вы большие молодцы, нашли заветный ключ.
- Ой, ребята, а что это у нас под елью? Вы видели раньше такой сугроб в музыкальном зале? Давайте подойдем поближе и посмотрим. А сугроб совсем не холодный…Это сундук! Да, дети вот, что мы искали! У нас есть ключи, один из которых сможет открыть этот сундук.
Карлсон предоставляю эту возможность тебе!
-Что же находится в сундучке? Ах, это медали нашим маленьким здоровякам и дипломы за участие в этой квест-игре!
Дети рассматривают карту страны здоровья, знакомятся с условиями заданий. Согласны разрешить со сказочным персонажем и воспитателем проблемные ситуации;
Вступают в диалог с воспитателем, отгадывают загадки.
Дети приступают к решению задач в игровой ситуации.
Выполняют задание на интерактивной доске.
Воспитанники поочередно достают из мешочка предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они необходимы для человека. Затем расставляют наглядности на плакат с картинками.
Дети включаются в игровую ситуацию.
Ответы детей на вопросы воспитателя.
Варианты решения задания, совместная поисковая деятельность.
Ответы детей.
Дети нацелены на дальнейшую поисковую деятельность.
Ответы детей на вопросы повара - отвечают дружно утвердительно
или отрицательно, выявляя познавательный интерес.
Ответы детей.
Совместно с воспитателем ищут следующий пункт и знакомятся с заданиями вместе с Карлсоном в спортзале.
Приступают к решению физически активных заданий в игровой форме в спортзале с использованием спортивного инвентаря: мешки, обручи, мяч, дуги.
Совместно с воспитателем разгадывают последнее задание. Дети нацелены на успешный результат начатой игры.
Активно участвуют в игре «Холодно-горячо», демонстрируя свои поисковые навыки, ориентируясь в определенном направлении при помощи подсказок воспитателя. Находят последний ключ.
Активизировать знания детей о правильном образе жизни;
побудить вступить в диалог.
Желание детей соблюдать режим дня, отдыхать на свежем воздухе.
Привить правильную привычку следить за собой (соблюдение ежедневных гигиенических процедур).
Закрепление знаний о полезной еде и ее пользе.
Развитие физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, ориентир, выносливость
Заинтересованность детей в доведении начатой игры до конца. Достижение цели.
Рефлексивно-корригирующий. Обобщить полученные детьми и главным героем знания.
Закрепить знания о пользе режима дня, физической нагрузки, правильного питания, хорошего настроения.
Подведение итогов деятельности. Методы.
словесный: обобщающая беседа,
игровой.
Форма организации: групповая.
Вид деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Подведение итогов совместной деятельности с детьми с помощью вручения дипломов и флеш-моба танца-разминки «Буги-Вуги».
Позвольте наградить вас этими памятными дипломами и медалями.
- Ребята, надо чаще улыбаться, радоваться жизни, не огорчаться по пустякам, петь, танцевать, правильно питаться, следить за внешним видом, заниматься спортом. И в завершении нашей игры, хочу предложить веселый флеш-моб «Буги-Вуги»
Карлсон:
- Да, ребята, я многое понял. Теперь я буду придерживаться всех 5 правил здорового образа жизни. Спасибо вам ребята, мне очень было приятно с вами. Буду заниматься спортом и правильно питаться…ну иногда можно плюшки с чаем и вареньем…можно -O-
Ответы детей
Карлсон:
- Ну, все, мне пора. До новых встреч, пчелки! Пока - пока.
Воспитатель:
- Ребята, Карлсон улетел и вернется может быть скоро, но, чтобы просто навестить нас! Спасибо всем за активное участие! Помогать другим и делиться знаниями это благое дело, Молодцы! Дети активно участвуют вместе с героем в танце-разминке «Буги-Вуги», развивая гибкость, координацию движений под музыкальное сопровождение.
Закреплены знания детей о здоровом образе жизни : режим дня, гигиена и закаливание, правильное питание, спорт, позитивный настрой. Позитивное завершение квест-игры под музыкальное сопровождение.
Развитие двигательной активности в такт с музыкой.
Обобщение полученных знаний, положительный эмоциональный настрой всех участников игры.