Елена Дмитриева
Познавательный проект по финансовой грамотности «Ярмарка купли-продажи и обмена»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Трудно не согласиться с тем, что работу по формированию основ финансовой культуры необходимо начинать именно в дошкольном детстве, т. к. правильное представление о финансовом мире, бережливость и деловитость помогут дошкольнику стать самостоятельным и успешным взрослым человеком, принимающим грамотные решения во взрослой жизни, даст возможность строить социальные отношения в соответствии с правилами партнёрства и сотрудничества. К такому выводу я пришла в результате работы над темой по самообразованию «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников – одно из условий развития детей в современном обществе».
Публикация «Познавательный проект по финансовой грамотности „Ярмарка купли-продажи и обмена“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
После изучения основных аспектов данной проблемы был составлен план работы по формированию предпосылок финансовой грамотности на учебный год для детей 5-6 лет, в котором нашли отражение самые актуальные и доступные для данного возраста темы:
Труд и продукт труда
Разговор о деньгах
Покупаем, продаём, обмениваем
Как тратить разумно, сберегать и экономить
Учимся занимать и отдавать долги
Учимся планировать
Богатство и бедность
Конечно, новые знания ребята закрепляли прежде всего в играх. Для сюжетно-ролевых игр ребята с удовольствием делали деньги, изготавливали кошельки в технике оригами. Для обогащения развивающей среды в группе был изготовлен банкомат, и мы стали использовать в качестве платёжного средства банковские карты.
Возникла неожиданная проблема – все дети хотели быть продавцами и появилась необходимость проведения с детьми специального мероприятия для применения новых умений и знаний, более серьёзного, чем игра.
Я предложила детям пригласить гостей для проведения ярмарки, в ходе которой можно было бы продавать и покупать товары. Но первый же вопрос «Что такое ярмарка?» поставил детей в тупик, о ярмарке знали только то, что там были карусели. Однако моё предложение понравилось, и мы решили, что постараемся узнать про ярмарку как можно больше и тогда сумеем провести ярмарку в лучших традициях русского народа.
Характеристика проекта
Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников через организацию ярмарки купли-продажи и обмена
Задачи:
• Знакомить детей с традициями русской ярмарки;
• Закреплять у детей понятия: купля-продажа, обмен, товар, цена, реклама, продавец, покупатель;
• Формировать предпосылки финансовой грамотности, учить применять полученные знания в специально созданных условия:
• Развивать стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность;
• Развивать познавательный интерес, экономический кругозор;
• Развивать самостоятельность и инициативу в трудовой деятельности и в реализации продуктов своего труда;
• Воспитывать уважение к труду и продуктам труда.
Вид проекта: познавательный, коллективный, среднесрочный (1 месяц)
Тип проекта: познавательный, информационно-творческий
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию
Описание способа решения проблемы:
1. Интегрированный подход
2. Деятельностный подход
3. Субъектный подход (у детей создаются условия для личностного роста)
Методы реализации проекта:
- игровые (дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры)
- словесные (беседы, объяснение, рассказ взрослого, чтение худ. произв., разбор пословиц, применение словесной рекламы)
- наглядные (рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, работа с видеопрезентацией)
- практические (изготовление товара детьми с помощью родителей, худ. творчество)
Принципы:
1. Принцип прогностичности – знания дают возможность предсказать ход событий: «Зачем нам это нужно?»
2. Принцип пошаговости – плавный переход от одного шага к следующему (структурирование)
3. Принцип продуктивности – ориентация на получение продута (ярмарки)
Содержание проекта
1. Целеполагание – помочь детям заметить проблему (некому быть покупателями в ходе сюжетно-ролевой игры «Магазин», предложить выход – устроить ярмарку, чтобы на неё можно было пригласить детей из другой группы
2. Разработка проекта:
Подбор материалов для изучения истории русской народной ярмарки;
3. Реализация проекта - разработка вопросов:
«Когда, где и зачем на Руси проводили ярмарки?»
• Просмотр мультфильма «Весёлая ярмарка», презентации «Как появились ярмарки»
• Беседа «Как и где нужно устраивать ярмарку в детском саду»
«Как была устроена продажа и покупка товаров?»
• Беседа - сравнение традиционной русской ярмарки с современной торговлей
• Как лучше организовать куплю-продажу товаров на нашей ярмарке – обсуждение с детьми в группе.
• Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» с решением проблемных ситуаций
«Какие товары привозили на ярмарку для продажи и покупки? Кто были производители товаров?»
• Беседа «Какими товарами мы можем торговать в ходе ярмарки»
• Индивидуальные задания детям: придумать вместе с родителями, какой товар они будут производить, как будут оформлять и упаковывать
• Беседы с родителями «Выбор и изготовление вместе с ребёнком товара для продажи»
• «Зазывалки» или «Заклички» для продавцов – воспитатель
«Как была организована реклама?»
• Была ли реклама на ярмарке и какая?
• Предложить детям вместе с родителями придумать рекламу своего товара в любой форме;
• Чтение сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал», просмотр мультфильма, обсуждение с детьми основной идеи произведения;
• Дидактическая игра «Похвали свой товар»;
• Заучивание «закличек» - индивидуальная работа с детьми - воспитатель
• Беседы с родителями о форме изготовления рекламы и сроках, о необходимости посильного участия ребёнка (советы – какое участие ребёнок может принимать в изготовлении рекламы);
• Изготовление воспитателем афиши с приглашение на ярмарку и рекламой;
«В каких нарядах, с каким настроением отправлялись на ярмарку?»
• «Без бани и торг не торг» - беседа
• Фрагмент репродукции «Ярмарка в Муроме»
• Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением русских народных костюмов, обсуждение различий в повседневной и праздничной одежде;
• Раскрашивание русских сарафанов с городецкой и хохломской росписью;
• Подвижная игра «Кто быстрее приедет на ярмарку»
• Обсуждение с детьми вопроса – кого пригласим на ярмарку? как организуем приглашение?
• Размещение афиши с приглашением и рекламой в раздевалке
• Изготовление пригласительных билетов для сотрудников д/с и детей группы «Полянка» с воспитателями
«Какие развлечения пользовались спросом? Какие герои развлекали публику?»
• Знакомство с репродукциями картин Б. Кустодиева «Балаганы», «Ярмарка», рассматривание, обсуждение
• Разучивание песни «Ярмарка», дразнилок, музыкальной игры «Горелки с платочком», хоровода - на муз. занятиях
• Кукольный театр – самостоятельные игры
• Составление сценария, выбор оформления, костюмов – воспитатели, совместно с музыкальным руководителем
«Как заканчивалась торговля, с какими покупками возвращались домой?»
• Обсуждение вариантов завершения ярмарки, организации чаепития в группе
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (вариант с «покупками»
• Беседа с родителями воспитанников о правильном отношении к первому заработку ребёнка
4. Проведение ярмарки купли-продажи и обмена
5. Обсуждение и подведение итогов ярмарки с детьми, с родителями воспитанников, коллегами
6. Презентация опыта работы по проекту для педагогов д/с, района