Лучший педагог года

Практическая работа «Профилактика и снижение эмоционального выгорания»

Горобий Галина
Практическая работа «Профилактика и снижение эмоционального выгорания»

Актуальность.

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Публикация «Практическая работа „Профилактика и снижение эмоционального выгорания“» размещена в разделах

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией" : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Причины возникновения эмоционального выгорания у педагогов :

• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

• несоответствие результатов затраченным силам;

• ограниченность времени для реализации поставленных целей;

• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

• большие нагрузки;

• ответственность перед начальством, родителями;

• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение эмоционального выгорания :

• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с руководством (функция – защитная)

• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

• окончание учебного года.

Цель: профилактика и снижение эмоционального выгорания педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

• Знакомство с понятием эмоционального выгорания;

• Ознакомить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;

Профилактика и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов;

• Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Ход тренинга.

Приветствие.

Мы рады вас приветствовать сегодня здесь.

— Эпиграфом к сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор» :

— Поговорим? — О чем?

— О разном и о прочем. О том, что хорошо, И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты. А что-то мне известно.

Поговорим? — Поговорим.

Вдруг будет интересно.

Тема нашего тренинга посвящена "Профилактике и снижению эмоционального выгорания педагога".

Тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание и вообще как вы думаете, что это такое? (ответы)

Внимание на экран.

Презентация.

Тест: «Эмоциональное выгорание педагогов» на определение уровня «выгорания».

Что вы ожидаете от нашей практической работы? (ответы)

А чтобы работа шла максимально продуктивно для нас, чтобы суметь раскрыться, важно сформировать доверительное отношение друг к другу.

Итак, мы начинаем.

1. Групповая игра «Здравствуй, друг!»

Цель: Разминка. Снятие эмоционального напряжения, раскрепощение участников группы.

И для начала мы предлагаем вам выразить друг другу радость встречи.

Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего. Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, мы предлагаем поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга"

Ведущий проговаривает, участники сопровождают движениями и повторяют:

"Здравствуй, друг! " (здороваются за руку)

"Как ты тут? "(похлопывают друг друга по плечу)

"Где ты был? " (теребят друг друга за ушко)

"Я скучал! " (складывают руки на груди в области сердца)

"Ты пришел! " (разводят руки в сторону)

"Хорошо! "(обнимаются)

2. Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)

Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.

Материал: мяч

Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.

3. Упражнение "Тест геометрических фигур".

Цель: самодиагностика, выявление положительных и отрицательных качеств своего характера.

Материал: геом. Фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, зигзаги, треугольники)

Инструкция. Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, нетерпеливость.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям., Аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность.

4. Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций (один из способов регуляции психоэмоционального состояния).

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Инструкция: Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

«Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

5. Упражнение "Лимон"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Данное упражнение поможет вам обеспечить адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный выход из неё.

6. Упражнение «Я в лучах солнца»

Цель: самоопределение, рефлексия, применение приема самовнушения.

«Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния, это самовнушение и самопоощрение. Так что хвалите себя в течение рабочего дня почаще. Хвалите себя даже за маленькие успехи».

Инструкция: «Нарисуйте солнце с тремя лучиками. В середине напишите свое имя. У каждого лучика напишите 3 положительные качества своего характера».

Участники работают под приятную мелодичную музыку.

Заберите с собой ваше солнышко и повесьте его на видное место. Дорисовывайте лучи и дописывайте свои положительные качества: так, как самоподержка является необходимым способом для регуляции своего эмоционального состояния.

А мы переходим к завершающему упражнению нашего тренинга.

7. Упражнение «Ресурсный мешочек»

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.

Каждому из вас мы собрали ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.

Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует.

Кардамон - укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.

Корица - избавляет от чувства одиночества и страха.

Сейчас мы предлагаем вам взять по одному ресурсному мешочку себе на память, и пусть этот мешочек принесёт именно то, чего вам больше всего не хватает.

А закончить нашу с вами встречу мы хотим притчей.

Притча о колодце

Однажды осёл упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осёл мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот:

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Запомните шесть простых правил (в презентации) :

1. Определите для себя краткосрочность и долгосрочность целей;

2. Используйте «тайм-ауты», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдыхайте от работы);

3. Уйдите от ненужной вам конкуренции;

4. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете;

4. Поддерживайте хорошую физическую форму;

5. По ночам спите, а не работайте;

6. И помните выбор всегда за нами.

Спасибо за совместную работу. Желаем удачи и хорошего настроения!

Рефлексия.

Обсуждение в кругу: насколько обогатились ваши знания о способах и методах снятия психоэмоционального напряжения в процессе взаимодействия с участниками нашей практической работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Тренинг для воспитателей «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг для воспитателей. Цели: 1. Познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание";.

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: 1. Создать положительный эмоциональный настрой; 2. Знакомство с.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся: - люди, перегруженные ответственностью,.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Профилактика эмоционального выгоранияТренинг для педагогов Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Психологический практикум «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов,.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическая работа «Профилактика и снижение эмоционального выгорания»
Опубликовано: 25 марта 2019 в 16:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД