Приложение МААМ

Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»

Елена Бебякина
Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Знакомить родителей с различными формами общения ребёнка.

2. Дать рекомендации по организации общения с дошкольником в процессе познания.

3. Создать условия для применения полученных знаний на практике.

Ход консультации:

Ребёнок рождается на свет с готовой потребностью в общении. Первая форма общения ребёнка была названа ситуативно-личностной. Сначала это выглядит как ответ на воздействия взрослого: мать смотрит на ребёнка, улыбается, разговаривает с ним, он в ответ тоже улыбается, машет ручками и ножками. Потребность во внимании взрослого первая и основная потребность в общении – остаётся у ребёнка на всю жизнь. В младенческом возрасте удовлетворить эту потребность очень просто. Нужно чаще улыбаться ребёнку, разговаривать с ним, ласкать его. Если же на первом году жизни ребёнок не получает достаточно внимания от близких, это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте неудовлетворённую потребность во внимании взрослых бывает очень трудно.

Публикация «Практическое занятие для родителей „Организация общения с ребёнком в процессе познания“» размещена в разделах

Во втором полугодии жизни при нормальном развитии ребёнка внимания взрослого ему уже недостаточно. Малыша начинает притягивать к себе не столько сам взрослый, сколько предметы, его окружающие. Это происходит потому, что в этом возрасте складывается новая форма общения ребёнка с взрослыми - ситуативно-деловая – и связанная с ним потребность в деловом сотрудничестве.

Эта форма общения отличается от предыдущей тем, что взрослый нужен и интересен ребёнку не сам по себе, не своим вниманием, а тем, что у него есть разнообразные предметы и он умеет что-то с ними делать.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения с взрослым, который существенно отличается от двух предыдущих. Взрослый и ребёнок уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходят за её пределы. Предметом общения ребёнка с взрослыми могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Например, ребёнок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошёл, о птицах, которые улетели в тёплые страны, об устройстве машины. Данное общение носит название - внеситуативное.

Существуют две формы внеситуативного общения: познавательная и личностная.

Личностная форма общения возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети предпочитают разговаривать с взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей.

Но сегодня мы поговорим с вами о познавательном общении, которое складывается у ребёнка примерно к 4-5 годам. Явным свидетельством появления у ребёнка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому.

Для выяснения способности ребёнка к познавательному общению подходит беседа по поводу прочитанной книжки, в которой содержатся новые для ребёнка знания – о машинах, животных, птицах, явлениях природы. Эта беседа должна строиться не как пересказ того, что запомнил ребёнок или что он понял, а как обсуждение прочитанного. В беседе в равной мере должен участвовать как взрослый, так и его младший собеседник. Необходимо наблюдать, насколько увлечён ребёнок. Задаёт ли он вопросы, рассказывает ли он о своих познаниях, как долго он может разговаривать с взрослым, не меняя тему разговора и не отвлекаясь на посторонние предметы. Если ребёнок не проявляет интереса к содержанию книжки, смотрит по сторонам, стремится поскорее закончить беседу, возможно, его познавательные интересы ещё не развиты, познавательная форма общения с взрослым ему не по плечу.

Здесь важно, что значение эмоционально-тёплых, живых отношений с взрослыми для развития ребёнка состоит в том, что возникает общее смысловое поле, в котором зарождается собственное отношение ребёнка к новым для него областям действительности.

Действие должно осуществляться в контексте значимых для ребёнка мотивов и быть осмысленно как своё собственное, а не навязанное. Поэтому очень важно, чтобы предмет будущей деятельности ребёнка был выразительно представлен через взрослого.

Упражнение 1 «Интересный предмет».

Участникам предлагается разбиться на пары. Каждая пара берёт карточку с изображением предмета или его названием. Необходимо придумать и продемонстрировать беседу с ребёнком, превращающую обычный предмет в интересный для ребёнка.

Обсуждение упражнения:

Участники, изображающие «детей» обсуждают, интересно ли было в беседе «родителем», что особенно заинтересовало, какие приёмы взяли бы при беседе со своим ребёнком.

Вывод: Родитель должен не просто сообщать интересные сведения, а стараться включить ребёнка в разговор, сделать его равноправным участником беседы, стимулировать вопросы детей. Важно поддерживать и поощрять любую познавательную активность детей, хвалить за интересные вопросы, обязательно отвечать на них.

Во время выполнения задания успех ребёнка в усвоении новых знаний в большой мере зависел от того, насколько удалось заинтересовать ребёнка, мотивировать его.

Однако в упражнении брали предметы изучения, интересные в познавательном отношении. Но часто в процессе школьной жизни ребёнку приходится заниматься не слишком интересной деятельностью (например, письмо в прописях, решение длинных столбиков примеров). Как же заинтересовать ребёнка подобной деятельностью. Чтобы понять это, проводится следующее упражнение.

Упражнение 2.

Участники делятся на пары. Справа - взрослые, слева – дети. Ребёнок под руководством взрослого должен нарезать из бумаги одинаковые полоски.

Полоски должны быть ровными, темп деятельности ребёнка должен быть быстрым.

1. Необходимо заинтересовать ребёнка данной деятельностью (Например сказать: «Сейчас мы с вами откроем макаронную фабрику»).

2. Показать способ выполнения деятельности (Как лучше сделать, чтобы полоски были одинаковые и ровные).

3. Необходимо поддерживать интерес ребёнка (Хвалить ребёнка за успех, подбадривать, следить, чтобы задание выполнялось качественно).

4. Реакция взрослого на работу ребёнка должна быть эмоциональной.

Обсуждение упражнения: Интересно было ребёнку? Что у взрослого вызвало наибольшее затруднение? Что мешало, что помогало в работе?

Вывод: Ребёнку сложно выполнять монотонную, неинтересную работу. Но если взрослый покажет свою заинтересованность, всё объяснит, будет поддерживать и поощрять ребёнка, любое задание станет по плечу.

В организации познавательного общения значимо также умение ребёнка работать в команде, удерживать общую цель, придерживаться правил выполнения задания. Это приобретает особое значение с началом учебной деятельности.

Следующее упражнение поможет понять значение этих навыков в организации познавательной деятельности детей.

Упражнение 3. «Конструктор».

Участники игры берут на себя роли (На листах бумаги указаны роли: архитектор, прораб, строитель 1, строитель 2, строитель 3, строитель 4, кладовщик 1, кладовщик 2)

Архитектор – рисует проект, описывает его.

Прораб – руководит строительством.

Строители 1, 2, 3, 4 – строят здание.

Кладовщик 1 – выдаёт детали с одной ячейкой, кладовщик 2 – с двумя ячейками.

Правила строительства:

1. Кладовщикам давать детали только по просьбе строителя и только по одной.

2. Строителям не вмешиваться в работу других строителей, если есть замечания – обращаться к прорабу.

3. Все детали должны быть задействованы.

4. Прораб может подсказывать, задавать ход стройки, оценивать проделанную работу.

Обсуждение упражнения: Какие трудности у вас возникли? С чем они, по вашему мнению, связаны?

Вывод: Большое значение для познавательной деятельности имеет умение и готовность ребёнка работать сообща.

Итог занятия: Мы выполнили разные упражнения. Чему они нас научили?

Во-первых, любой деятельностью необходимо ребёнка заинтересовать.

Во-вторых, необходимо поддерживать интерес.

Например, в ситуации возникновения неуспеха интерес может угаснуть, появиться страх перед возможной ошибкой. Поэтому необходимо поддерживать ребёнка в любой ситуации, не ругать за неудачи, хвалить за успехи, не предъявлять завышенных требований.

В-третьих, учить считаться с мнением других, работать в команде.

Литература: Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком. Как?/ ТЦ СФЕРА 2007 г.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 18:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое занятие для родителей «Организация общения с ребёнком в процессе познания»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бебякина (УИ 189209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД