Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами

Екатерина Черноусова (Фефилова)
Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами

Примерные игры и упражнения, используемые на первом этапе работы над предлогами – упражнение детей в правильном употреблении в речи падежных конструкций без предлогов и расширение, активизация, уточнение объёма словаря.

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса происходит через ознакомление с окружающим миром за счёт развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.

Формирование готовности ребёнка к формоизменению существительных и расширению объёма словаря включает в себя задания по различению форм существительных ед. ч. и мн. ч., глаголов ед. ч. и мн. ч. настоящего и прошедшего времени, употреблению существительных в В. п., Р. п., Д. п., Т. п. без предлогов. Одновременно идёт работа над развитием психических процессов - вниманием, памятью, мыслительными операциями.

*«Какого овоща не стало?»

Цель: активизировать словарь по теме «Овощи», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного числа в Р. п., развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: овощи, поднос.

Словарь: перец, морковь, свёкла, луковица, кочан капусты, чеснок, кабачок, огурец, помидор.

Ход:

На столе – поднос с овощами. Ребёнок рассматривает и называет овощи.

-А сейчас закрой глаза.

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает один (или два) овоща.

-Открой глаза и посмотри, какого овоща не стало.

Ребёнок называет, чего не хватает на блюде: «Не стало морковки». Если ребёнок справляется с заданием, то можно убирать по два овоща, тогда ребёнок составляет предложение: «Не стало морковки и перца».

*«Весёлые картинки».

Цель: активизировать словарь, упражнять детей в употреблении существительных в Р. п., развивать зрительное восприятие и внимание.

Оборудование: картинки с предметами с недостающими деталями.

Ход игры:

Взрослый показывает картинки с предметами с недостающими деталями, дети составляют предложения: «У стола нет ножки».

*«Чего много в магазине?», «Чего у тебя нет?»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в Р. п.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Взрослый и ребёнок садятся на стулья напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и даёт задание: «Договори предложение: «У меня одно яблоко, а в магазине много … .»

Словарь: абрикос, яблоко, банан, мандарин, апельсин, слива, арбуз. Ребёнок договаривает предложение.

Затем взрослый бросает мяч ребёнку и даёт следующее задание: «Договори предложение: «У меня яблоко, а у тебя нет …. .»

Словарь: абрикос, яблоко, банан, мандарин, апельсин, слива, арбуз, виноград, груша.

*«Чем угостишь друга?»

Цель: активизировать словарь по теме «Овощи» и «Фрукты», закрепить в речи правильное употребление существительных в Т. п., развивать

Словарь: лимон, апельсин, яблоко, банан, морковь, свёкла, киви, огурец, лук, чеснок, капуста, персик, слива, помидор, груша.

Оборудование: мешок, фрукты и овощи.

Ход игры:

- Ребята, у каждого из вас есть друг. А вы любите угощать своих друзей чем-нибудь вкусным и полезным?

- Сейчас мы с вами будем ощупывать фрукт или овощ в волшебном мешке, и, не доставая предмет из пакета, определять его название.

- Назови, что у тебя? - «У меня апельсин».

- Давайте проверим.

- Составь предложение – Чем ты угостишь друга?

- «Я угощу друга апельсином».

*«Вкусное варенье».

Цель: уточнить и активизировать словарь по темам «Ягоды» и «Фрукты», закрепить в речи согласование относительных прилагательных с существительными в Т. п.

Оборудование: варенье из ягод, фруктов.

Ход игры:

- А ёще ваши мамы хотят угостить вас вареньем, закрывайте глаза, угадайте, какое варенье вы попробовали и составьте предложение: «Меня угостили малиновым вареньем».

Словарь: из черники, морошки, брусники, клубники, абрикоса, сливы, яблока, малины.

*«Чем ты играл?»

Цель: активизировать словарь по теме «Игрушки» и «Одежда», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в Т. п., развивать зрительное восприятие и внимание, мыслительные операции.

Ход игры:

По комнате разбросаны игрушки и предметы одежды. Взрослый садится на стул, берёт в руки коробку и говорит ребёнку: - Ты играл целый день, а теперь давай наведём к комнате порядок. Приноси и складывай в коробку только игрушки, составляя предложение: «Я играл машинкой».

После того, когда ребёнок принесёт все игрушки, взрослый спрашивает:

- Посмотри внимательно, что осталось на ковре и принеси мне эти предметы.

Ребёнок приносит маме предметы одежды и перечисляет их название: шорты, носки, футболка.

– Назови эти предметы одним словом.

Ребёнок отвечает: «Это одежда».

*«Попробуем пюре».

Цель: активизировать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты», закрепить в речи согласование относительных прилагательных с существительными в Т. п.

Оборудование: на блюдцах пюре из овощей и фруктов.

Словарь: банановое, грушевое, морковное, персиковое, яблочное, картофельное, свекольное.

Ход игры:

- Мамы приготовили для вас пюре из овощей и фруктов. Сейчас я буду вас угощать пюре, а вы закрывайте глаза и угадывайте название, составляя предложение: «Меня угостили картофельным пюре».

*Совместное творчество родителей с детьми – аппликация «Блюдо с фруктами и овощами».

Цель: упражнять детей в правильном употреблении существительных в В. п., в правильном согласовании прилагательных с существительными, развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук, создать эмоциональный контакт родителей с ребёнком.

Ход:

- И ребята приготовили для мам подарок, вот такое блюдо мы наполним фруктами и овощами, которые приготовили дети совместно с родителями, используя различный материал.

- Ребята, возьмите ваши фрукты и овощи.

Логопед по очереди вызывает детей и просит показать фрукт или овощ.

- Никита, что у тебя?

- «У меня зелёное яблоко».

- Договори моё предложение: «Вы с мамой использовали …. .» (манную крупу).

Публикации по теме:

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Особую сложность.

Тематический план по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР На основе программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и методик О. С. Яцель, Т. А. Ткаченко,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами
Опубликовано: 7 января 2015 в 14:44
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

Фотоотчёт «Мир моих увлечений»
Мир моих увлечений Моё увлечение национальным костюмом нашло меня само! Соседка по лестничной площадке обратилась ко мне с просьбой починить рубаху от...
Детский мастер-класс по объёмной аппликации ко Дню Матери «Птичка и её птенчик»...
Мастер-класс по объёмной аппликации с использованием бросового материала выполнен Марьяной и Полиной. Назначение:подарок для мамы к празднику. Материал...
Видео, фотоотчёт и сценарий фестиваля-конкурса «Дружбовидение-2019 в ДОУ»
Ход мероприятия Выходит ведущий. Дорогие наши гости! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном музыкальном зале и приглашаем...