Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами

Екатерина Черноусова Фефилова
Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами

Примерные игры и упражнения, используемые на первом этапе работы над предлогами – упражнение детей в правильном употреблении в речи падежных конструкций без предлогов и расширение, активизация, уточнение объёма словаря.

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса происходит через ознакомление с окружающим миром за счёт развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.

Формирование готовности ребёнка к формоизменению существительных и расширению объёма словаря включает в себя задания по различению форм существительных ед. ч. и мн. ч., глаголов ед. ч. и мн. ч. настоящего и прошедшего времени, употреблению существительных в В. п., Р. п., Д. п., Т. п. без предлогов. Одновременно идёт работа над развитием психических процессов - вниманием, памятью, мыслительными операциями.

*«Какого овоща не стало?»

Цель: активизировать словарь по теме «Овощи», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного числа в Р. п., развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: овощи, поднос.

Словарь: перец, морковь, свёкла, луковица, кочан капусты, чеснок, кабачок, огурец, помидор.

Ход:

На столе – поднос с овощами. Ребёнок рассматривает и называет овощи.

-А сейчас закрой глаза.

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает один (или два) овоща.

-Открой глаза и посмотри, какого овоща не стало.

Ребёнок называет,чего не хватает на блюде: «Не стало морковки». Если ребёнок справляется с заданием, то можно убирать по два овоща, тогда ребёнок составляет предложение: «Не стало морковки и перца».

*«Весёлые картинки».

Цель: активизировать словарь, упражнять детей в употреблении существительных в Р. п., развивать зрительное восприятие и внимание.

Оборудование: картинки с предметами с недостающими деталями.

Ход игры:

Взрослый показывает картинки с предметами с недостающими деталями, дети составляют предложения: «У стола нет ножки».

*«Чего много в магазине?», «Чего у тебя нет?»

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в Р. п.

Оборудование: мяч.

Ход игры:

Взрослый и ребёнок садятся на стулья напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и даёт задание: «Договори предложение: «У меня одно яблоко, а в магазине много … .»

Словарь: абрикос, яблоко, банан, мандарин, апельсин, слива, арбуз. Ребёнок договаривает предложение.

Затем взрослый бросает мяч ребёнку и даёт следующее задание: «Договори предложение: «У меня яблоко, а у тебя нет …. .»

Словарь: абрикос, яблоко, банан, мандарин, апельсин, слива, арбуз, виноград, груша.

*«Чем угостишь друга?»

Цель: активизировать словарь по теме «Овощи» и «Фрукты», закрепить в речи правильное употребление существительных в Т. п., развивать

Словарь: лимон, апельсин, яблоко, банан, морковь, свёкла, киви, огурец, лук, чеснок, капуста, персик, слива, помидор, груша.

Оборудование: мешок, фрукты и овощи.

Ход игры:

- Ребята, у каждого из вас есть друг. А вы любите угощать своих друзей чем-нибудь вкусным и полезным?

- Сейчас мы с вами будем ощупывать фрукт или овощ в волшебном мешке, и, не доставая предмет из пакета, определять его название.

- Назови, что у тебя? - «У меня апельсин».

- Давайте проверим.

- Составь предложение – Чем ты угостишь друга?

- «Я угощу друга апельсином».

*«Вкусное варенье».

Цель: уточнить и активизировать словарь по темам «Ягоды» и «Фрукты», закрепить в речи согласование относительных прилагательных с существительными в Т. п.

Оборудование: варенье из ягод, фруктов.

Ход игры:

- А ёще ваши мамы хотят угостить вас вареньем, закрывайте глаза, угадайте, какое варенье вы попробовали и составьте предложение: «Меня угостили малиновым вареньем».

Словарь: из черники, морошки, брусники, клубники, абрикоса, сливы, яблока, малины.

*«Чем ты играл?»

Цель: активизировать словарь по теме «Игрушки» и «Одежда», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в Т. п., развивать зрительное восприятие и внимание, мыслительные операции.

Ход игры:

По комнате разбросаны игрушки и предметы одежды. Взрослый садится на стул, берёт в руки коробку и говорит ребёнку: - Ты играл целый день, а теперь давай наведём к комнате порядок. Приноси и складывай в коробку только игрушки, составляя предложение: «Я играл машинкой».

После того, когда ребёнок принесёт все игрушки,взрослый спрашивает:

- Посмотри внимательно, что осталось на ковре и принеси мне эти предметы.

Ребёнок приносит маме предметыодежды и перечисляет их название: шорты, носки, футболка.

– Назови эти предметы одним словом.

Ребёнок отвечает: «Это одежда».

*«Попробуем пюре».

Цель: активизировать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты», закрепить в речи согласование относительных прилагательных с существительными в Т. п.

Оборудование: на блюдцах пюре из овощей и фруктов.

Словарь: банановое, грушевое, морковное, персиковое, яблочное, картофельное, свекольное.

Ход игры:

- Мамы приготовили для вас пюре из овощей и фруктов. Сейчас я буду вас угощать пюре, а вы закрывайте глаза и угадывайте название, составляя предложение: «Меня угостили картофельным пюре».

*Совместное творчество родителей с детьми – аппликация «Блюдо с фруктами и овощами».

Цель: упражнять детей в правильном употреблении существительных в В. п., в правильном согласовании прилагательных с существительными, развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук, создать эмоциональный контакт родителей с ребёнком.

Ход:

- И ребята приготовили для мам подарок, вот такое блюдо мы наполним фруктами и овощами, которые приготовили дети совместно с родителями, используя различный материал.

- Ребята, возьмите ваши фрукты и овощи.

Логопед по очереди вызывает детей и просит показать фрукт или овощ.

- Никита, что у тебя?

- «У меня зелёное яблоко».

- Договори моё предложение: «Вы с мамой использовали …. .» (манную крупу).

Публикации по теме:

Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Особую сложность.

Тематический план по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с ОНР На основе программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и методик О. С. Яцель, Т. А. Ткаченко,.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами
Опубликовано: 7 января 2015 в 14:44
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День сказки «Морозко» на МААМ

Очередной тематический день посвящен волшебной истории, интерес к которой возрастает с приближением Нового года. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы еще раз прочесть ребенку любимую сказку...

24 ноября. День моржа

Экологический праздник День моржа был учреждён в 2008 году. В последние дни осени эти животные, которые, наряду с белыми медведями, являются символами Арктики, откочёвывают на юг, на зимовку, и устраивают...

Фотоотчёт «Изучаем ПДД»
Научить малышей правилам дорожного движения, объяснить детям, что такое светофор, пешеходный переход, зебра и как нужно вести себя на дороге - это задача для...
Фотоотчёт «Музыкальный календарь. Осень 2020 года»
Заканчивается осень. Предлагаю вспомнить какие музыкальные подарки она подарила нам в этом году. Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию...