Екатерина Черноусова Фефилова
Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами
▼ Скачать + Заказать документы
Примерные игры и упражнения, используемые на первом этапе работы над предлогами – упражнение детей в правильном употреблении в речи падежных конструкций без предлогов и расширение, активизация, уточнение объёма словаря.
Уточнение, расширение и активизация словарного запаса происходит через ознакомление с окружающим миром за счёт развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования.
Публикация «Дидактические игры и упражнения, используемые при работе над предлогами» размещена в разделах
Формирование готовности ребёнка к формоизменению существительных и расширению объёма словаря включает в себя задания по различению форм существительных ед. ч. и мн. ч., глаголов ед. ч. и мн. ч. настоящего и прошедшего времени, употреблению существительных в В. п., Р. п., Д. п., Т. п. без предлогов. Одновременно идёт работа над развитием психических процессов - вниманием, памятью, мыслительными операциями.
*«Какого овоща не стало?»
Цель: активизировать словарь по теме «Овощи», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного числа в Р. п., развивать зрительную память и внимание.
Оборудование: овощи, поднос.
Словарь: перец, морковь, свёкла, луковица, кочан капусты, чеснок, кабачок, огурец, помидор.
Ход:
На столе – поднос с овощами. Ребёнок рассматривает и называет овощи.
-А сейчас закрой глаза.
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает один (или два) овоща.
-Открой глаза и посмотри, какого овоща не стало.
Ребёнок называет, чего не хватает на блюде: «Не стало морковки». Если ребёнок справляется с заданием, то можно убирать по два овоща, тогда ребёнок составляет предложение : «Не стало морковки и перца».
*«Весёлые картинки».
Цель: активизировать словарь, упражнять детей в употреблении существительных в Р. п., развивать зрительное восприятие и внимание.
Оборудование: картинки с предметами с недостающими деталями.
Ход игры:
Взрослый показывает картинки с предметами с недостающими деталями, дети составляют предложения : «У стола нет ножки».
*«Чего много в магазине?», «Чего у тебя нет?»
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в Р. п.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Взрослый и ребёнок садятся на стулья напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и даё т задание: «Договори предложение : «У меня одно яблоко, а в магазине много … .»
Словарь: абрикос, яблоко, банан, мандарин, апельсин, слива, арбуз. Ребёнок договаривает предложение.
Затем взрослый бросает мяч ребёнку и даё т следующее задание: «Договори предложение : «У меня яблоко, а у тебя нет …. .»
Словарь: абрикос, яблоко, банан, мандарин, апельсин, слива, арбуз, виноград, груша.
*«Чем угостишь друга?»
Цель: активизировать словарь по теме «Овощи» и «Фрукты», закрепить в речи правильное употребление существительных в Т. п., развивать
Словарь: лимон, апельсин, яблоко, банан, морковь, свёкла, киви, огурец, лук, чеснок, капуста, персик, слива, помидор, груша.
Оборудование: мешок, фрукты и овощи.
Ход игры:
- Ребята, у каждого из вас есть друг. А вы любите угощать своих друзей чем-нибудь вкусным и полезным?
- Сейчас мы с вами будем ощупывать фрукт или овощ в волшебном мешке, и, не доставая предмет из пакета, определять его название.
- Назови, что у тебя? - «У меня апельсин».
- Давайте проверим.
- Составь предложение – Чем ты угостишь друга?
- «Я угощу друга апельсином».
*«Вкусное варенье».
Цель: уточнить и активизировать словарь по темам «Ягоды» и «Фрукты», закрепить в речи согласование относительных прилагательных с существительными в Т. п.
Оборудование: варенье из ягод, фруктов.
Ход игры:
- А ёще ваши мамы хотят угостить вас вареньем, закрывайте глаза, угадайте, какое варенье вы попробовали и составьте предложение : «Меня угостили малиновым вареньем».
Словарь: из черники, морошки, брусники, клубники, абрикоса, сливы, яблока, малины.
*«Чем ты играл?»
Цель: активизировать словарь по теме «Игрушки» и «Одежда», закрепить умение правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в Т. п., развивать зрительное восприятие и внимание, мыслительные операции.
Ход игры:
По комнате разбросаны игрушки и предметы одежды. Взрослый садится на стул, берёт в руки коробку и говорит ребё нку: - Ты играл целый день, а теперь давай наведём к комнате порядок. Приноси и складывай в коробку только игрушки, составляя предложение : «Я играл машинкой».
После того, когда ребёнок принесёт все игрушки, взрослый спрашивает:
- Посмотри внимательно, что осталось на ковре и принеси мне эти предметы.
Ребёнок приносит маме предметы одежды и перечисляет их название: шорты, носки, футболка.
– Назови эти предметы одним словом.
Ребё нок отвечает: «Это одежда».
*«Попробуем пюре».
Цель: активизировать словарь по темам «Овощи» и «Фрукты», закрепить в речи согласование относительных прилагательных с существительными в Т. п.
Оборудование: на блюдцах пюре из овощей и фруктов.
Словарь: банановое, грушевое, морковное, персиковое, яблочное, картофельное, свекольное.
Ход игры:
- Мамы приготовили для вас пюре из овощей и фруктов. Сейчас я буду вас угощать пюре, а вы закрывайте глаза и угадывайте название, составляя предложение : «Меня угостили картофельным пюре».
*Совместное творчество родителей с детьми – аппликация «Блюдо с фруктами и овощами».
Цель: упражнять детей в правильном употреблении существительных в В. п., в правильном согласовании прилагательных с существительными, развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук, создать эмоциональный контакт родителей с ребёнком.
Ход:
- И ребята приготовили для мам подарок, вот такое блюдо мы наполним фруктами и овощами, которые приготовили дети совместно с родителями, используя различный материал.
- Ребята, возьмите ваши фрукты и овощи.
Логопед по очереди вызывает детей и просит показать фрукт или овощ.
- Никита, что у тебя?
- «У меня зелёное яблоко».
- Договори моё предложение : «Вы с мамой использовали …. .» (манную крупу).