Папки-передвижки

Практикум для педагогов «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей» (6 фото)

Татьяна Мальгина
Практикум для педагогов «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Практикум для педагогов «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей».

Цель: Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.

Задачи:

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ. Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ТРИЗ-технологии.

Публикация «Практикум для педагогов „Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: карточки с картинками, черный и белый домики, выставка дидактического пособия- круги Луллия с картотекой игр.

Теоретическая часть:

Добрый день, уважаемые коллеги! Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т. д.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников : это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как технология учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов.

Занятия по методу ТРИЗа в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения занятий - от простого к сложному.

Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Практическая часть- игры ТРИЗ-технологии :

ТРИЗ в детском саду – это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Какие игры проводить с ребятами? В некоторые игры мы сейчас с вами и поиграем.

Для сплочения коллектива можно поиграть в групповую игру.

1. Игра «Найди своих друзей»

Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.

Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик и др. картинки.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.

2. Игра «Цепочка-Повторялка»

Уважаемые педагоги выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.

3. Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы. Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того, что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам? 1 вариант. Я буду в роли Маши. - Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.

2 вариант. Развитие игры происходит, так же, как и в первом, но роль Маши- Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.

4. Игра "Черное-белое”

При демонстрации картинки с изображением белого домика вы называют положительные качества объекта, при изображении черного домика перечисляют отрицательные качества. Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного … Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д. Сразу два изображения домиков, следовательно, вам нужно назвать сразу два качества: положительное и отрицательное.

5. Игра «Теремок»

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Я предлагаю вам сыграть сказку ТЕРЕМОК, но в измененном виде. Я хозяйка теремка, вы по очереди как будто – бы подходите к теремку и проводите с хозяйкой следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называю себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - груша). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, форма корпуса гитары и форма груши -похожи.

После этого гость заходит в теремок.

Практикум для педагогов «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей»

В современной педагогической практике всё больше используются устаревшие модифицированные пособия для детей младшего и среднего возраста. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует

созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Цель пособия: содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений.

Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют картинки на кольцах, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи:

- формирует понятие "признак", знакомит с именами признаков.

- учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей

между объектами.

- развивает навыки фантастического преобразования объектов;

- формирует способность увидеть суть проблемы;

- развивает познавательную активность;

- развивает представления о сенсорных эталонах;

- обогащает активный и пассивный словарь ребенка;

- формирует способность решать проблемные ситуации;

Формы организации образовательной деятельности :

- образовательные ситуации (например, по речевому и познавательному развитию);

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. В современном образовательном процессе используются круги с картинками, подобранными по изучаемым темам. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. Детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы, и обрести веру в себя. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, снимает психическое и физическое напряжение дошкольников, облегчает восприятие нового материала. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Игра способствует формированию коммуникативных навыков, проявлению познавательных и социальных мотивов детей, развитию творческого мышления, увлеченности и интереса к получению знаний. С использованием кругов Луллия занятия превращаются в увлекательную игру-путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений, событий.

Уважаемые коллеги, перед вами два варианта пособия и сборник игр для этого пособия. Позже можно ознакомиться.

Фото «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей»
Практикум для педагогов - фото
Фото №1 Практикум для педагогов Использование ТРИЗ технологии в совместной деятельности педагога и детей Фото №2 Цель Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ технологии Фото №3 Задачи Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ

Итог практикума :

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей :

снимается чувство скованности,

преодолевается застенчивость,

развивается воображение, речевая и общая инициатива,

повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Публикации по теме:

Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психологаИспользование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» «Воде была.

Фотоотчёт совместной творческой деятельности педагога и детей на прогулке в зимний период. Украшение участкаФотоотчёт совместной творческой деятельности педагога и детей на прогулке в зимний период. Украшение участка В этом году зима нас радует. Она получилась настоящей, снежной, морозной, волшебной. Прогулки зимой приносят массу положительных эмоций.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под грКонспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под гр Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей»
Опубликовано: 14 августа 2023 в 20:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для педагогов «Использование ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мальгина (УИ 959095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД