МААМ-картинки

Практикум для педагогов «Рисуем музыку»

Елена Кулемалина
Практикум для педагогов «Рисуем музыку»

Рисуем музыку.

Практикум для педагогов.

1слайд. Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда.

Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Публикация «Практикум для педагогов „Рисуем музыку“» размещена в разделах

2слайд. У искусства свой особый предмет для «разговора» : человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

3слайд. Наша задача – приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Исходя из специфики целей и основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование у дошкольников основ музыкальной культуры. Остановимся на более подробной характеристике метода уподоблений характеру музыки Этот метод позволяет ребенку выразить свои впечатления от музыки. Он предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

4. слайд. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки – моторно-двигательное, тактильное, словесное, мимическое, темброво-инструментальное, вокальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, проявление увлеченности – крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно для детей младшего возраста. Дети второго-четвертого года жизни, имеющие пассивный словарь слов, ориентируются на интонационную выразительность речи, несущую определенный смысл.

Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка, руки ребенка к игрушке) используется в младшем возрасте. Он помогает детям более наглядно прочувствовать эмоциональную выразительность музыкального образа. Игровая форма способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоционально-личностному контакту ребенка и взрослого. Например, во время звучания нежной музыки взрослый нежно прикасается к руке ребенка и произносит характеристику – «нежная музыка», ласково и с улыбкой. Одновременная работа разных анализаторов (слухового, зрительного, осязательного) способствует возникновению разных ощущений и помогает ребенку адекватно воспринять музыкальный образ и запомнить новое слово. Далее взрослый побуждает применять новые слова и обыгрывает их с игрушками, например, нужно сказать кукле или мишке, как звучит эта музыка и побуждает применять новые слова.

Вокальное уподобление характеру музыки – в виде выразительного напевания взрослым мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций. Известно, что в процессе восприятия музыки у человека возникают непроизвольные беззвучные голосовые реакции, как бы пение про себя, подпевание. Постепенно дети сами начинают подпевать полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накоплении опыта ее восприятия.

Темброво-инструментальное уподобление. Аналогично дети передают эмоционально-образное содержание музыки, играя на музыкальных инструментах.

Словесное уподобление — слова-образы, характеризующие смену настроений, эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры. Поэзия, сказка способствуют развитию художественно-образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости. Образное слово побуждает детей к творчеству, выражению первоначальных суждений о музыке и оценок. Характеристики эмоционального содержания музыки являются наиболее уязвимым местом в работе с детьми. Они легче определяют моменты изобразительности (здесь «падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикают птички»). А деление музыки на веселую и грустную обедняет ее восприятие. Найти подходящую характеристику зачастую трудно не только детям, но и взрослым. 5. Слайд. Поэтому есть словарь эмоций, который написан за детьми 6-7 лет. Присутствие характеристик музыки в виде прилагательных (нежная, задумчивая, тревожная, взволнованная и др.) в речи детей очень ограничено в силу преобладания в ней глаголов и существительных и почти отсутствие слов-качеств. Кроме того, эти характеристики употребляются в непривычных для детей значениях (светлая бумага и «светлая музыка», решительный человек и «решительный характер музыки»). 6 слайд. Для овладения этим словарем, обозначающим настроение музыки, применяется прием цветового уподобления характеру музыки. Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с определенным характером музыки : пастельные тона – с нежным, спокойным характером музыки; темные тона – с мрачным, тревожным характером; яркие – с решительным, торжественным. Ребенку дают две карточки и, прослушав произведение, он поднимает соответствующую карточку. Незнакомые слова разъясняются: решительная – смелая, тревожная – беспокойная. Усвоение нового слова происходит быстро, словарь эмоций обогащается. 7. Слайд. Моторно-двигательное уподобление характеру музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждает детей к экспериментированию, различению и выражению в движениях изменений характера музыки. Детям предлагается двигаться так, как подсказывает характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание и менять характер движения в зависимости от смены настроений. Этот творческий метод удовлетворяет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченности, положительному эмоционально-оценочному отношению к музыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.

8 слайд. Полихудожественное уподобление – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование разных видов художественной деятельности (рассмотрев иллюстрацию, прослушав стих-е, изобразить в движении муз. персонаж.) 9 слайд. Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребёнок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать» (Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина). Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания - с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.

Необходимым условием является также владение графическими навыками и умениями, позволяющими передавать музыкальный образ в рисунке.

Диагностические обследования детей младшего дошкольного возраста показали, что цвето-слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни, они легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и тёмными красками.

Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям».

10 слайд. Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый «цветной клавесин. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Известный художник М. Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникать у любого взрослого и у ребёнка. Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребёнок раскладывает карандаши от тёмного к светлому и при этом поёт гамму в восходящем направлении.

11 слайд. Интересным также оказывается соединение творческого музыкального движения и рисования: «дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они двигаются под музыку или размер стиха, они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребёнка есть возможность, следуя настроению творческого танца и пульсирующего ритма, который ещё живет внутри него, тут же взять в руки краски».

12 слайд. Так, после прослушивания фрагмента «Море» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Н. Римского-Корсакова дети рисовали бушующие волны, используя тёмную цветовую гамму и обосновывая свой выбор тем, что тёмные краски передают глубокое, суровое, страшное море. Большое внимание при прослушивании музыки должно уделяться анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное выразительное средство, «душа музыки», а с другой – мелодическая линия близка линии в живописи, и мы предполагаем, что наиболее яркие особенности мелодии прослушанных пьес найдут отражение в рисунках. 13-15 слайды. Предлагая детям воплотить в рисунке любое музыкальное произведение, необходимо учитывать их возрастные возможности. Дети младшего дошкольного возраста ещё не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники, им сложно нарисовать портрет или развёрнутый сюжет. Поэтому им лучше предложить «нарисовать» музыку, темы и образы которой больше соответствуют их возможностям. Вместе с тем, дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав её настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Они принимают эту задачу и передают настроение музыки и свои впечатления от неё цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью или прозрачностью цветового колорита. При этом и младших, и старших дошкольников педагог ориентирует на то, что они могут рисовать как тот или иной сказочный образ, сюжет и т. д., так и просто «музыку». В результате использования данного метода дети удовлетворяют потребность в движениях, что помогает увлечь их, у них формируется положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.

16 слайд. Выполните с ребенком такое интересное задание.

Послушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению) это могут быть например, фрагменты из «Времена года» Вивальди, карнавал животных Сен-Санса или произведения для детей русских и советских классиков: С. Прокофьева, Д. Кабалевского. Детский альбом П. И. Чайковского,

1.

В первую очередь дать детям просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания они будут бурно выражать свои эмоции, не останавливайте их. Это значит, что дети правильно определили характер исполняемого произведения.

2.

Проанализируйте с детьми, каким был характер музыки вначале, менялся ли он? Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части музыки? Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому? Какие настроения и переживания оно пробудило?

3. Предложите выразить характер музыки в движениях.

4. Теперь предложите детям передать свои впечатления каким – либо рисунком.

Перед началом рисования поинтересуйтесь, какого цвета карандаши хотят взять для рисунка. Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка.

Если ребёнок самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера серое небо с темными тучами. Возможно, кто-то будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним каким-нибудь цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это тоже выражение чувства и настроения.

5. Оценить творчество.

Попросите рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку?

Ребенок уже 3-4 лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения.

Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете у детей и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.

Пусть ребенок не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Можно сделать аппликацию, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно.

В результате взаимодействия музыки и живописи происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Применение этих методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, худ-обр мышления, воображения, развития их творческих способностей.

17-19слайды. Аквариум. Сен-Санс. Музыка искрится и переливается волшебными струями. Нежная мелодия скрипок, переливчатые пассажи фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину: будто солнце отражается в воде и разноцветные лучи его рассыпаются вокруг. А в аквариуме резвятся золотые рыбки необыкновенной красоты. как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая чудесную картину подводного волшебного мира.

Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песок.

Улитки ползут, свои домики везут.

Рожками шевелят, на рыбок глядят.

А рыбки плывут, плавничками гребут.

Влево, вправо поворот, а теперь наоборот.

Прикреплённые файлы:

risuem-muzyku_saged.pptx | 21279,52 Кб
 
Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Фотоотчёт «Мы рисуем музыку»Фотоотчёт «Мы рисуем музыку» Фотоотчёт на тему: «Мы рисуем музыку» Добрый день! Хочу поделиться с вами своим фотоотчётом на тему: «Мы рисуем музыку». Данную форму.

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для педагогов «Слушаем музыку» Слушание музыки на занятии — активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Фотоотчет о выставке «Рисуем музыку. Отгуляла осень буйством красок»Фотоотчет о выставке «Рисуем музыку. Отгуляла осень буйством красок» Рисуем музыку. Одной из задач художественно – эстетического воспитания детей является: формирование начал музыкально-художественной культуры,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Рисуем музыку»
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 08:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД