Получи документы

Практикум для педагогов «Семья и детский сад: секреты общения»

Стерлингова Светлана
Практикум для педагогов «Семья и детский сад: секреты общения»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах

взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Развивать навыки коммуникативного общения.

2. Обучать педагогов приемам вербального и невербального взаимодействия.

3. Способствовать установлению партнерских отношений с семьями воспитанников.

Ожидаемый результат: педагоги владеют эффективными способами взаимодействия с родителями.

Публикация «Практикум для педагогов „Семья и детский сад: секреты общения“» размещена в разделах

Ресурсное обеспечение: интернет-ресурсы, журнал «Справочник психолога», № 3, 2014, № 5 2013

Методы и приёмы: мозговой штурм, межличностный диалог, лабораторный

практикум.

Ход:

Введение в тему.

Перед аудиторией на подносе лежат 7 камней. Вызываются 7 добровольцев, им предлагается выбрать по камню и постараться запомнить его. Затем, вернуть его на поднос. Ведущий просит найти каждого свой камень. Что вам помогло узнать ка-мень? (особые приметы, индивидуальные качества.).

1 этап – информационно-аналитический.

Вот так и родители воспитанников, учащихся: все они взрослые, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений между педагогом и родителем. Всегда ли вы находите «общий язык» с родителями воспитанников? Что является причиной непонимания? Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей их развития и воспитания. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей (неблагополучные семьи), но важно другое. Педагогам необходимо видеть причины трудностей - не только в родителях, но и в себе – в своей коммуникативной компетентности. Я хочу поделиться способами общения с родителями, которые я использую в практической деятельности.

Необходимым условием и, в то же время, результатом общения педагога с родителями является их познание. Познать другого – значит сформировать представление о нем. От того, насколько полным и точным будет представление о другом человеке, зависит правильность нашего выбора способа поведения с ним.

Известно, что общение может быть вербальным и невербальным. Психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20–40 % – за счет вербальных. По-этому языком невербального общения необходимо научиться владеть профессионально.

Невербальное общение начинается с первых минут встречи: это взгляд, мимика, жесты, эмоциональное состояние. Идет установление контакта.

В атмосфере делового партнерского общения, к какому педагог стремится в общении с родителями, взгляд обычно бывает направлен в область переносицы собеседника. Опускание взгляда до уровня губ собеседника создает атмосферу светского непринужденного общения, что в общении с родителями нецелесообразно. Опускание взгляда ниже, от уровня лица до уровня груди, допускается только в контактах с близкими людьми. Другим собеседникам это будет неприятно. Не рекомендуется смотреть искоса, что для собеседника является сигналом критического или подозрительного отношения к нему. Взгляд, направленный в бесконечность, «сквозь» глаза партнера показывает, что его не замечают и подчеркнуто не уважают. Такой взгляд сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. О неуверенности из-за робости, скромности или чувства вины свидетельствует уклоняющийся взгляд. Опущенный взгляд может вызвать впечатление ложности сообщения. О полном безразличии человека, крайней степени его скуки свидетельствует пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю») - отсутствие какого-либо движения глаз вообще, человек «спит» с открытыми глазами. Во время выступления перед аудиторией родителей рекомендуется найти тех, кто внимательно, заинтересованно слушает, смотрит на педагога и оказывает невербальную поддержку. Это позволит педагогу сосредоточиться и уверенно выступить. Поскольку взгляд - это только один из компонентов выразительного поведения, то его понимание достигается в сочетании с мимикой, жестами, позой, голосом. Например, рассогласование между взглядом и выражением лица (улыбка и холодный взгляд) создадут впечатление неискренности, наигранности поведения человека.

2 этап – практический (лабораторный практикум).

Для понимания значения контакта глаз и тренировки умения его устанавливать, можно использовать следующее упражнение.

Упражнение «Понять партнера».

Один из участников выходит из комнаты. В это время оставшиеся, договариваются о том, кто будет при возвращении первого участника глазами выражать ему свое желание вступить в контакт (до 4-5 человек). Остальные при этом также глаза-ми должны выражать свое нежелание контактировать с вернувшимся участником. После этого приглашают первого участника вернуться в комнату, войти в круг и определить при помощи контакта глаз тех, кто хочет установить с ним контакт, и тех, кто противится.

А. С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение». Для тренировки своего эмоционального состояния и пони-мания эмоциональных состояний родителей предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Передача чувств».

Участники садятся в круг. Даётся задание – передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передаёт один участник другому по кругу (ведущий шепчет первому участнику какое-либо состояние на ухо). Глаза у всех закрыты. Тот, кому передаётся состояние, открывает глаза. В конце первый передающий сопоставляет то, что он получил с тем, что он передал; отмечает, кто из участников наиболее достоверно понял и передал заданное эмоциональное состояние, где произошёл сбой.

Хотя жесты в меньшей степени, чем мимика поддаются контролю и регуляции, тем не менее, педагогу важно следить за собственной жестикуляцией в процессе общения с родителями.

Вертикальная жестикуляция проявляется при авторитарной (диктаторской) внутренней позиции: «Я вас научу!», «Я вам докажу!», «Я знаю, а вы не способны понять!». При использовании педагогом таких жестов у родителей может воз-никнуть подсознательный протест, неприятие педагога, настрой против сообщаемой информации.

Жесты в горизонтальном направлении, наоборот являются показателем демократичной, взвешенной, совещательной позиции, рассуждения: «Давайте посоветуемся!», «Это бывает и так, и этак!". Педагог, которому свойственна такая жестикуляция, может рассчитывать на доброжелательное отношение родителей.

Для изучения и совершенствования собственной жестикуляции я предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Сообщение».

Участники делятся на пары, им предлагается передать сообщение, используя жесты: только при помощи рук показать родителям, как вел сегодня себя ребенок.

Какая позиция в невербальном общении была вами использована (авторитарная или демократическая)? Часто ли Вы используете мимику и жесты в общении с родителями? Оказывают ли влияние Ваши мимика и жесты на установление добро-желательных отношений с родителями? Можете ли Вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?

Поза не только способна передать состояние человека (например, поза напряженного ожидания), но и выразить отношение к партнеру по общению, под-черкнуть свой и чужой статус (например, поза высокомерного человека, поза провинившегося ребенка).

В общении педагога с родителями важно избегать «закрытых» поз – поз

демонстрирующих неприятие партнера, недоверие к нему, стремление занять

лидирующую позицию в общении. Признаками «закрытой» позы могут быть резкий наклон туловища назад или вперед, жесткость - человек держится очень прямо. Не-подвижность, скрещение частей тела (рук, ног, сложенные руки в карманы, отведение их за спину, сжимание челюстей, кулаков.

Возникновению контактов, доверия между педагогом и родителями способствуют «открытые» позы. О доверительности, согласии говорят расслабленная посадка головы, часто с отклонением головы назад; наклон головы в бок; открытый, прямой взгляд в глаза, закрывание глаз на несколько мгновений с чуть обозначенным кивком головы; открытая и свободная улыбка, отсутствие скрещенных рук и ног; расстегнутый пиджак, куртка; использование жестов открытости, честности, расположения и доверия.

Задание «Определи эмоциональное состояние потенциальных объектов общения». (на карточках изображены люди с разнообразными эмоциональными состояниями).

Вербальные коммуникации между партнерами – это прием и передача

определенной информации посредством речи.

Педагог несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.

Задание «Согласны или нет?»

Участники вытягивают полоску с тезисом, и готовят к нему короткий комментарий.

Высказать свое мнение, согласны вы с этим высказыванием или нет и почему.

Тезисы

1. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

2. В процессе общения педагогу необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

3. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

4. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

5. Доверительное общение между педагогом и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

6. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

7. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

8. Родители должны услышать то, что сказал им педагог.

Ведущий знакомит участников с принципами техники «сэндвича».

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

Начать с хорошего.

Продолжить сложным и неприятным.

Закончить хорошим.

Упражнение «Выбери фразу».

Необходимо найти в предложенном перечне:

нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

Соединяют карточки по цветовому решению и зачитывают вслух.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;

«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;

«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключает-ся в том, что…»;

«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете.» – «Как вы знаете.».

Педагог чувствует, что назревает конфликтная ситуация. Есть ли способ из-бежать конфликта или способ правильного поведения в нем?

Упражнение «Яблоко и червячок».

Сядьте удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание).

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»).

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным («Такая, видно, у меня доля тяжкая»).

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

А теперь посмотрите ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и со-отнесите к способам выхода из различных ситуаций. Желающие могут зачитать вслух, свой выбор.

Зная о способах выхода из конфликта, можно избежать его. «Уступив – своего достоинства уронить нельзя, но укрепить можно».

В завершение нашей встречи, послушайте народную мудрость.

Притча «Узнать причину».

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.

– Разве тебе безразлична судьба детей? – спросили спасатели.

Тот ответил им:

– Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я лучше добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить.

Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к сегодняшней теме?

Чтобы выстраивать эффективное взаимодействие с родителями, необходимо вовремя предотвращать конфликтные ситуации.

3 этап – обобщающий.

Упражнение «Общение с родителем – это…»

Участники делятся на две команды. Каждая подгруппа выполняет следующее задание. Первая-перечисляет критерии эффективного общения с родителями используя буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Вторая - первые буквы второго слова. Затем команды по очереди зачитывают составленные ими критерии.

«Критерии эффективного общения с родителями»

О - Р -

Б - О -

Щ - Д -

Е - И -

Н - Т -

И - Е -

Е - Л -

Ь

«Критерии эффективного общения с родителями»

О – Общительность, оптимизм Р - Решительность

Б – Безусловное принятие О – Обаяние

Щ – Щедрость души Д – Доверие

Е – Ежедневная похвала ре-бенка И - Исполнительность

Н - Наблюдательность Т - Тактичность

И - Информативность Е – Естественность общения

Е - Единомышленники Л - Лояльность

Ь

Очень важно, чтобы родители не только понимали то, чего от них хотят педагоги, на какую помощь они рассчитывают, но и сами внутренне согласились с точкой зрения педагогов, приняли эту позицию. От того, насколько педагог сумел найти подход к родителям, настроил их на совместную деятельность в целях оказания помощи своим детям, зависит успех этой деятельности.

Рефлексия «Задай себе вопрос».

Что я делаю?

С какой целью?

Каковы результаты моей деятельности?

Как я этого достиг?

Можно ли сделать лучше?

Что я буду делать дальше?

Литература:

1. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг - СПб. : Изда-тельство «Речь», 2007. — 224 с: ил.

2. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 7 т. – М. ,1958. –Т. 5. – с. 178

3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: “Феникс”, 1996. – с. 630-649, 664-690, 700-707.

4. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. - М. : Институт практиче-ской психологии, 1996.- 296с.

Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для педагогов «Семья и детский сад: секреты общения»
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 13:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД