МААМ-картинки

Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Ирина Михайлова
Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЛАН

I. Предварительная работа

II. Теоретическая часть. Выступление старшего воспитателя.

III. Практическая часть.

IV. Используемая литература.

V. Раздаточный материал.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Памятки для воспитателей.

При подготовке к практикуму «Исследование межличностных отношений детей» проанализируйте микроклимат в группе по следующим вопросам.

А. Обстановка в группе :

Публикация «Практикум для воспитателей „Исследование межличностных отношений в группе детского сада“» размещена в разделах

- какова атмосфера в моей группе;

- какие аспекты в моей группе я оцениваю как положительные;

- какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные.

Б. Взаимоотношения между детьми :

- между какими детьми существуют хорошие отношения;

- чем это вызвано;

- какие дети часто ссорятся между собой;

- почему это происходит;

- каких детей часто обижают;

- как это объяснить.

2. Изучение взаимоотношений детей в старшей, подготовительной группах (по диагностической карте Г. А. Урунтаевой «Практикум по дошкольной психологии»). Коэффициент взаимности, уровень благополучия отношений, индекс изолированности, предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

Ход ПРАКТИКУМА.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для воспитателей :

1. Что такое межличностные отношения?

2. Что такое общение?

Выступление методиста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни общественной формации – в группе детского сада, – во многом зависят последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что и в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих его людей.

Очень серьезная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педагогам, работающим в ДОУ.

В средней, старшей группах детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Если в младшем возрасте это не чувствуется – дети просто выделяют сверстников из всех окружающих людей, – то в старшем и среднем дошкольном возрасте это ощущается. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. С одними хотят играть большинство, других в игру не принимают. Вот здесь можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер». Поэтому мы будем говорить о таких типах – предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» звездной болезнью.

Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад.

Как можно выявить социальный статус ребенка, определить, какое место он занимает в группе сверстников?

Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют свой выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Предлагаем несколько примеров таких методик.

«Два дома». Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

«Капитан корабля». «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

«Три открытки». «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе, но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

«Выбор партнеров для общения». «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать и т. д. ?»

Дети, которые получают наибольшее число отрицательных выборов и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.

В этом случае главная работа воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Такая задача может решаться не в лабораторных условиях и не через интерпретацию художественных произведений или проективных ситуаций, а в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для решения этой задачи служат специальные коррекционные игры и занятия.

Схема «Оценка неблагополучия ребенка в группе»

Фамилия, имя ребенка ___

Возраст ___ Дата проведения наблюдения ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3 Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4 Играет только с одним и тем же партнером

5 Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе

6 Вступает в конфликт с другими детьми

7 Ссорится, обижает других детей

8 Плачет

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр, пр.)

О – очень часто, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками. Попробуем и мы сегодня в них поиграть, чтобы потом включить их в работу с детьми.

«Добрые волшебники». Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку:

«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему:

«Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки». Взрослый объявляет:

«Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Комплименты». Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Подарки». Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.

«Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.

По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

«Конкурс хвастунов». Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет:

«Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравится. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

VI. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Приложение 1.

Социальные статусы детей.

Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» звездной болезнью.

Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад.

Приложение 2.

Схема «Оценка неблагополучия ребенка в группе»

Фамилия, имя ребенка ___

Возраст ___ Дата проведения наблюдения ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3 Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4 Играет только с одним и тем же партнером

5 Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе

6 Вступает в конфликт с другими детьми

7 Ссорится, обижает других детей

8 Плачет

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр, пр.)

О – очень часто, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

Приложение 3.

«Добрые волшебники». Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку:

«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки». Взрослый объявляет:

«Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Комплименты». Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Подарки». Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.

По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

«Конкурс хвастунов». Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет:

«Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравится. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боршевецкая Л. А. Мотивация педагогов: средства, направленные на развитие личности. // Директор школы, № 10, 2005, с. 25 – 30.

2. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М. : «Просвещение», 1990.

3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : «Сфера», 2004.

4. Ильина Т. Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. //Управление ДОУ, № 1, 2008, с. 75 – 77.

5. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008. – 96 с.

Публикации по теме:

Особенности межличностных отношений дошкольников «Особенности межличностных отношений дошкольников». Примерный план изучения темы. Понятие о личности. Понятие о группах и коллективе. Развитие.

Анкета для воспитателей «Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей» Анкета для воспитателей "Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей" Уважаемый педагог.

Формирование межличностных отношений дошкольников. Статья: «Формирование межличностных отношений дошкольников». Проблема формирования коллективных взаимоотношений дошкольников проблема важная.

Интегрированный семинар-практикум «Эта целебная музыка» для педагогов детского садаИнтегрированный семинар-практикум «Эта целебная музыка» для педагогов детского сада подготовке проведения семинара была большая предварительная работа. Подбор материала для выступления и презентации, буклетов. Беседы.

Исследование детских межличностных отношений Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

Практикум детско-родительских отношений «Семь Я» практикум ]Борщ Татьяна Анатольевна Воспитатель 1кв категории МАДОУ «Детский сад№83» ПРАКТИКУМ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Семинар-практикум для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: формирование у педагогов.

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Изготовление куклы День-Ночь» Семинар-практикум для педагогов «Изготовление народной куклы» Цель: повышение профессиональных знаний и умений педагогов, ознакомление с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»
Опубликовано: 31 июля 2017 в 20:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михайлова (УИ 141966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД