Мария Тумашева
«Права и обязанности». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с их важнейшими правами (право на неприкосновенность имущества, на жизнь в нормальных условиях, право на жизнь, на собственное мнение, на равенство и особую защиту и т. д.) и обязанностями (посильное участие в жизни семьи и общества)
-Сегодня мы с вами по некоторым
Публикация «„Права и обязанности“, Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
роизведениям поговорим по правам Конвенции и об обязанностям. Послушайте отрывок из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек». ((чтение отрывка)
«Чук и Гек» - краткое содержание произведения А. Гайдара.
Чук и Гек вместе с мамой живут в Москве. Приходит от отца, работающего в тайге начальником разведовательно-геологической станции, телеграмма. Он
риглашает всех в гости. Мальчики уговаривают маму поехать. Она соглашается и идёт за билетами. В это время приносят ещё одну телеграмму, но дети утаивают её от матери, так как Гек по неосторожности выбрасывает коробочку, в которой она лежала. Когда
оезд подъехал к станции, мама была удивлена, что их никто не встречал, ведь она давала телеграмму. Ямщик соглашается довести за сто рублей.
База, где должен быть отец, пуста, все ушли в тайгу. Сторож, оставшийся
десь, лично отправлял телеграмму о том, чтобы задержались с приездом. Это была та самая телеграмма, которую выбросил Гек. Трудно было в первый раз в тайге, но все справились и дождались возвращения экспедиции накануне Нового года. Стояла красивая елка, Гек читал свои стихи, Чук танцевал, все под бой курантов друг другу желали счастья, значит честно жить, много трудиться, любить свою землю, страну!
-Где жили Чук и Гек?
-Почему их никто не встретил на станции?
-Почему мама не получила вторую телеграмму?
-Какое право нарушил мальчик? (право на тайну переписки)
-А теперь вспомним русскую народную сказку «Ворона»?
«Ворона» - русская народная сказка.
«Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди. Пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в лесах. В лугах и нанесли яичек.
Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать.
Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.
-Постой. – говорит он, - негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу.
И полетел он далеко. В каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:
-Батюшка орел. Дай нам свой праведный суд на обидчику-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает.
Покачал головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла – воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги. И ну щипать. Клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать – каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.
Вот и прилетели они к жилью орла и обсели его, а ворона стоит да прихорашивается. И стал орел ворону допрашивать:
-Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь. У больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь.
-Напраслина, батюшка сизый орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только одни скорлупки подбираю.
-Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как только выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и давай озорничать и ну семена клевать.
-Напраслина, батюшка сизый орел, напраслина! Я с подружками, детками и
омочадцами только червячков из свежей пашни таскаю.
-А еще на тебя всюду народ плачется. Что как хлеб сожнут да снопы в копны сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать.
-Напраслина, батюшка сизый орел, напраслина! Мы это ради доброго дела
омогаем – копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!
Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она и сидит до сих пор».
-В чем её обвиняли все пичуги?
-Какие права нарушала Ворона (когда воровала яйца – уничтожала чьих-то птенцов – право на жизнь)
(Когда семена склевывала и снопы разрушала – право на неприкосновенность имущества)
-А что такое «обязанности»? Как вы это слово понимаете? (ответы (Обязанность – то, что обязательно должен сделать кто-нибудь)
-Давайте посмотрим и послушаем сказку «Колосок».
-Что нашел Петушок?
-Кто обмолотил колосок?
-Для чего понес Петушок зерна на мельницу и кто ему помог?
-Что испек Петушок из муки?
-Чтобы испечь пироги, нужно много потрудиться. Какую работу выполнил Петушок? (нашел колосок, обмолотил, смолол в муку; принес муку, замесил тесто, затопил печь; раскатал тесто, вылепил пирожки с начинкой, испек)
-Почему мышата вылезли из-за стола недовольные?
-Как по-вашему, правильно ли поступил Петушок, не удерживая мышат?
-Выполняли ли Круть и Верть какие-нибудь обязанности по дому? Почему их так интересно звали? (ответы)
-Почему сказка заканчивается словами: «Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать»?
-Какие пословицы о труде вы знаете( «Без труда не выловишь рыбку из пруда», «Труд кормит, а лень портит» И ДР)
-Посмотрите на экран. Вспомните, как называется эта сказка?
Послушайте загадки:
Живёт в норке,
Жуёт корки.
Короткие ножки,
Боится кошки. (ответ – мышка)
-Какого цвета мышка?
- Серого.
-Следующая загадка:
Чик – чирик,
К зёрнышкам – прыг!
Клюй не робей!
Кто это?
(Воробей)
-Какого цвета оперенье воробья?
- Коричневого
- Молодцы! Слушайте следующую загадку.
И с икрой и со сметаной
Всякие они вкусны.
Ноздреваты и румяны
Наши солнышки…
- Блины.
-Какого цвета блины?
- Жёлтого.
- А теперь вам надо собрать картинку.
Дети собирают разрезные картинки.
- Кто получился у тебя на картинке?
- Мышка.
- Давайте вспомним, в каком произведении можно встретить персонаж – мышь?
- В сказках «Теремок», «Репка», «Сказка о глупом мышонке».
- А кто получился у тебя, Ксюша, на картинке?
-Воробей.
-В каких произведениях можно встретить персонаж – воробей?
- В рассказе «Под грибом», в стихотворении «Путаница».
- Кто получился на вашей картинке?
- Блин.
- В каких произведениях можно встретить персонаж – блин?
- В русских народных песнях, потешках.
- А в какой русской народной сказке можно встретить всех трёх героев? Мы с вами её недавно читали.
- «Крылатый, мохнатый да масленый»
- Давайте вспомним эту сказку.
(Дети садятся на стульчики).
- Где жили герои сказки?
- На лесной опушке, в тёпленькой избушке.
- Чем занимался воробей?
- Воробей еду носил.
- Какая обязанность по дому была у блина?
- Блин щи и кашу варил.
- А что делала мышь?
- Дрова рубила.
-Что же дальше произошло с героями?
- Они поссорились.
- Кто затеял ссору?
- Воробей
-Почему?
-Воробей решил, что он один трудится целый день, а мышь и блин до обеда на печи нежатся.
- И что решили герои?
- Поменяться работай. Блин – еду носить, мышь – обед готовить, а воробей дрова рубить.
- А что из этого получилось?
- Чему учит эта сказка?
- Каждый должен свою работу делать; никогда не ссориться; надо друг другу помогать.
- Ребята, а дети в нашей группе дружные?
- Да!
- Какая у нас дружба?
- Крепкая.
- Давайте встанем в круг и крепко возьмемся за руки, вот какая крепкая у нас дружба!
(Дети вместе с воспитателем исполняют песню «Друзья»)
-В следующий раз мы поговорим о ваших обязанностях по дому.
-