Получи документы

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

Мария Шерстюк
Правовое воспитание детей дошкольного возраста

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шерстюк М. В. ,

МДОУ «Детский сад №148 о. в.» г. Магнитогорска

Аннотация: в статье дается анализ проблемы правового воспитания дошкольников, предлагаются практические аспекты работы с воспитанниками дошкольного возраста по развитию у них правовой культуры в условиях проектной деятельности.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая культура, когнитивный, эмоциональный и действенный компоненты.

Публикация «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества и с соблюдения прав ребенка – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями и правовыми нормами. Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией; представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности [39, с. 212]. Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который может благоприятно реализоваться в условиях дошкольного образовательного учреждения. Правовая культура предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Вопросы правового воспитания ребенка рассматриваются в современных нормативно-правовых документах в сфере образования: Конституции РФ, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и др. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописана важнейшая цель реализации образовательной программы дошкольного образования: позитивная социализация и индивидуализация ребенка-дошкольника.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной среды для жизни детей, в обществе сохраняют свою остроту и далеки от благоприятного решения. Необходимо помнить, что все начинается с детства, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности. Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями ученых В. А. Сухомлинского, Т. А. Репиной, В. В. Абраменковой и др. доказана сензитивность периода дошкольного детства для развития благоприятных взаимоотношений детей с окружающим миром.

По мнению М. Н. Микляевой, основы правового сознания дошкольника представляют собой совокупность устойчивых правовых знаний и правовых убеждений, выражающихся в правильном правовом поведении и нравственно-правовых чувствах подрастающего поколения по отношению к окружающему миру.

Учеными определены педагогические условия для правового воспитания ребёнка. С. А. Козлова подчеркивает важность в процессе правового воспитания детей взаимосвязи развития у них представлений о себе, своих правах и обязанностей, формирования оценочного отношения к социальным явлениям, фактам, событиям и важности применения полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. С. В. Федотова считает, что эффективными методами и приёмами правового воспитания являются постановка ребенка в позицию другого ребенка; погружение его в конкретную познавательную проблему; использование игрового персонажа.

Таким образом, и актуальность правового воспитания подчеркивается и нормативными документами, и педагогическими исследованиями, и тенденциями развития общества. Поэтому в целях благоприятного социально-коммуникативного развития детей во всех дошкольных образовательных учреждениях считаем необходимым реализовывать проекты, посвященные правам ребенка. На наш взгляд, именно проектная деятельность, обеспечивает синтез когнитивного, эмоционального и действенного компонента в реализации образовательного содержания, наиболее эффективно способствует решению поставленных задач.

Задачами правового воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта являются:

Содействовать развитию правовой культуры детей в единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности.

Формировать у детей доступные системные знания о себе, своих правах и обязанностях, о родном крае: его истории и культуре.

Содействовать развитию эмоциональной сферы детей: разнообразных и позитивных чувств к своеобразию окружающего мира и культуры их выражения.

Воспитывать активную деятельную позицию к окружающему миру.

Повышать правовую и педагогическую культуру родителей для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей.

Эффективными условиями реализации проектов по правовому воспитанию дошкольников в нашем ДОУ являются: разработка комплексно-тематического планирования образовательного процесса по темам о правах ребенка, оснащение развивающей предметно-пространственной среды, в том числе подбор дидактического, иллюстративного материала, определение эффективных образовательных ситуаций для развития правовой культуры воспитанников в совместной деятельности со взрослыми (педагогами, родителями).

Проектная деятельность реализуется в три этапа. На первом подготовительном этапе, с целью изучения отношения семей к данной проблеме, предлагаем разработать анкету для родителей, позволяющую определить уровень родительского понимания вопроса важности правового воспитания детей. Провести анализ проведенного анкетирования, чтобы с точностью определить знания родителей о правах ребенка. Определить план мероприятий по правому воспитанию детей и родителей. Разместить в родительском уголке подборку нормативно-правовых документов, познавательной литературы, которые позволили бы повысить информационную грамотность в вопросах правового воспитания детей.

На втором – содержательном этапе проекта необходимо реализовать систему образовательных ситуаций по решению поставленных задач. Интерес воспитанников к проблеме, подведение к самостоятельному формулированию темы проекта обеспечил игровой прием: появление волшебного сундучка «правоспасателей». Появляющиеся в сундучке иллюстрации сказок, видеосюжеты, сказочные персонажи, эмблемы и др., в ходе проблемных ситуаций, помогают детям найти правильное решение, соответствующее нормам и ценностям взаимоотношений в мире.

Предлагаем использовать игры с правилами, соответствующие специфике детей старшего возраста. В совместной деятельности педагога с воспитанниками организовать игру «Обязанность – это то, что подлежит исполнению», включающая схемы обязательного поведения в детском саду, дома, в гостях, в транспорте и др.

Особая роль придается сюжетно-ролевым и театрализованным играм. В ходе игровой деятельности актуализировались положительные взаимоотношения детей, подчеркиваем положительные морально- нравственные качества сказочных и реальных героев. Совместное обсуждение с воспитанниками каждой образовательной ситуации способствует не только закреплению представлений дошкольников о своих правах и обязанностях, но и обеспечивает соотнесение детьми усвоенных норм с собственным опытом взаимодействия с людьми.

На третьем заключительном этапе предоставляем результаты проекта.

Анализируя результаты проекта, мы смогли отметить наличие у воспитанников системных представлений о своих правах и обязанностях, понимание детьми важности организации взаимоотношений с окружающими людьми, в соответствии с нормами общения и поведения, проявление важных нравственных качеств: доброжелательности, уважения, любования, восхищения и др. в повседневной жизни. Отмечается повышенный уровень компетентности родителей в вопросах правовой грамотности.

Таким образом можем сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством правового воспитания старших дошкольников. Она позволяет организовать в условиях дошкольного образовательного учреждения интересную системную совместную деятельность детей, педагогов и родителей в единстве когнитивного, эмоционального и действенного компонентов.

Литература:

1. Дремова В. В. Права ребёнка: нормативные правовые документы. М: Издательство «ТЦ Сфера», 2005. 96 с.

2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.

3. Калинина Л. В. Изучаем права вместе с любимыми персонажами. Ребенок в детском саду. 2008. №3. 44-45 с.

4. Козлова С. А. Мы имеем право. Учебное методическое пособие. М: Издательство «Обруч», 2010. 208 с.

5. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. Учебное методическое пособие. СПб: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

6. Плясова С. Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. 2010. №5. 22-26 с.

7. Порхунова В. В. Правовой статус ребёнка в образовательном учреждении Н. Новгород, 2005, 128 с.

8. Претуляк Л. Б. Детская правовая школа – Росток. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 2013. 52- 59 с.

9. Харитончик Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. 228 с.

10. Шорыгина Е. А. Беседы о правах ребёнка. М: Издательство «ТЦ Сфера». 2008. 144 с.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правовое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2021 в 14:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД