Кристина Мелёшкина
«Закликание весны». Праздник для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Закликание весны
Праздник для детей старшей и подготовительной к школе групп.
В старину самым распространённым и любимым, особенно у детей был обряд «закликания весны» (народный праздник «Сороки», проводится 22 марта). Обряд сопровождается пением или выкрикиванием специальных весенних песен веснянок, закличек, смысл которых — приглашение-призыв весны и птиц. Кликание должно было способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждению природы и ее жизненных сил. Из теста выпекали фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками».
Публикация «„Закликание весны“, Праздник для детей старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Дети подкидывали «жаворонков» вверх, бегали с ними, изображая полет птиц.
Цель: Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству. Знакомить с календарно-обрядовым фольклором.
Оформление зала: Панно, на котором изображены берёзки со скворечниками, солнце за облаком, летящие птицы.
Атрибуты: Прутник с «жаворонком», свистульки, трещотки. Испечённые из теста жаворонки. Расшитое полотенце.
Музыкальный руководитель и фольклорная группа в русских народных костюмах. Девочки в шубейках, юбках, сапожках, павлопосадских платках. Мальчики в шубейках, брюках, ботинках, лёгких шапочках.
Под народные наигрыши входят дети старшей и подготовительной к школе групп, садятся.
Играя на глиняных свистульках, стайкой входят десять детей (занимающихся в фольклорном кружке). Направляющий ребёнок несёт на прутике жаворонка из теста. Выстраиваются у центральной стены лицом к залу.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, люди добрые! (Кланяется.) Приятно видеть вас в добром здравии. Сейчас мы вам поведаем, как в далекую старину встречали русские люди весну-красну.
Музыкальный руководитель запевает. Фольклорня группа подхватывает.
Подай, Боже, ключик
Подай, Боже, ключик! (2 раза каждую строчку.)
Зиму замыкати,
Весну отомкнути.
Зима на возочке,
На одном полозочке.
А лето в карете.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте вместе позовём Весну.
Песня повторяется, дети садятся.
1-й ребенок (сделав ладони рупором, закликает).
Весна, весна красная!
Все дети (выполняют земной поклон, поднимают руки вверх).
Приди, весна, с радостью!
С великою милостью!
Со льном высоким! (Поднимают руки вверх.)
С корнем глубоким! (Приседают, опустив руки.)
С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами.)
Хлебом обильным! (Руками держат «каравай».)
По просьбе музыкального руководителя все дети повторяют закличку.
Поют песню «Чувиль-виль-виль».
Чувиль-виль-виль
Музыкальный руководитель запевает. Фольклорная группа подхватывает.
Чувиль-виль-виль
Жаворонушки!
Прилетите к нам!
(Подняв руки, манят кистями.)
Принесите нам
Лето теплое (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь в право)
Нам зима надоела (делает притоп на слово «ма».)
Весь хлеб переела! (делают притоп на слово «хлеб»).
2-й ребёнок (говорком).
Весна-красна,
На чем пришла?
Фольклорная группа: На кнутике,
На хомутике.
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки-и! (На «и» глиссандо вверх.)
Музыкальный руководитель: Позовём все
вместе жаворонушек!
Песня повторяется.
Музыкальный руководитель: А теперь пора
солнышко звать-закликать
3-й ребенок (начинает закличку с хлопками).
Солнышко, покажись!
Фольклорная группа:
Ясное, снарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее,
Сядь на пенек,
Посвети денек!
Музыкальный руководитель предлагает все детям ещё раз позвать солнышко. Закличка повторяется.
Воспитатель на центральной стене за нитку передвигает облачко, открывая солнышко.
Музыкальный руководитель: Хорошо позвали, услышало нас солнышко! Засветило ласково. И птички к нам вернулись!
Фольклорная группа исполняет песню «Летели две птички», подыгрывая на свистульках и трещотках.
Летели две птички
1. Летели две птички,
Ростом невелички (дети стоят шеренгой, поют).
Припев:
Ой, сад, виноград,
Зеленая роща. 2 раза
2. Как они летели -
Все люди глядели (две солиста — мальчик из подготовительной группы и девочка из средней — бегут по кругу перед шеренгой, помахивая руками).
Припев.
3. Как они садились -
Все люди дивились (два солиста, присев лицом друг к другу, выполняют встречные хлопки).
Припев.
4. Как они вставали -
Крыльями махали (солисты встают, машут руками).
Припев.
5. Как они прощались -
Крепко целовались. (На сильную долю такта «целуются» - наклоняясь друг к другу, касаются друг друга то правой, то левой щечкой. На слабую долю такта — выпрямляются, повторяют действия три раза. Руки за спиной.)
Припев. Солисты, помахивая руками, бегут в разные стороны, встают один в начале, другой — в конце шеренги, кланяются.
Музыкальный руководитель предлагает другим детям повторить инсценировку песни. Дети из фольклорного кружка встают в пары с желающими.
Проводится игры «Селезень утку загонял», «Тетерка» со всеми детьми.
1. Селезень утку загонял,
Селезень серу загонял.
«Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой».
2. У нас семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
Играют дети старшей группы. Дети встают в круг. Выбирается мальчик-селезень. Он выбирает девочку-утицу, выводит ее на середину круга, а сам уходит за пределы круга. Дети с песней
кружатся по кругу, взявшись за руки, хороводным шагом. Селезень движется противоходом за пределами круга. Время от времени, но не часто делает вид, что хочет под руками детей войти в круг к утице. Дети слегка отпускают руки не прекращая движение. Утица стоит в центре, стыдливо поглядывая на селезня. С концом песни дети останавливаются, поднимают руки, образуя «воротики». Селезень догоняет убегающую утицу, дети ему препятствуют, а утице помогают. Если селезень догоняет утицу, то выводит ее на середину круга, целует в щечку, затем провожает на место, кланяется и встает с ней рядом.
При желании выбирается новый селезень.
Проводится игра «Тетерка».
Кри, кри, кри,
Тетерка шла,
Кри, кри, кри,
За собой детей звала.
Кри, кри, кри,
Она маленькая,
Кри, кри, кри,
Аккуратненькая.
Кри, кри, кри,
Затворяй ворота,
Кри, кри, кри,
Целоваться пора! (Говорком.)
Мальчики приглашают девочек, встают парами в колонну в центре зала. Перед колонной двое детей или воспитателей образуют руками «ворота». С песней дети проходят в «ворота» за направляющей парой и возвращаются в конец колонны. На слова «затворяй ворота» воспитатели опускают руки, преграждая паре путь. Пара целуется (дети трижды дотрагиваются друг до друга то правой, то левой щечками). «Ворота» открываются, игра повторяется.
В конце праздника повара вносят два подноса с жаворонками из теста. Поздравляют с приходом весны, желают здоровья и отдают подносы воспитателям двух групп. Все уходят в группу пить чай. Воспитатель, раздавая за столом печенье, говорят: «Жаворонки прилетели, на ладошку детям сели».
Стихи о весне
Тает снег, сосульки плачут,
Ручейки бегут, звеня,
Ветер тёплый — это значит,
Что уже пришла весна.
Нет в помине зимней стужи,
Под проталиной парок,
У гнездовья птицы кружат,
Весел солнечный денёк!
А сегодня в небе синем
Снежной дымкою вдали
Друг за другом строгим клином
Пролетали журавли.
Весна! Весна пришла опять!
С утра смотрю в окошко.
Я выхожу теперь гулять
В резиновых сапожках.
Ручьи бегут и тут и там,
В них солнышко искрится,
Грачи гуляют по полям,
Звенят в саду синицы.
Весна! Как радостно дышать
В саду у первых почек
И в тёплый день потом встречать
Раскрывшийся листочек.
Я не гуляю просто так,
А радуюсь и знаю:
Весна приходит неспроста -
Я тоже подрастаю.