Предметная деятельность детей раннего возраста. Сенсорное развитие.

Наталья Лескова
Предметная деятельность детей раннего возраста. Сенсорное развитие.

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности является одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - говорится в пункте 4.7 ФГОС. В соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации ", вступившим в силу с 1 сентября 2013 года дошкольная ступень приобретает статус полноценного уровня системы дошкольного образования. Новая образовательная программа исходит из того, что ранний дошкольный возраст имеет определяющее значение для всего последующего развития личности. По мнению известных российских и зарубежных ученых,педагогов и психологов,посвятивших всю свою жизнь изучению развития ребенка раннего возраста,таких как П. Я. Гальперин,Л. Н. Павлова,Л. А. Венгер,С. Л. Новоселова,Э. Г. Пилюгина,М. Монтессори,Ф. Фребель,О. Декроли ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности,особенно ее интеллектуального развития. В этот период происходит такое интенсивное развитие мозга,которое не будет ни в одном из последующих периодов жизни. Основным видом деятельности в этом возрасте является предметная. В рамках этой деятельности происходит зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Основные достижения-это развитие восприятия,внимания,памяти,мышления,речи и,конечно же,сенсорики. Если малышу в это время не будет уделено достаточно внимания,то в дальнейшем потребуется масса усилий,времени,чтобы наверстать упущенное. Каждый человек, только появившись на свет,уже готов к восприятию окружающего мира:он способен видеть,слышать, чувствовать. Полноценное развитие ребёнка невозможно без опоры на восприятие-это непосредственное,чувственное отражение действительности в сознании,способность различать, усваивать явления внешнего мира. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорикой.

Сенсорное развитие ребёнка-это формирование представлений о внешних признаках предметов:их форме,цвете,величине,положении в пространстве,а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,накопления представлений об окружающем. С восприятия предметов и явлений начинается познание-поэтому сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка,который необходим для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величины,формы. цвета.Эталонная система включает в себя: -основные цвета; -пять форм (круг,квадрат,треугольник,прямоугольник,овал); -три величины (большая,средняя,маленькая). - Основной задачей сенсорного развития детей раннего возраста является подготовка их к усвоению сенсорных эталонов,накоплению представлений оцвете,форме,величине предметов и других его свойств. В этом возрасте нужно знакомить малыша,давать ему представления о цвете,форме и величине,но при этом не следует добиваться от ребенка запоминания и употребления слов,обозначающих свойства предметов. Главное,что б он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Основная образовательная программа нашего дошкольного учреждения нацеливает нас на то,социальная ситуация развития ребёнка раннего возраста,т. е. становление предметной деятельности,осуществляется совместно со взрослыми,создавая "зону ближайшего развития". С этой целью я организую с детьми совместное рассматривание предметов. игрушек,ориентируюсь на цвет,форму величину путём использования дидактических игр и упражнений.

Таких как "Чудесный мешочек","Разложи шарики по коробочкам ","Катаем шары", "Коробочка с секретом" и др. В ходе этой деятельности я стараюсь эмоционально заинтересовать детей,используя потешки,стихи,прибаутки, чтобы у малышей формировался познавательный интерес и желание действовать с предметами и при этом ненавязчиво даю знания о цвете, форме,величине игрушки,предмета. Ежедневно с детьми провожу два занятия-одно утром, другое вечером,по подгруппам, использую методические разработки В. В. Гербовой, О. А. Смоленцевой,С. Н. Теплюк,Т. С. Комаровой,Л. Н. Павловой.

Непосредственно организованную образовательную деятельность я организую так, чтобы вызвать у детей желание играть,заниматься со мной и с другими детьми. Для этого использую яркие. красочные игрушки,картинки,книжки, предметы. В моей группе много дидактических игр,пособий,изготовленных своими руками по сенсорному развитию детей.Игры на цвет: -"Разложи шарики по коробочкам" -"Разноцветные кармашки" -"Четвертый лишний" -"Кто в каком домике живет"Игры на величину:-:Три медведя" -"Большой-маленький" -"Собираем урожай"Игры на форму: -"Найди предмет такой же формы" -"На что похож" -"Разложи фигуры по домикам"Игры на количество: -"Много-один" -"Наполни баночки" Игры на развитие целостного образа предмета: -"Картинки-половинки" -"Собери картинку из кубиков" -"Собери целое" - Овладение детьми навыками по сенсорному развитию проходит пе только на специально организованных занятиях,играх,но ив режимных моментах,в самостоятельной деятельности. Для этого в группе созданы и оборудованы пять основных центров,содержание которых регулярно меняется в соответствии с тематикой планирования работы с детьми. - Период раннего развития ребенка-время развития мозговых клеток.

Именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей,зарождение универсальных предпосылок учебной деятельности. Цель раннего развития-не сделать из ребенка гения,а дать ему такое образование,чтобы он имел пытливый ум,здоровое тело,был сообразительным, добрым,инициативным,способным на творческий подход к любому делу,с активной жизненной позицией,с высокоразвитыми сенсорными способностями.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Музыка как условие эмоционального благополучия дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования Слайд №1 Титульный. Слайл №2 ФГОС, его документальная основа, основные принципы и первая задача. Слайд №3 Эмоциональное благополучие дошкольника,.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Предметная деятельность детей раннего возраста. Сенсорное развитие.
Опубликовано: 4 января 2015 в 18:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День сказки «Морозко» на МААМ

Очередной тематический день посвящен волшебной истории, интерес к которой возрастает с приближением Нового года. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы еще раз прочесть ребенку любимую сказку...

24 ноября. День моржа

Экологический праздник День моржа был учреждён в 2008 году. В последние дни осени эти животные, которые, наряду с белыми медведями, являются символами Арктики, откочёвывают на юг, на зимовку, и устраивают...

Фотоотчёт «Изучаем ПДД»
Научить малышей правилам дорожного движения, объяснить детям, что такое светофор, пешеходный переход, зебра и как нужно вести себя на дороге - это задача для...
Фотоотчёт «Музыкальный календарь. Осень 2020 года»
Заканчивается осень. Предлагаю вспомнить какие музыкальные подарки она подарила нам в этом году. Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию...