Екатерина Полякова
Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Е. И. Тихеева. В раннем возрасте характерен быстрый темп развития организма, в это время активно развивается сенсорика, движения, малыш овладевает речью. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как умение слушать, смотреть, сравнивать, различать, обобщать которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний, жизненного опыта. [ Тихеева Е. И. Развитие речи детей стр. 6] Насыщая групповое пространство, мы позаботились в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста,» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Группа должна быть оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень речевого развития детей.
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Предметно-пространственная развивающая среда построена с учетом основных функций:
Организующая функция имеет в своей основе цель-предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
Воспитывающая функция среды должна быть тщательно сориентирована на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.
Развивающая функция в воспитательно-образовательной работе наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили или начинают создавать багаж для следующей ступени развития.
Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные, основные функции, в работе с детьми, при ее проектировании и создании мы ориентировались на следующие принципы:
- принцип эмоциогенности среды развивающая среда группы обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции.
- принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей (развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПиН и нормам безопасности).
- принцип разумности и целесообразности при выборе игрового материала руководствовались интересами детей и педагогической целесообразностью, предпочтение отдавали игрушкам, способствующим стимулировать развитие ребёнка.
-принцип активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности предметно-развивающая среда группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года.
- принцип индивидуального подхода мы стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого малыша;
- принцип зонирования благодаря организации различных игровых зон и уголков, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской.
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению способами деятельности.
Так же накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, физ. минуток, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).
Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию диалогической речи.
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как «Что из чего», «Чья мама»…
Большое значение для развития речи малыша имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослым.
При организации непосредственно образовательной деятельности используется много наглядного материала, игр и игровых упражнений, побуждающих ребенка говорить. Использование театрализации, двигательной активности детей делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Для совместной, подгрупповой и индивидуальной работы собран материал по темам: «Фрукты и овощи», «Скажи наоборот», «Волшебные слова», «Что летает, едет, идет?» «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.
С детьми проводятся игры-занятия по развитию речи : «Кому угощение», «Посылка», «Что изменилось?», «Лошадка» и другие.
В одну из них я предлагаю вам поиграть : «Продолжи историю»
Цель: развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например: «Зайчик отправился. Куда? Зачем?». Или более усложненный вариант: «Маша пошла в магазин чтобы». Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно - развивающей среды группы способствует развитию познавательно - речевых навыков детей. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.