МААМ-картинки

Предметно-игровая среда, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста

Матыцына Ирина
Предметно-игровая среда, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет жизни ребенка и прямой зависимости качества их проживания от социальных условий, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды.

Публикация «Предметно-игровая среда, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста» размещена в разделах

Уместно вспомнить, что именно в России сложилась уникальная система ясельного воспитания. У истоков педагогики раннего детского возраста стояли замечательные ученые – Н. М. Аксарина и Н. М. Щелованов. Большой вклад внесли их ученики и последователи К. Л. Печора, Л. Н. Павлова, С. Л. Новоселова, Е. Б. Волосова и др. В современных общественных условиях потребность в группах для детей раннего возраста не только не потерялась, но даже возросла.

Развитие ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, который вводит его в окружающий мир, мир предметов, явлений, чувств. Таким взрослым для малыша, посещающего ясельки, становится воспитатель. И воспитатель ответственен за создание предметно-игровой среды.

Почему тема «Предметно-игровая среда как условие оздоровления детей раннего возраста» затронула меня? Потому что в ходе своей воспитательно-образовательной работы я столкнулась с рядом тревожных показателей психофизического здоровья малышей. Например, нервозность, плаксивость, излишняя стеснительность, зажатость или наоборот гиперактивность, неотрегулированные процессы торможения- возбуждения нервной системы, слаборазвитая мускулатура, мышечная деятельность, задержка развития речи и т. д. Более половины детей, приходя в детский сад, не имеют 1-ой группы здоровья.

Чем это обусловлено? Думаю, что причин несколько – кризисные политико-экономические отношения в обществе, экологические проблемы, падение морально-нравственных устоев, отсутствие мотивации в здоровом образе жизни приводят к повышенной невротизации взрослого населения, что ведет за собой понижение уровня психофизического здоровья детей. По данным Центра психического здоровья РАМН, 8-10% малышей в возрасте до 3-х лет находятся на учете у невропатологов по поводу пограничных нервных заболеваний.

Таким образом, целью своей работы я считаю укрепление здоровья детей, как физического, так и психического. Ориентируясь на цель и исходя из того, что психофизическое развитие ребенка зависит от окружающей его среды, на практике я стремлюсь создать в группе такую предметно-игровую среду, которая служит пространством развития и оздоровления детей.

Организовывая в группе предметно-игровую среду обязательно учитываю показатели физического развития и особенности психического развития детей раннего возраста, для того чтобы в процессе воспитания совершенствовать умения и навыки соответственно данному возрасту, иначе в ближайшем будущем неизбежно произойдет их задержка.

Взяв за основу методическое пособие Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста» выделила следующие показатели-ориентиры развития детей раннего возраста :

1- интенсивный темп физического развития;

2- сенсомоторная чувствительность;

3- подражательность и ситуативность;

4- повышенная эмоциональность;

5- Стремление к самостоятельности и становление у ребенка своего «я».

Разрабатывая в группе предметно-игровую среду, и разбивая ее на предметно-игровые зоны, руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип активного движения, позволяющий детям совершенствовать и обогащать двигательный опыт.

2. Принцип разнообразия предметов и предметной деятельности, позволяющий ребенку развивать сенсомоторную чувствительность.

3. Принцип общения «глаза в глаза», позволяющий установлению близкого доверительного контакта.

4. Принцип безопасности и стабильности предметного пространства, снимающий с ребенка эмоциональную напряженность.

5. Принцип поощрения самостоятельности и накопления опыта предметно-игровой деятельности.

Исходя из принципов организации предметно-игровой среды в группе раннего возраста как пространства оздоровления детей я большое внимание уделяю наличию в группе :

1. Физкультурного оборудования и пособий, предназначенных для физического развития маленьких детей. В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, погремущки; различные мячи (резиновые, теннисные, мячи-массажеры) разных размеров; мешочки с песком, для упражнения в равновесии и т. д. ; лесенка, около которой обязательно лежит матрасик, страхующий ребенка при подъеме; кегли, ребристые дорожки, пуговичная дорожка для профилактики плоскостопия и массажа ног; массажные рукавички, резиновые кольца для массажа рук; большой гимнастический мяч для развития гибкости позвоночника и координации движений; обручи, шнуры, диск «Здоровье». Обязательно проверяю безопасность использования физкультурного оборудования, его прочность.

В режимные моменты физического развития детей входят утренняя зарядка, и гимнастика после сна. Маленьким детям не интересно делать зарядку как комплексный набор общеразвивающих упражнений, поэтому зарядку стараюсь провести в игровой форме, чтобы вызвать у детей желание заниматься физкультурой. Дети очень любят делать зарядку под бодрую музыку, или под ритмичную речь, которая является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Заметила, что ритм речи способствует у детей развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения у детей становятся более выразительными, плавными. При помощи речи с движениями у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Гимнастика после сна включает в себя несколько общеразвивающих упражнений и массаж рук, ног, живота, спинки. Детям очень нравится самим надевать массажные рукавички, растирать себя и друг друга. Приятно наблюдать за тем, как дети эмоционально откликаются на проведение зарядки и гимнастики, у них поднимается настроение, их активность направлена на желание быть здоровыми.

Провожу с детьми закаливающие мероприятия: обливание ручек попеременно теплой и прохладной водой, пробежку босиком по «пуговичному» коврику после сна.

Прививаю детям санитарно-гигиенические навыки, умывание после принятия пищи, причесывание после сна и в течение дня по необходимости, организовываю с детьми игры – беседы по сказкам, стихам ( например:

«Мойдодыр», «Федорино горе» и т. д.) .

2. Окружающий мир привлекает ребенка новизной неопознанного. Окружающий мир – это, прежде всего, предметный мир, поэтому именно на основе сенсорной чувствительности происходит его изучение. Предметы ближайшего окружения являются для него первой ступенью познания мира. Поэтому уголок сенсорики содержит, пирамидки, башенки, мисочки-вкладыши, втулки разных размеров и цветовых оттенков, а также различные дидактические игры и игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук. Стараюсь, пополнять уголок дидактическими играми типа «Лото» и «Парные картинки». Очень нравится детям мозаика, а также пазлы, наборы разрезных картинок на кубиках, развивающие игры с плоскостными формами. В основе действий с плоскостными геометрически формами, которые можно рассматривать как сенсорные «эталоны» заложена идея моделирования.

Заметив, что дети увлеченно играют с «бросовым» материалом – разноцветными пробками от пластиковых бутылок, спичечными коробками, деревянными палочками, тесьмой с нашитыми пуговицами, изготовила игрушку, из цветных пластиковых крышек – «Змейка»- для изучения цветов и как физкультурное пособие для обучения детей ходить друг за другом, строится в круг.

3. Работая с малышами третьего года жизни, я обратила внимание, что в играх они начинают брать на себя разные роли. Это может быть игра с куклой в роли мамы или лечение зверушки в роли врача. Роль требует от ребенка относительно развитого воображения, умения решать какие-то «профессиональные задачи» : врач должен сделать укол и дать лекарство – значит, требуется какая-то условность, которая отличает игровое поведение ребенка именно в этой роли. Например, водитель будет вести себя не так как летчик. Как правило, ребятам помогает условное звукоподражание. Машина «бибикает». Самолет взмывает с шумовым оформлением «р-р-р» и т. п. Все эти тонкости придут только к концу третьего года жизни. Чтобы обеспечить полноценное развитие игровой деятельности необходимо чтобы окружающая среда обогащала игровые сюжеты. Ввиду того, что ролевая, пусть даже элементарная игра входит в деятельность детей, окружающая среда должна быть обогащена специальными аксессуарами, на что я, как воспитатель, обращаю особое внимание. Пополняю игровые уголки специальными аксессуарами: шапочками, элементами профессиональной одежды, символами (красный крест – медицина, цифровое обозначение 01- пожарные и т. п., предметами, вводящими ребенка в роль. В группе обустроена кукольная «комната», в которой дети разворачивают игровые сюжеты. Она состоит из спальни, кухни, гостиной (имеется гладильная доска с утюжком, кукольная посуда, набор одежды и т. п.). Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию. Играя с детьми в кукольной комнате не делаю акцент только на девочках, стараюсь привлекать в игру и мальчиков, так как уверена, что игры с куклами вызывают в детях положительные чувства заботы, доброты, ласки и прививают им любовь к близким и воспитывают ответственность в поведении.

4. Следует принять во внимание, что малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому в группе имеется крупный и мелкий строительный материал. Конструирование дает возможность для развития творческой стороны интеллекта, поэтому в конструктивных играх с детьми я использую спичечные коробки, пуговицы, деревянные палочки и т. д., что способствует совершенствованию координации движений, мелкой моторики рук, воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания,

5. Чтобы удовлетворить потребность детей раннего возраста в наблюдениях за растительным и животным миром, в групповом пространстве создана «зеленая зона, в которой имеется: аквариум с рыбками, различные комнатные растения. Наличие «зеленой зоны» позволяет сформировать элементарные трудовые навыки и заложить основы бережного отношения к природе. Приятно видеть, как малыш старается проявить заботу о «братьях наших меньших». Обращаю внимание детей на комнатные растения, вместе с детьми рыхлим землю в горшочках, поливаем, протираем пыль с листьев. Так же рядом с уголком природы имеется комплекс для игр с песком и водой. В осеннее-зимний период года этот вид занятий особенно интересен для малышей в условиях помещения. Используя, вышеназванный комплекс в игровой форме провожу занятия по ознакомлению с окружающим, вместе с детьми экспериментируем, познаем физические свойства песка, воды и предметов.

6. Малышей отличает любовь к книге, желание неоднократно прослушивать любимые произведения. Воспитывая уважение к книге и бережное отношение к ней, привлекаю детей к оформлению книжного уголка. Вместе расставляем книжки, проводим замену прочитанных книг на новые, «лечим» порванные книжки. Уголок книги – любимое место ребят.

7. Чтобы развить воображение у детей, вызвать эмоциональный отклик на прочитанную или рассказанную сказку, войти в роль, использую уголок ряженья, который постоянно пополняется новыми костюмами в зависимости от того произведения (стихотворения, сказки, потешки и т. д.) , которые были прочитаны детям.

Третий год жизни – переходный период от раннего детства к младшему дошкольному, в котором должно сформироваться важное психическое новообразование - становление у ребенка своего «я», как необходимый показатель его психофизического здоровья. В сотворчестве воспитатель – ребенок, в направлении ребенка к познанию окружающей действительности через различные виды деятельности я вижу смысл своей работы.

Нельзя ни сказать о роли родителей, ведь здоровье их детей зависит в большей степени от них. Отношение к здоровью детей в каждой семье свое, поэтому работая с родителями, для себя выделила три типа семей:

- родители, которые уделяют много внимания здоровью и развитию ребенка в младенчестве, а с приходом ребенка в детский сад вопросы воспитания и оздоровления отодвигают на систему общественного воспитания и систему здравоохранения.

- родители, которые большее внимание уделяют физическому здоровью ребенка, а вопросами психического развития интересуются недостаточно.

- родители, заботящиеся о психофизическом развитии ребенка и его оздоровлении.

Опорой в моей работе служит последний тип семьи. Такая семья активно принимает участие в жизни группы, детского сада. Со вторым и первым типом семей веду беседы для того, чтобы родители осознали, что не только о физическом здоровье надо заботиться, но заботиться о комплексном оздоровлении детей, предлагаю литературу на данную тему. Как лучше организовать режим дня в домашних условиях, как привить санитарно-гигиенические привычки, как направить детей к здоровому образу жизни, каких принципов придерживаться при воспитании детей, как организовать досуг детей дома, и многие другие вопросы ставлю перед родителями на собраниях. Проводя родительские собрания, стараюсь организовать их в форме бесед, «круглых столов» - для того, чтобы родители чувствовали себя участниками диалога, чтобы в процессе обсуждения вырабатывалась общая точка зрения и общая система действий, направленных на оздоровление детей.

Работа с родителями трудоемкая, но важная, так как основы здорового образа жизни должны закладываться в семье. Ведь семейный уклад служит примером для ребенка.

Результатом этой планомерной, систематической работы в тесном взаимодействии с родителями является быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям детского сада, снижение заболеваемости, повышение уровня физического развития, положительного эмоционального самочувствия.

В современных условиях детский сад должен выступать проводником здорового образа жизни и гарантом укрепления психофизического здоровья детей. Охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика отрицательных эмоций и нервных срывов, полноценное физическое развитие должны осуществляться за счет организации предметно - игровой среды, ориентированной специально на ранний возраст и позволяющей ребенку проявить себя во всех видах деятельности.

Публикации по теме:

«Среда обитания в ДОУ»«Среда обитания в ДОУ» На первом шагесоздания "Среды обитания в ДОУ" мы обращаемся к изучению нормативных документов, методической литературы и учебно- методических.

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-игровая среда, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста
Опубликовано: 16 января 2013 в 16:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-игровая среда, как условие оздоровления детей в группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Матыцына Ирина (УИ 59964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД